Дидактическая игра «Посчитай»

Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными.

Первый заяц, второй заяц … пятый заяц.

Один заяц, два зайца … пять зайцев.

 

Тема «Домашние животные»

Дидактическая игра «Назови семью»

Цель: закрепить знания детей о домашних животных и их детенышах.

Он – кот, она – кошка, детеныш(и) – котенок (котята).

Он – конь, она – лошадь, детеныш(и) –жеребенок(жеребята).

 

Дидактическая игра «Кто кем был»

Цель: расширять и активизировать словарный запас. Учить образовывать форму творительного падежа имен существительных. Закреплять название детенышей животных.

Материал: предметные картинки с изображением взрослых домашних животных и их детенышей.

- Кем был бык? – Бык был теленком.

- Кем был пес? – Пес был щенком.

 

Дидактическая игра «Отгадай, кто это?»

Цель: учить подбирать предмет к действию.

(Взрослый загадывает загадку, а ребенок её отгадывает.)

Сторожит, грызет, лает? - ….

Хрюкает, роет? - ….

Ржет, бегает, скачет? - ….

Мяукает, лакает, царапается? - ….

Мычит, жуёт, ходит? - ….

(Затем аналогичные загадки загадывает ребенок.)

Тема «Перелетные птицы»

Дидактическая игра «Чье гнездо?»

Цель: учить образовывать притяжательные прилагательные от имен существительных.

Материал: предметные картинки перелетных птиц и птичьих гнезд.

Дети рассматривают картинки и называют перелетных птиц.

Затем педагог показывает картинки гнезда и птицы, задает вопрос: «Чье гнездо?» Дети отвечают.

-Лебединое гнедо.

-Журавлиное гнездо.

 

Дидактическая игра «Образуй слова»

Цель: расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в образовании действительных причастий настоящего времени.

Материал: предметные картинки перелетных птиц, мяч.

 

Поет                               Поющая

Щебечет                       Щебечущая

Улетает                         Улетающая

Кормит                          Кормящая

Плывет                          Плывущая

Кричит                          Кричащая

Голодает                      Голодающая

Дидактическая игра «Улетели птицы»

Цель: упражнять в словоизменении: употребление родительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе.

Нет (кого?) – нет лебедя, утки ….

Нет (кого?) – нет лебедей, уток ….

 



Тема «Лес. Деревья»

Дидактическая игра «Родственные слова»

Цель: развивать у детей понятие родственных слов. Упражнять в словообразовании.

Материал: мяч.

Береза.                 Березонька, березка, березовый, подберезовик.

Осина.                  Осинка, осиновый, подосиновик.

Дуб.                        Дубок, дубовый, дубочек, дубина.

Рябина.                  Рябинка, рябинушка, рябиновый.

Клен.                      Кленовый, кленок.

Сосна.                   Сосенка, сосняк, сосновый.

Ель.                              Елка, елочка, ельник, еловый.

Дидактическая игра «Родственные слова»

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.

Лес (какой?) – еловый, сосновый, кедровый ….

Шишка (какая?) – еловая ….

Иголки (какие?) – еловые ….

 

Тема «Головные уборы»

Дидактическая игра «Исправь ошибку»

Цель: учить понимать значение притяжательных местоимений.

Моя сапоги, мой шапка, мое перчатки, мои шарф ….

 

Дидактическая игра «Назови, какие»

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.

Сапоги из резины – резиновые сапоги.

Шапка из шерсти – шерстяная шапка.

Перчатки из кожи – кожаные ….

 



Тема «Дом и его части. Мебель»

Дидактическая игра «Назови, какой дом»

Цель: упражнять в образовании сложных слов.

Дом – одноэтажный, трехэтажный … многоэтажный.

 

 

Дидактическая игра «Измени слово»

Цель: упражнять в падежном и предложном согласовании.

Изменить слово «окно» в контексте предложения.

В доме большое …. В доме нет …. Я подошел к …. Я мечтаю о большом …. У меня растут цветы под ….

Дидактическая игра «Назови, какой»

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.

Шкаф сделан из дерева, значит он деревянный.

Кровать сделана из железа, ….

Диван сделан из кожи, ….

Стул сделан из пластмассы, ….

 

Тема «Профессии»

Дидактическая игра «Назови, какой»

Цель: упражнять в употреблении дательного, винительного, родительного падежей иен существительных.

Почтальон принес письмо (кому?) – маме, сестре ….

Что мы нашли в почтовом ящике? – газету, открытку ….

Чего не стало в почтовом ящике? Газеты, журнала ….

 

Дидактическая игра «Кем ты будешь?»

Цель: упражнять в употреблении глаголов будущего времени.

Я буду строителем, построю дом.

Я буду ….

 

Дидактическая игра «Ответь на вопрос»

Цель: упражнять в употреблении предлога в.

Куда пойдет мама, если нужен врач?

Куда ты пойдешь, если нужно сшить платье?

Куда нужно пойти, чтобы купить лекарство? хлеб?

Тема «Посуда, продукты питания»

Дидактическая игра «Какое это блюдо?»

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.

Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей)?

Какая каша из … (пшена, геркулеса, манки …)?

Какое варенье из … (яблок, сливы, абрикоса, малины …)?

Какой сок из … (моркови, груши, апельсина …)?

Какая посуда бывает … (стеклянная, металлическая, керамическая, фарфоровая, глиняная, пластмассовая)? Привести примеры. Почему она так называется? (Стеклянная – сделана из стекла.)

Дидактическая игра «Волшебный паровозик»

Цель: расширять и обогащать словарь. Закреплять навыки образования и правильного использования существительных с помощью суффикса ниц со значением вместилища.

Материал: большая картинка с изображением паровозика, 9 средних карточек – вагончиков, 9 маленьких картинок (сахар, сухарь, хлеб, суп, конфеты, селедка, салат, салфетка, перец).На стол выкладываются маленькие предметные картинки с изображением продуктов и предлагает «сходить в магазин за продуктами». Дети по желанию выбирают любую картинку и составляют предложение.

-Я купил хлеб. Я купил конфеты.

Педагог напоминает, что для каждого продукта есть своя посуда: для хлеба – хлебница, для конфет – конфетница. И с помощью интонации выделяет часть слова ниц, подчеркивая, что с ее помощью образуется новое слово.

 Затем педагог предлагает покататься на «Волшебном паровозике», где в вагончиках едет волшебная частичка ниц. Надо купленные продукты положить в вагончики и отгадать, какое новое слово получится (сахарница, сухарница, хлебница, супница, конфетница, селедочница, салатница, салфетница, перечница).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: