Цель: закрепить знание зимующих и перелетных птиц. Развивать зрительное и слуховое внимание.
Материал: предметные картинки перелетных и зимующих птиц.
Предметные картинки раскладываются в центре круга (изображением вниз).
Дети бегут по кругу на носочках и делают взмахи руками («летят»). По команде «Стоп!» дети поднимают и переворачивают картинки. Те дети, у которых оказались картинки зимующих птиц, приседают, а те дети, у которых на картинках перелетные птицы, делают взмахи руками.
Дидактическая игра «Скажи одним словом»
Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных.
Материал: мяч.
У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая).
У синицы желтая грудь, поэтому ее называют … (желтогрудая).
У снегиря красная грудь, поэтому его называют … (…).
У дятла красная голова, поэтому его называют … (…).
У вороны черные крылья, поэтому ее называют … (…).
У дятла острый клюв, поэтому его называют … (…).
У совы большая голова, поэтому ее называют … (…).
|
|
У свиристели звонкий голос, поэтому ее называют … (…).
У дятла длинный клюв, поэтому его называют … (…).
У сороки длинный хвост, поэтому ее называют … (…).
У совы большие крылья, поэтому ее называют … (…).
Тема «Моя страна»
Дидактическая игра «Добавь слово – неприятель»
Цель: упражнять детей в употреблении слов-антонимов. Способствовать пониманию и запоминанию пословиц.
Материал: мяч.
Родимая сторона – мать, а чужая … (мачеха).
От Родины веет теплом, а от чужбины …(холодом).
Собака лает на смелого, а кусает …(трусливого).
Худой мир лучше доброй …(ссоры).
Мир строит, а война …(разрушает).
Человек от лени болеет, а от труда …(здоровеет).
Тема «Защитники Отечества. Военные профессии»
Дидактическая игра «Образуй слова»
Цель: упражнять в образовании действительных причастий настоящего времени. Расширять и активизировать словарный запас.
Материал: мяч.
Солдат любит Родину. Любящий солдат.
Пограничник охраняет границу. Охраняющий пограничник.
Моряк сражается на море. Сражающийся моряк.
Пехотинец воюет за Родину. Воюющий пехотинец.
Танкист побеждает в бою. Побеждающий танкист.
Граждане живут в России. Живущие граждане.
Дидактическая игра «Кто служит в Армии»
Цель: учить образовывать имена существительные с помощью суффиксов -чик, - ист.
-чик: ракетчик, минометчик, летчик, зенитчик;
- ист: связист, танкист, артиллерист.
Дидактическая игра «Сосчитай»
Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными.
Один танк, два танка … пять танков.
|
|
Тема «Одежда»
Дидактическая игра «Закончи предложение»
Цель: упражнять в образовании имен прилагательных от имен существительных. Расширять и активизировать словарный запас.
Материал: мяч.
Пиджак из шерсти. Он (какой?) - Шерстяной.
Платье из шелка. Оно …
Футболка из трикотажа. Она …
Куртка из кожи. Она …
Шуба из меха. Она …
Пальто для бабушки. Оно …
Одежда для улицы. Она…
Сапоги из резины. Они …
Косынка из ситца. Она …
Сарафан для лета. Он …
Плащ для весны. Он …
Майка для детей. Она …
Брюки для Мужчин. Они…
Дидактическая игра «Расскажи, какая одежда»
Цель: учить детей составлять описательный рассказ о различных предметах одежды с опорой на схему.
Материал: схемы для составления рассказа, картинки с изображением различных предметов одежды.
Дети выбирают картинки с изображением одежды и составляют описательные рассказы с опорой на схему.
Тема «Женские профессии. Ателье»
Дидактическая игра «Кому что нужно»
Цель: упражнять в употреблении винительного падежа и дательного падежей имен существительных.
Повару – поварешка
Продавцу - …
Ножницы – портнихе
Бинт - ….
Дидактическая игра «Бывает – не бывает»
Цель: осмысление лексико – грамматических конструкций.
Повар варит суп. Суп варит повар. Суп варит повара. Суп сварен поваром.
Поваром сварен суп. Повар сварен супом. Супом сварен повар.
Дидактическая игра «Назови женскую профессию»
Цель: упражнять в словообразовании.
Повар – повариха
Учитель – учительница
Воспитатель - …
Художник - …
Певец - …
Скрипач - …
Пианист - …
Продавец - …
Тема «Морские животные»
Дидактическая игра «Найди домик»
Цель: закреплять знания детей о морских обитателях, пресноводных и аквариумных рыбах.
Материал: схемы с изображением аквариума, пруда и моря, предметные картинки животного мира.
На мольберт е размещаются схемы пруда, моря, аквариума. Затем из банка предметных картинок надо выбрать те, на которых изображены морские, аквариумные, пресноводные обитатели, и поместить под нужной схемой. Дети выполняют задание и объясняют свои действия.
Дидактическая игра «Какое слово не подходит?»
Цель: формировать умение различать слова по смыслу и по звучанию, находить в цепочке родственных слов лишнее.
Рыбак, рынок, рыбка, рыболов.
Вода, подводный, водоросль, водить.
Морской, море, морщина, моряк.
Тема «Животные жарких стран»
Дидактическая игра «Чей, чья, чье, чьи?»
Цель: упражнять в согласовании притяжательных прилагательных с существительными.
Голова (чья?) – львиная
Хвост (чей?) – львиный
Туловище (чье?) – львиное
Уши (чьи?) – львиные.
Дидактическая игра «Назови семью»
Цель: упражнять в словообразовании. Расширять и активизировать словарный запас.
Материал: предметные картинки взрослых животных жарких стран и их детенышей.
Детям предлагается рассмотреть картинки, «собрать» звериную семью вместе и назвать всех ее членов.
Папа – слон, мама – слониха, детеныш(и) – слоненок (слонятя).
Папа – лев, мама - …, детеныш(и) - ….
Тема «Животные холодных стран»
Дидактическая игра «Сосчитай животных»
Цель: учить согласовывать числительные с существительными.
Один морж, два моржа, … пять моржей.
Один тюлень, … пять тюленей.
Дидактическая игра «Сравни»
Цель: упражнять в составлении сложносочиненных предложений с союзом а.
Бурый медведь живет в нашем лесу, а белый ….
У бурого медведя шерсть коричневая, а у белого ….
Бурый медведь ест малину, мед, рыбу, а белый ….
Бурый медведь спит в берлоге, а белый ….
Тема «Птицы»
Дидактическая игра «Назови ласково»
Цель: учить образовывать слова с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.
|
|
Соловей – соловушка
Журавль - …
Лебедь - …
Скворец - …
Дидактическая игра «У кого – кто»
Цель: упражнять в словообразовании.
У грача – грачата, у скворца - ….
У грача – грачонок, у журавля - ….
Тема «Весна»