В 1803 Г- заседание негласного комитета прекратилось. Всю деятельность по проведению реформ стал координировать комитет министров. Состав : бывшие члены Негласного комитета

Лекция №9

По дисциплине «История»

Тема: Россия в первой половине X I Х века. Поиски путей модернизации.

 

Цель лекции: сформировать знания студентов об основ­ных направлениях и особенностях внутренней и внешней полити­ки России при Александре I и Николае I; об истоках формирования освободительной мысли в России.

 

План лекции

1. Внутренняя и внешняя политика Александра I.

2. Политическое и социально- экономическое положение России при Николае I.

Сложное переплетение социально- экономических, политических проблема первой половине 19в. ставило перед российским правительством непростые задачи, которые по-разному пытались решать правящие страной монархи и их приближенные.

Вопрос № 1. Внутренняя политикаи внешняя политика Александра I. Годы рождения (1777- 1825), годы правления  (1801 - 1825).

Летний Александр 1 пришел к власти после убийства его отца Павла 1. в результате заговора 11 марта 1801 г.   Он был старшим сыном Павла 1. Воспитанием Александра руководила бабушка Екатерина Великая. Он был воспитан в духе просвещенного абсолютизма. Его наставником с 1783 по 1795 гг. был Ф. Лагарг, швейцарский юрист, он был для него не просто учителем, но и нравственным авторитнтом. С раннего детства вынужден был лавировать между двумя враждебными дворами - бабушки и отца Екатерины 2 и ее сына  Павла 1. Екатерина 2 и ее идеи эпохи «Просвещения» закладывали в его характере: справедливость, равенство, свободу личности, его отец  заложил в нем мнительность, подозрительность, склонность к двуличию и притворству. Это было связано с тем, что во дворе отца царила военная дисциплина, суровая муштра.  Александр отличался нерешительностью, подозрительностью, болезненным самолюбием. Но вместе с тем обладал глубоким умом, получил хорошее образование. Он всегда вел себя как гибкий и осторожный политик, хитрый, изворотливый, умел скрывать свои мысли.

      Рано познав сущность самодержавия Александр испытывал отвращения к власти и помышлял об отказе от престола. Это намерение усилилось после гибели отца. Он по воспоминаниям современников хотел лишь провести некоторые реформы, укрепить законность, а потом отказаться от власти.

После вступления на престол Александра окружают бывшее окружение Екатерины 2. Воцарение на престол Александра 1 было с восторгом встречено русским дворянством. Дворяне требовали  возвращения тех привилегий, которые было потеряны при  Павле (введение в армии прусской муштры, сокращение дней барщины, запрещение дворянам не служить. Также они настаивали на сохранении крепостного права. Вступив на престол  Александр заявил, что буде править по законам Екатерины 2.

Вступив на престол, Александр I (1801-1825 гг.) отменил наиболее одиозные указы отца, Павла I,. Упразднил орган политического сыска - Тайную канцелярию (2 апреля 1801), восстановил Жалован­ные грамоты дворянству и городам, отменил запрет на выезды за границу, возвращены на службу уволенные офицеры, Наряду  с этим Александр попытался осуществить.целый ряд реформ. Для обсуждения насущных преобразований был создан - Негласный комитет входили личные приближененные, молодые друзья Александра. К ним принадлежали: граф В. Кочубей, граф П. Строганов и др.  Это был своего рода штаб по разработке проектов реформ.

Внутриполитическая деятельность Александра I отлича­лась противоречивостью, особенно в период до Отечественной войны 1812 г. Начало царствования Александра I характеризова­лось некоторым стремлением либеральному реформаторству.

Однако эти начинания ни в чем не коснулись устоев госу­дарства, то есть самодержавия и крепостного права. Хотя во время его правления были сделаны шаги на пути смягчения крепостнических порядков. Этому заключалось в следующем:

1801- - запрет на передачу казенных крестьян в частные руки;

Г- не дворянам было разрешено покупать землю без крестьян (важный шаг формирования буржуазной собственности на землю). 

Запрет на публикацию в газете объявлений о продаже крепостных крестьян;.

Важная мера в решении крестьянского вопроса «Закон о вольных хлебопашцах» (1803- 1858).  разрешил помещикам отпускать на волю крепостных с наделением их землей за выкуп.

1804- 1805 гг правительство приступило к отмене крепостного права в Прибалтике (на западной окраине империи). Однако если в Прибалтике крестьяне получали свободу без земли, то в центре страны дело застопорилось. Товарно- денежные отношения здесь были развиты слабо. Большинство помещиков не хотело отказываться от крепостного труда (он мало малопроизводителен, зато бесплатный). У большинства крестьян денег на выкуп не было.  Поэтому в последствии «закона о вольных хлебопашцах»- на свободу выкупилось около 300 тыс., крестьян(1, 5%) крепостных крестьян.

1808-1809 гг- было запрещено помещикам отправлять крестьян на каторгу., Александр проводит реформирование государственного аппарата. Причина: неээфективность правительства в решении крестьянского вопроса. Цель: усилить контроль правительства над органами управления. Образец реформ- государственные учреждения Франции,  построенные на началах строгой централизации, и четкого распределения бюрократических функций. Стимул- кризис коллегиальной системы управления (к началу 19в, коллегии устарели, коллективный принцип принятия решений замедлялся).

В 1802 г - вместо петровских коллегий появились министерства.. Управлялись по принципу единоначалия. Подчинялись императору. Каждый министр отчитывался перед императором за деятельность своего ведомства. Вначале было восемь министерств: военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, юстиции, финансов, коммерции и народного образования. Впоследствии их число менялось. Министерства- значительный результат деятельности Негласной комиссии.

Для обсужде­ния совместных дел был учрежден комитет министров. 

В 1803 Г- заседание негласного комитета прекратилось. Всю деятельность по проведению реформ стал координировать комитет министров. Состав: бывшие члены Негласного комитета.

Образование министерств привело к повышению ответственности со стороны министров. Вопросы решали вместе с императором. В этом же году была проведена реформа Сената. За ним закрепились судебные и контрольные функции. Министры входили в Сенат и перед ним ежегодно отчитывались. В 1803 Г- заседание негласного комитета прекратилось. Всю деятельность по проведению реформ стал координировать комитет министров. Состав: бывшие члены Негласного комитета. Разработки реформ сосредоточились в министерстве внутренних дел. Возглавлял В. Кочубей. Через некоторое время в министерстве появился талантливый сотрудник, интеллектуал, автор проекта обновления гос. системы страны, сын священника М. Сперанский. (1772- 1839).

Политическая реформа Сперанского. Деятельное участие в разработке реформ с 1807 г., принимал М.М. Сперанский. Он создал в октябре 1809 г проект «Введение в уложение государственных крестьян». Стержень проекта-  реформа государственных органов, основанная на принципе разделения властей.  Предлагал разделить законодательную, исполнительную, судебную власть. Провести выборы от свободного и состоятельного населения в окружные и губернские думы.О н предусматривал: выборность распорядительных и исполнительных органов власти на основе имущественного ценза. Он предлагал общество на основе имущественного ценза разделить на три сословия: дворянство (обладающее всеми правами, «среднее сословие(купцы, мещане, государтсвенные крестьяне), имели только гражданские права, «народ рабочий» (остальное население России), не имели ни политических, ни гражданских прав.  Предлагал создать двухпалатный парламент. Верхняя палата-- Государственный совет (высший орган) назначалась царем.- он совещательный орган при императоре. Нижняя- - Государственная дума- избиралась (законодательная власть). исполнительная- министерства. Глава исполнительной власти- император, его власть частично ограничивалась.  Судебная- сенат. Система органов власти- предложенная в проекте не ограничивала власть императора. Проект Сперанского означал, по сути дела, превращение самодержавной монархии в конституционную монархию (с кон­ституцией, выборной Госдумой и т. д.). Император одобрил проект реформ Сперанского, но осу­ществить не решился.

 Сперанского обвинили вшпионаже в пользу Франции, было много противников его реформ. Сперанского отправили в ссылку. Александр становился консерватором.

Спустя некоторое время Александр вернул его в Санкт- Петербург, но в разработке реформ он больше участия не принимал.   В 1810 г. для подготовки законопроектов учрежден Госу­дарственный совет -совещательный орган при царе, в который входили министры и высшие чиновники, назначавшиеся царем.

Реформы в сфере образования. Крупные реформы проведены в сфере народного образования. Александр I 24/01/ 1801 г утвердил новые положения об устройстве учебных заведений. Территории я Россия согласно этим положениям разделялась на 6 учебных округов. В них создавались 4 разряда учебных заведений: приходские, губернские, уездные училища, гимназии и университеты. Предполагалось, что в каждом из 4 округов должна быть высшая ступень образования-. университет. До 1802 -1804 гг в России функционировал только один университет в Москве (1755) в 1802- 1804 ггг университеты были открыты в: Казани, Харькове, Вилене, Дерпте (ныне Тартунский университет- Эстония), главный педагогический институт в Петербурге (с 1819) – университет. В 1811 г- открылся Царьскосельский лицей. Отношение правительства к просвещению подтверждают размеры казенных ассигнований на нужды образования (при Екатерине - 780 тыс., рублей, в 1801 г., при Александре 1 - на образование выделялось 2800 тыс., рублей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: