Потребители и производители продукции культуры 1 страница

    В зависимости от того, кто получает полезность, выгоду от потребления экономических благ, а также в зависимости от того, кто их производит, все блага делят на общественные, смешанные и частные1.

    Общественные блага обладают свойствами неконкурентности и неисключаемости.

    Неконкурентность блага – означает, во-первых, что благо неделимо и потребляется совместно, во-вторых, потребление блага одним человеком не сокращает потребление другого человека. Поэтому увеличение числа потребителей блага не влечет за собой снижения полезности, доставляемой каждому из них.

    Неисключаемость блага означает, что потребление блага одним человеком не исключает из потребления другого человека. Исключить из потребления невозможно либо по технической причине (нет технического способа), либо по причине экономической (слишком велики затраты на достижение исключаемости).

    К наиболее ярким примерам общественных благ в экономике относят продукцию национальной обороны – обороноспособность страны и продукцию отрасли государственного управления – регулирование общественных и экономических отношений в государстве. К общественным благам, создаваемым в отрасли культуры, можно отнести театрализованные массовые праздники, памятники архитектуры, градостроительства, уличные скульптуры, национальные и городские парки, государственное управление отраслью культуры.

    Так, памятником А.С. Пушкина на Тверском бульваре совместно и одновременно пользуется множество людей. Выгода (польза) неразделимо распределена между всеми. Численность пользователей может расти, при этом предельные издержки предоставления блага каждому присоединяющемуся к потреблению равны нулю. Если появляется потребитель, не желающий оплачивать благо, оно ему будет предоставлено даром, потому что технологически невозможно отстранить неплательщика, не нанеся ущерб потреблению добросовестных пользователей.

    Поскольку общественное благо потребляется людьми совместно и эффект достается сообществу в целом и при этом отстранить неплательщиков от потребления нельзя, благо следует производить за счет средств всего общества, т.е. за счет налогов, собираемых принудительно государством и от его лица. У частного сектора нет интереса производить благо, предоставление которого может быть бесплатным. Однако как исполнитель государственного заказа, т.е. при условии государственного финансирования производства общественного блага, частный сектор может выступать.

    Граждане способны вносить вклад в производство общественных благ не только в форме обязательных налогов, т.е. принудительно, но и на добровольной основе, по личной инициативе, например, внося пожертвования, становясь добровольцами выполнения общественных работ. Однако и частных предпринимателей, и индивидуальных благотворителей организует на финансирование производства общественных благ государство. Ему принадлежит решающая роль в процессе производства общественных благ.

    Антиподом общественных благ являются частные блага. Они обладают свойствами конкурентности и исключаемости.

    Конкурентность означает, во-первых, что благо делимо и потребляется в виде достаточно малых величин (поштучно), во-вторых, потребление блага одним человеком сокращает потребление другого человека. Таким образом, благо не доступно всем в неизменном, неуменьшающемся количестве.

    Исключаемость означает, что потребление блага одним человеком исключает из потребления блага другого человека. Каждая единица блага приносит полезность только его покупателю, все другие исключаются из числа его потребителей. При этом в процессе потребления блага не возникает отрицательного или положительного эффекта, который достается другому субъекту. Примерами частных благ являются одежда, продукты питания и др.

    Частные блага создаются на основе рыночной системы частными производителями. В культуре частные блага не создаются. Хотя большинство благ культуры за исключением общественных обладает свойством делимости (они могут быть потреблены поштучно), однако другие их свойства свидетельствуют о том, что они занимают промежуточные положение между частыми и общественными благами, т.е. относятся к смешанным благам.

    Смешанные блага обладают различными комбинациями черт, присущих общественным и частным благам. Смешанным благам свойственна ограниченная неконкурентность, означающая что, во-первых, благо делимо, а во-вторых, объем и качество потребления убывает с ростом числа потребителей. Так, например, продукция театра продается порциями – спектаклями – своеобразными объектами оптовой реализации. При этом потребление индивидуального потребителя «розничное» он потребляет розничную услугу – посещение спектакля. Делимость продукции театра позволяет реализовать ее за плату. Вместе с тем процесс потребления индивидуального посетителя театра происходит совместно с другими зрителями, купившими билеты в театр и находящимися в зрительном зале. Оптовая порция продукции театра в виде суммы услуг потребляется совместно группой его посетителей. При этом совместном потреблении может возникнуть ситуация полной неконкурентности: когда в зрительном зале есть значительное количество свободных мест. Однако у совместного потребления существуют границы, определяемые числом мест в зрительном зале. При приближении к этим границам неконкурентность полностью исчезает. А если границы нарушены и в зрительном зале больше зрителей, чем мест (например, на премьерном спектакле они могут сидеть в проходе зрительного зала, на ступенях), тогда наступает значительное уменьшение потребления каждого из находящихся в зрительном зале по сравнению с тем объемом, который соответствует уровню цены билета.

    Помимо ограниченной неконкурентности смешанным благам присуща ограниченная неисключаемость, которая свидетельствует о том, что в процессе потребления блага часть полезного (вредного) эффекта, достается другому субъекту, не заказывавшему благо и не платившему за него. Обеспечить полную исключаемость при производстве смешанных благ невозможно. Та часть эффекта производимого блага, которую получает не заказывавший ее субъект, называется внешним эффектом. Так, полезность театральной услуги в виде эстетического удовольствия и развития, художественного образования, которое получил зритель, может быть в определенной мере передана им людям не видевшим спектакль, но входящих в его окружение. Круг получателей полезности театрального спектакля, в этом случае шире, чем число зрителей спектакля.

    Внешние эффекты различают по масштабам (локальный, национальный, мировой), долгосрочности воздействия (кратковременный, долговременный) выделяют также положительный (например, эффект укрепления здоровья, повышения образовательного уровня населения) и отрицательный (например, ущерб окружающей среде от экологически несовершенных производств).

    Степень конкурентности (неконкурентности) и исключаемости (неисключаемости) различна у разных смешанных благ, поэтому группа этих благ многочисленна. Среди них выделяют такую разновидность, как merit goods, толкование перевода которых отличается разнообразием: их называют социально значимыми, заслуженными, благами, обладающими особыми достоинствами и благами, истинная ценность которых потребителям неизвестна. Это такие блага, при производстве которых в связи с низким уровнем исключаемости создается значительный положительный внешний эффект. Социально значимые блага общество желало бы сделать обязательными для своих членов. Спрос на эти блага со стороны частных лиц отстает от «желаемого обществом», поэтому государство побуждает индивидуумов к увеличению потребления этих благ, во-первых, с помощью бюджетных расходов, т.е. предоставляя определенные блага бесплатно (например, услуги библиотек), во-вторых, организуя деятельность благоворителей, предоставляющих гранты создателям благ.

К социально значимым благам наряду с благами образования и здравоохранения, относятся блага культуры. Значительность положительного эффекта производства и потребления благ культуры определяется его направленностью (формирование и развитие общественного сознания), масштабностью (конечным потребителем является все общество), долговременностью воздействия (сохраняется и передается поколениями).

В связи со значительной исключаемостью социально значимых благ, с одной стороны, и наличием огромного внешнего эффекта, с другой стороны, производство социально значимых благ осуществляется совместными усилиями государства и частного сектора. Так, например, сложившиеся пропорции государственного и частного участия в производстве благ культуры на российском рынке, таковы, что государство и муниципальные образования обеспечивают предоставление общественно необходимого (конституционного)1 уровня благ культуры с помощью государственных и муниципальных организаций и их бюджетного финансирования. В то же время частные производители культурных благ обеспечивают предоставление благ сверх общественно необходимого уровня. В связи с этим, государство и муниципальные образования учреждают и финансируют библиотеки, музеи, театры, филармонии, частный сектор – шоу-программы, видео-салоны, казино, кинотеатры.

 

Выводы

1. Продукты отрасли культуры, культурные блага, являются средствами удовлетворения потребности в художественной деятельности. Содержанием культурных благ являются художественные образы. Производство культурных благ технологически основывается на законах художественного творчества. Это позволяет идентифицировать отрасль культуры в системе общественного производства как область производства и потребления культурных благ.

2. С позиций содержания создаваемых продуктов в отрасли выделяют две подотрасли: искусство, где создаются культурные блага новой образной формы, и культурное просвещение, где производятся культурные блага на основе использования образной формы, ранее созданной в подотрасли искусства.

3. Многообразным видам культурных благ свойственны такие черты: отсутствие объективных критериев качества, его неизмеримость и дифференциация, комплексность воздействия, неопределенность результатов потребления, значительное влияние фактора времени, отсутствие жизненно важных (физиологических) мотивов, прямой экономической выгоды в потреблении и административного принуждения к нему, использование в производстве естественной производительной силы – творческих способностей работника.

4. С точки зрения экономической формы продукция отрасли представлена товарами (картины, скульптуры, материальные носители прав интеллектуальной собственности и т.д.), чистыми услугами (спектакли, концерты, киносеансы, книговыдачи и т.д.), материальными услугами (реставрация). Услуга – преобладающая форма продукции культуры, она – конечный результат большинства видов культурного производства.

5. Продукция культуры относится к общественным и социально значимым благам. Государство и муниципальные образования финансируют производство общественных благ культуры – массовых театрализованных праздников, памятников градостроительства, архитектуры и т.д. Социально значимые блага культуры (услуги библиотек, театров, концертных залов и т.п.) финансируются совместными усилиями государственного и частного сектора, при этом государство обеспечивает некий общественно необходимый уровень производства этих благ.

6.Услугам отрасли культуры свойственны такие черты: территориальная локальность, информационная асимметрия, ухудшающий отбор и др.

         

Тесты к теме «Продукты отрасли культуры»

1. Услуга – это:

1. полученный эффект живого труда;

2. труд по «обработке людей людьми»;

3. труд в отраслях сферы услуг;

4. продукт индивидуального потребления.

 

2. К материальным услугам относится продукция:

1. реставрационных мастерских;

2. аукционов;

3. киностудий;

4. народных художественных промыслов.

 

3. Информационная асимметрия – это неравномерное распределение информации:

1. о конъюнктуре рынка между продавцами;

2. о товаре (услуге) между продавцом и покупателем;

3. о товаре (услуге) между покупателями;

4. о товаре (услуге) между различными секторами рынка.

 

4. Общественные блага культуры – это:

1. блага, производимые государственными организациями культуры;

2. блага совместного потребления;

3. блага, полезность которых не уменьшается с ростом числа их потребителей;

4. блага, создаваемые общественными организациями.

 

5. Положительные внешние эффекты приводят к тому, что благо:

1. производится в недостаточном количестве и на него устанавливаются необоснованно высокие цены;

2. производятся в чрезмерном количестве и на него устанавливаются необоснованно высокие цены;

3. производится в недостаточном количестве и на него устанавливаются необоснованно низкие цены;

4. производится в чрезмерном количестве и на него назначаются необоснованно низкие цены.


Глава 2. Отраслевая и организационная структура культуры

 

§ 1. Отраслевая структура культуры

    Характеристика продуктов, удовлетворяющих потребность в культурной, художественной деятельности, позволяет определить область их производства, область экономической деятельности по созданию продуктов культуры.

    Экономическая сторона человеческой деятельности определяется тем, что ее различные виды осуществляются в рамках системы общественного разделения труда,1 а продукты поступают в потребление посредством обмена. Обособление видов экономической деятельности в этой системе выражается в образовании отраслей – ветвей системы общественного разделения труда, структурных элементов экономики.

    Отрасль экономики – это совокупность производственных единиц, осуществляющих преимущественно одинаковый или сходный вид экономической деятельности.

    Вид экономической деятельности – процесс, приводящий к получению однородного набора продукции (товаров или услуг).

    Хотя отрасль отражает объективное состояние общественного разделения труда, установление границ отраслей для целей макроэкономического анализа и статистического учета на практике значительно затруднено. Это связано с тем, что экономическая деятельность хозяйствующего субъекта (производителя продукции) достаточно разнообразна и часто происходит в направлении производства нескольких видов продуктов. В период постиндустриального общества диверсификация – процесс перехода от односторонней производственной структуры к многопрофильному производству с широкой номенклатурой выпускаемой продукции – становится необходимым элементом стратегии развития организации. В условиях появления и роста числа различного рода комплексов, комбинатов, конгломератов и объединений определение отраслей, установление их границ на практике редко бывает четким и всегда в чем-то произвольно.

    При отнесении субъектов хозяйствования к видам экономической деятельности, при установлении функциональных границ отрасли различают:

    – основную деятельность, – вносящую наибольший вклад в создание добавленной стоимости или приносящую преобладающую долю валового выпуска продукции (товаров или услуг);

    – подсобную деятельность – к ней относятся виды деятельности, при которых производятся продукты других отраслей;

    – вспомогательную деятельность, осуществляемую для поддержки главных видов деятельности организации, т.е. деятельность по обслуживанию основной (перевозка, хранение, закупка, управление, снабжение, маркетинг, ремонт и т.д.).

    Группировка производителей в отрасли осуществляется по основной деятельности. При этом не учитываются различия в форме собственности (частная, государственная, муниципальная), юридическом статусе (юридическое лицо, физическое лицо) и характере деятельности (рыночная, нерыночная).

    Определение отраслей – классификация производителей продукции по видам их экономической деятельности – основывается на следующей совокупности классификационных признаков:

    – характер основной производимой продукции;

– вид ее использования (назначение);

– организация и технология производства;

– вид сырья, материалов.

В соответствии с этим можно назвать следующие черты, характерные для экономической деятельности субъектов в отрасли культура:

    – продукция отрасли – культурное благо – предназначена для удовлетворения культурных, художественных потребностей и направлена на эстетическое развитие потребителя;

    – основная производственная деятельность, осуществляемая в отрасли, имеет в значительной мере творческий характер, т.е. интеллектуальной деятельности, обладающей чертами неповторимости, оригинальности и уникальности;

    – технология производства и потребления продуктов основана на использовании законов художественного творчества и художественного восприятия;

    – преобладающая экономическая форма продукции – услуга;

    – основные факторы, определяющие цену продукции – уникальность (редкость) и художественность. Значительная часть продукции не подвержена моральному старению, наоборот, время – фактор роста ее цены;

    – технология производства продуктов ориентирована, главным образом, на совместный характер их потребления (в группах, коллективно) и основана на механизме прямой и обратной связи между производителем и потребителем продукции, потребление не предполагает систематического характера и не основано на административном воздействии;

    – продукция производится либо штучная, либо небольшими партиями, в связи с чем, производство имеет характер, единичного или мелкосерийного;

    – предметом производства, его основным «материалом» является потребитель продукции, в связи с чем процесс «отработки людей людьми» требует высокого уровня затрат на формирование трудового фактора производства – работников. Производство на этом основании является трудоемким, а требования, предъявляемые к работникам – высокими;

    – главным фактором производства на стороне предложения являются творческие способности работников;

    – главным фактором производства на стороне спроса является свободное время посетителя, от его объема зависит технологический ритм и финансовые ресурсы производства;

    – средства производства (техника, оборудование)в большинстве секторов культуры играют вспомогательную роль и не влияют на производительность труда работников основного производства;

    – в организации производства значительна роль подготовительных процессов (репетиций, написания пьес, музыки, картин, организации экспозиции, комплектования и др.), отнимающих большую часть временных и трудовых затрат.

    Совокупность видов деятельности, обладающих этими чертами, и образует отрасль культуры, состав которой можно представить в виде двух взаимосвязанных подотраслей:

    I подотрасль – «искусство» – объединяет виды деятельности, направленные на создание новых художественных форм. Включает деятельность театров, концертных и эстрадных организаций, киностудий, цирков, филармоний, фестивалей, музыкальных коллективов, а также деятельность литераторов, актеров, режиссеров, музыкантов, скульпторов и других представителей творческих художественных профессий, выступающих на индивидуальной основе.

    Всеми признаками деятельности в области искусства обладает творчество художников – фотографов, модельеров одежды, обуви, предметов дизайна, ювелирных изделий. Однако по сложившейся в российской статистике традиции эти виды деятельности не относят к искусству, не упоминают в числе отраслей культуры, а при классификации органами статистики их включали в легкую промышленность (ОКОНХ1 до 2003 г.) или иные разделы, не связанные с культурой (ОКВЭД2, после 2003 г.).

    II подотрасль – «культурное просвещение» – область сохранения, распространения, применения созданных в подотрасли «искусство» художественных форм, включает деятельность организаций клубного типа, музеев, выставочных залов, парков культуры и отдыха, зоопарков, библиотек и архивов, заповедников, планетариев, кинотеатров и других организаций, а также культурно-просветительную деятельность на индивидуальной основе.

    Однако в научной и учебной литературе и в статистике отраслевые границы часто устанавливают на основе какого-либо одного из классификационных признаков, в связи с чем в состав отрасли в зависимости от выбранного признака, включают то одну, то другую совокупность производителей, поэтому границы отрасли и, в частности, отрасли культуры получают различные очертания. Так, нередко в отрасль культуры помимо организаций культурного просвещения и искусства включают организации телевидения, радиовещания и печати.

    Культурные продукты – художественные программы, книги, фильмы и т.п. – занимают значительное место в составе таких диверсифицированных организаций как теле- и радиокомпании, редакции газет, журналов, книг, а также в деятельности Интернет. Также как и организации культуры они являются средствами организации досуга, но имеют существенные отличия от них по составу продукции (преобладают информационные продукты), по технологии производства (значительны элементы индустриального производства – машинизация труда, технология основана на применении техники, значительны масштабы производства и др.) и потребления (главным образом, индивидуальное). На этом основании деятельность в области книгоиздания, телевидения, радиовещания и Интернет1 целесообразно рассматривать как самостоятельную отрасль экономики – средства массовой информации (СМИ) – и не включать в состав других отраслей.   

    Используя для классификации признак технологического единства в производстве продукта, выделяют, например, аудиовизуальную сферу2, включая в нее кинопроизводство, кинофикацию, телерадиовещание и Интернет. «Экранная культура» как фактор общей для названных видов деятельности технологии производства и потребления может быть использована в целях ее (технологии) исследования. Но и как объект управления (продюсерского дела) аудиовизуальная сфера достаточно неоднородна.

    Для целей государственного статистического наблюдения Федеральная служба государственной статистики (Госкомстат РФ) использует общероссийские классификаторы – таблицы, содержащие группы субъектов экономики, объединенные какими-либо признаками (видом экономической деятельности, формой собственности, организационно-правовой формой и т.д.). Для классификации отраслей по видам экономической деятельности используется соответствующий классификатор – ОКВЭД – общероссийский классификатор видов экономической деятельности, введенный в практику в 2005 г. в замен использовавшегося ранее общероссийского классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) и упраздненного по причине несоответствия международной классификации.

    В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности отрасль культуры отражена в подразделе О. 92 «Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта» (см. Приложение 2). В этом подразделе производители объединены на основе двух признаков – преобладающей экономической формы их продукции (услуга) и функционального назначения (большинство1 производителей организуют свободное время населения). Внутри подраздела в зависимости от схожести продукции и технологии ее изготовления выделены группы: «Деятельность в области радиовещания и телевидения», «Деятельность информационных агентств», «Деятельность в области спорта» и группы, относящиеся к отрасли культуры:   

    «Деятельность, связанная с производством, прокатом и показом фильмов»;

    «Деятельность в области искусства», в том числе деятельность актеров, режиссеров, композиторов, художников, скульпторов и прочих представителей творческих профессий, выступающих на индивидуальной основе;

    «Деятельность концертных и театральных залов»;

    «Деятельность ярмарок и парков с аттракционами», включающая деятельность цирков, танцплощадок, дискотек, школ танцев;

    «Прочая деятельность в области культуры», включающая деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа;

    «Деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий»;

    «Деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников»;

    «Деятельность по организации азартных игр» и др.

В то же время декоративно-прикладное искусство, включая народные художественные промыслы, размещено в разделе «Обрабатывающая промышленность». В раздел «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» включена деятельность в области фотографии, моделирования одежды, обуви, предметов интерьера и деятельность художников-оформителей, а также деятельность в области архитектуры. Виды художественной деятельности оказались разбросанными по всему классификатору, включающему 17 разделов и 99 подразделов. И даже в «профильном» подразделе № 92 она перемешана со спортивной, информационной и деятельностью по оказанию ритуальных услуг. Это свидетельство в значительной мере произвольного установления отраслевых границ органами госстатистики, которое затрудняет целостное восприятие отрасли культуры и дает неадекватное представление о её масштабах.

    Отрасль культуры имеет быстро развивающуюся инфраструктуру, которую образуют книгоиздательства, реставрационные мастерские, звукозаписывающие производства, кинокопировальные фабрики, предприятия по производству специального оборудования (светотехники, кино и фотоаппаратуры и материалов и др.), рекламные и гастрольные агентства, продюсерские и дистрибьютерские компании, образовательные учреждения (музыкальные школы и школы искусств, консерватории, вузы культуры, искусства), научно-исследовательские институты и методические центры, организации управления культурой (Министерство и его агентства, региональные управления, департаменты и отделы культуры).

    Организации, составляющие инфраструктуру культуры, по характеру выполняемых функций можно разделить на:

    – управленческие;

    – производственные;

– образовательные;

– научно-методические;

– снабженческо-сбытовые.

Эти организации, а также индивидуальные производители обеспечивают отрасль культуры необходимыми факторами (условиями) производства. Сами они входят в состав других отраслей1, однако технологические связи объединяют их с организациями культуры. Так, например, киностудии работают по договорам с кастинговыми агентствами, кинокопировальными фабриками, продюсерскими компаниями, библиотеки взаимодействуют с книжными коллекторами, магазинами, методическими центрами, институтами культуры, комбинатами по изготовлению библиотечного оборудования и т.д.

Отрасль культуры и ее инфраструктура образуют сферу2 культуры – совокупность отраслей, занятых производством культурного продукта, его распространением и созданием для этого необходимых условий, это совокупность отраслей, объединенных экономико-технологическими связями, основанными на договорных отношениях.

 

 

§ 2. Организационная структура культуры

    Отраслевая классификация видов экономической деятельности объединяет производителей по принципу единства выполняемых ими функций, по принципу их функциональной общности. В основе ее – объективный процесс общественного разделения труда.

На основе иных принципов и для иных практических целей проводится организационная классификация, определяются организационные границы отраслей. В основе организационной структуры отраслей лежит принцип организационного единства: производителей объединяет система управления. Совокупность организаций, объединенных единым органом управления обозначают понятием «ведомство». Устанавливая организационные границы отрасли, говорят о ведомственной подчиненности (принадлежности) организаций. Формирование ведомств связано с необходимостью оптимизации организационной структуры управления и прежде всего, государственной и муниципальной систем управления.

В административно-командной экономике существование ведомств, возглавляемых отраслевыми министерствами, стало необходимой организационной формой, вне которой невозможно было функционирование государственных организаций (предприятий и учреждений).

В современной российской экономике существование внешней управляющей организации (внешнего управляющего лица – физического или юридического) характерно, главным образом, для организаций социально-культурной сферы1. Это определяется их местом в системе общественного воспроизводства. Как участники процесса перераспределения и потребления национального дохода, созданного в отраслях материального производства, эти организации связаны системой распределительных отношений и в том, числе финансовых, с:

а) государственными и муниципальными органами управления – главными регулировщиками распределительных процессов, заказчиками продукции социально-культурной сферы;   

б) организациями – учредителями, создающими их с целью социально-культурного обслуживания своего персонала, других социальных целей;

в) гражданами – учредителями.

В первом случае речь идет о государственных и муниципальных учреждениях, в том числе, учреждениях культуры, созданных и финансируемых государством или муниципальным образованием за счет перераспределенной через бюджет части национального дохода. Такие организации могут быть учреждены не только профильным для культуры органом управления, например, Министерством культуры, но и, например, Министерством обороны, учредившим Центральный Академический театр Российской Армии, множество гарнизонных домов офицеров и клубов.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: