Потребители и производители продукции культуры 3 страница

Собственник такого имущества осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, а также имеет право на получение части прибыли (эта часть также обговаривается в уставе) от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

Государство передает свое имущество в доверительное управление учреждению на праве оперативного управления, при этом оставляя за собой право изъять у учреждения излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Однако в отличие от прав государства на создаваемое им предприятие, права государства на создаваемое им учреждение предполагают обязательства в части текущего финансирования деятельности государственного учреждения.

Комбинации прав в отношениях собственности с учетом перераспределения правомочий, а также с учетом того, что ими обладают различные физические и юридические лица могут быть весьма разнообразными. Это является основой разнообразия организационно-правовых форм экономической деятельности.

Перечень конкретных субъектов отношений собственности, определяющий формы собственности, может быть достаточно широк. Это и отдельный человек (гражданин), семья, коллектив предприятия, население территории, органы государственного управления всех уровней и, соответственно, такие формы собственности как индивидуальная, семейная (групповая), коллективная (кооперативная, акционерная), региональная, муниципальная, государственная и др.

Российское гражданское законодательство определяет частную, государственную и муниципальную форму собственности. Право частной собственности означает, что отдельное физическое или юридическое лицо1 обладает всем «пучком» прав собственности. Форма частной собственности охватывает индивидуальную, коллективную, акционерную, кооперативную и др. разновидности и соотносится с ними как общее и единичное.

Право государственной собственности означает, что всем «пучком» прав или различными его компонентами обладает исключительно государство, т.е. органы государственного управления.

Субъектами права государственной собственности являются Российская Федерация и субъекты РФ, – республики, края, области. В связи с этим государственная собственность разграничивается на федеральную и субъектную (республик, краев, областей) и соответственно, управляется федеральными органами управления и органами власти субъектов РФ.

Управление федеральной собственностью от имени Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. Конкретные полномочия распределены между структурами правительства – федеральными министерствами, агентствами и службами.

- Правительство РФ2 – учреждает предприятия и учреждения культуры;

- Федеральное агентство по управлению государственным имуществом3 (подразделение Министерства экономического развития Правительства РФ) – закрепляет имущество федеральных учреждений и предприятий культуры; производит изъятие излишнего, неиспользуемого, либо используемого не по назначению имущества учреждения культуры; осуществляет передачу прав собственника на имущество учреждения и его продажу в случае приватизации; осуществляет контроль за управлением, распоряжением и использованием по назначению и сохранностью имущества, в том числе земельных участков, закрепленных за предприятием или учреждением культуры;

- Министерство культуры РФ[8] представляет в Правительство РФ предложение о создании, реорганизации и ликвидации находящихся в его ведении предприятий и учреждений культуры; утверждает уставы подведомственных организаций; назначает на должность и освобождает от должности руководителей подведомственных организаций; заключает, изменяет и расторгает с ними трудовые договоры; осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества федеральных учреждений и предприятий, в частности, осуществляет управление музейными предметами и музейными коллекциями, является депозитарием Государственного свода особо ценных объектов культурного и природного наследия и реестра перемещенных ценностей и др.

Органы исполнительной власти субъектов РФ, в компетенции которых находятся полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом субъектов РФ, определяются органами государственной власти субъектов РФ. Распределение между ними полномочий в значительной мере повторяет федеральную «схему».

Муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским, сельским и другим муниципальным образованиям. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и другие лица.





С понятием «вид собственности» связан тот или иной объект собственности. Перечень объектов, а следовательно, видов собственности, достаточно широк: это земельная собственность, объекты материально-технической базы организаций, деньги и ценные бумаги, животные, плоды и продукция, интеллектуальная собственность.

 

    § 2. Учреждения культуры в системе отношений собственности

    Социальная значимость продуктов культуры и общественная потребность в них определяют необходимость активного участия государства в их производстве. При этом государство должно выступать и в качестве представителя потребителей благ культуры, их заказчика, (как потребитель – монопсонист1), и как непосредственный производитель благ, гарантирующий определенный уровень качества производимого продукта и эффективности использования общественных ресурсов для его производства. Реализовать на практике такую модель хозяйственных связей позволяют отношения собственности и, в частности, юридическая конструкция организации – несобственника, используемая лишь в российской юридической и экономической практике. Она является носителем традиций отечественной административной экономики и позволяет государству до сих пор удерживать влияние на российском рынке продукции культуры.

    В отрасли культуры конструкция организации – несобственника используется унитарными государственными и муниципальными предприятиями и государственными и муниципальными учреждениями.

    Учреждение – организационно-правовая форма[9], преобладающая при производстве благ культуры в РФ. В этой правовой форме осуществляют свою деятельность библиотеки, музеи, архивы, зоопарки, театры, планетарии, концертные и выставочные залы, филармонии, парки культуры и отдыха. Перечисленные виды учреждений создаются различными министерствами, общественными и коммерческими организациями, муниципальными органами власти. Наибольшее число учреждений культуры (95-96%) создано органами государственной и муниципальной власти, они являются бюджетными учреждениями[10].

Учреждения, созданные коммерческими или общественными организациями, а также иными, чем Министерство культуры РФ министерствами и ведомствами, чаще всего называются ведомственными учреждениями. Форма собственности их может быть и государственной, и частной. Например, театр Российской Армии, входящий в структуру Министерства обороны РФ, и Дворец культуры ЗИЛ, находящийся на балансе акционерного общества «ЗИЛ» - ведомственные учреждения культуры, однако имущество театра – федеральная государственная собственность, а имущество Дворца культуры - собственность акционерного общества, т.е. частная.

В системе отношений собственности положение организации в статусе учреждения характеризуется следующим:

1. Учреждение не является собственником имущества, переданного ему учредителем. Имущество находится у него на праве оперативного управления. Это означает, что круг правомочий по владению, пользованию и распоряжению этим имуществом определяет учредитель в уставе организации. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться этим имуществом. Имущество, которым учреждение распорядилось, истребуется собственником из чужого незаконного владения.

2. Имущество, выделенное организации учредителем, обособлено от имущества учредителей. Имущественная обособленность конкретно выражается в том, что учреждение имеет самостоятельную смету. Пределы денежных средств, выделенных учреждению по смете, определяют его собственную ответственность по обязательством (договорам) и пределы его имущественно финансовой самостоятельности.

3. Имущество, выделенное организации учредителем, может быть источником дополнительных доходов от разрешенной учредителем предпринимательской деятельности. Однако ни эти доходы, ни имущество на них приобретенное не становятся собственностью учреждения1 они поступают в оперативное управление и учитываются отдельно от доходов и имущества, выделенного учреждению учредителем.

4. Имущество, выделенное учредителем, должно использоваться организацией для целей, определенных собственником и в соответствии с его заданиями, а также назначением имущества. Цели деятельности организации, определенные собственником, и его задания по реализации целей отражаются в уставе организации и ее планах. Для реализации этих целей собственник имущества принимает на работу (назначает) руководителя учреждения, которого он может снять с работы в случае ненадлежащего выполнения заданий и реализации целей организации.

5. Учредитель (собственник) организации, имущество которой находится у нее на праве оперативного управления вправе изъять излишнее, неиспользуемое, либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

6. Учредитель несет субсидиарную (восполнительную, дополнительную) ответственность по обязательствам учреждения, в связи с чем на него не распространяется закон о банкротстве.

    Как видно, конструкция учреждения – единственного несобственника из некоммерческих организаций – основана на весьма ограниченном праве учреждения на переданное собственником имущество. Это позволяет ему удерживать организацию в нужном направлении деятельности, дает возможность устанавливать обязательные задания по производству социально значимых услуг и контролировать условия их

 

производства[11]. Так, контролируя уровень квалификации сотрудников библиотеки, её книгообеспеченность, режим работы, учредитель влияет на качество, объем и технологию библиотечных услуг.

    Вместе с тем статус учреждения, хотя и предполагает ответственность учредителя за создание условий исполнения его заданий, тем не менее не устанавливает размеры этой ответственности. Так, в законе «О некоммерческих организациях» сказано, что собственник финансирует учреждение полностью или частично, однако границы финансирования в законе не прописаны. Это определяет саму возможность недофинансирования со стороны собственника.

    В условиях остаточности финансирования отрасли культура, отсутствие обоснованных норм бюджетных ассигнований на ее учреждения и существования значительных проблем формирования бюджетов это приводит к сокращению бюджетных средств, выделяемых учредителем на организации культуры, уменьшению объемов оказания бесплатных услуг, снижению общего уровня качества продукции учреждений культуры. Поэтому эффективность работы организационно-правовой конструкции учреждения оказывается зависимой от функционирования бюджетной системы государства.

    Бюджетные проблемы и необходимость реформирования бюджетного сектора[12] требуют изменения не только механизмов хозяйствования, но и имущественных отношений учреждений культуры.

Эти изменения в отношениях собственности, осуществляемые с позиции защиты интересов бюджета (и государственного и муниципального), были зафиксированы во вступившем в силу в начале 2007г. Федеральном законе «Об автономных учреждениях».

Главная цель разработки и внедрения нового типа учреждений – автономных – изменение хозяйственного механизма учреждений в сторону расширения экономической самостоятельности, а следовательно, и ограничения ответственности перед учреждением учредителя (государства, муниципалитета). Поэтому главные новации закона лежат не в сфере имущественных отношений. Автономное учреждение (АУ) как и бюджетное реализует право оперативного управления, т.е. является несобственником.

Однако собственник имущества АУ не несет ответственности по его обязательствам: субсидиарной (восполнительной) ответственности учредителя в АУ нет.

АУ без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным АУ за счет средств, выделенных ему учредителем. Остальным имуществом АУ вправе распоряжаться самостоятельно, т.е. обращать его в уплату по долгам. Категория «особо ценного имущества», не существовавшая ранее, устанавливается самим учредителем и требует ещё законодательного определения.

Закон об АУ значительно сокращает имущественную ответственность государства и расширяет масштабы этой ответственности у АУ. Это создает основу большей экономической самостоятельности организации и одновременно требует от неё экономической ответственности.

    Помимо учреждения в отрасли культуры применяется другая форма организации – несобственника – форма государственного (муниципального) унитарного предприятия. Ее используют киностудии и цирки. В подотрасли средств массовой информации ее использует, например, такая крупная организация, как Всероссийская государственная телерадиокомпания, являющаяся федеральным унитарным предприятием.

Унитарное предприятие пользуется правом хозяйственного ведения имуществом, которое ему выделил учредитель. Как было сказано в §1 этой главы это означает, что все действия по распоряжению имуществом предприятие как и учреждение должно оговорить с собственником через устав.

Однако в отличие от учреждения у предприятия отсутствует субсидиарная ответственность учредителя и его обязанность финансировать организацию.[13] В связи с этим деятельность предприятия нацелена на извлечение прибыли как и у любой коммерческой организации. Государство – собственник имущества, выделенного предприятию на праве хозяйственного ведения, предоставляет предприятию возможность самому решать вопросы технологии осуществления затрат на производство, заинтересовывая его в снижении затрат. Однако оно оставляет за собой право административного воздействия на предприятие, выпускающее социально значимую продукцию, а именно: право замены администрации в случае неудовлетворительного исполнения его заданий.

    Таким образом, государство, применяя организационно-экономические методы, использует принадлежащую ему собственность для производства в культуре социально значимых и общественных благ и тем самым реализует право государственной собственности.

 

 

§ 3. Формирование частной собственности в отрасли культура

    Согласно «Основам законодательства РФ о культуре» в Российской Федерации допускаются все формы собственности на культурные ценности, здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование и другое имущество культурного назначения[14].

    Частная собственность в отрасли культуры существует в форме частных коллекций культурных благ (книг, картин, кинофильмов и др.) и архивов граждан, имущества частных предприятий культуры, фондов и общественных организаций, интеллектуальной собственности. В частной собственности граждан и организаций находятся объекты культурного наследия (памятники)2 – усадьбы, особняки, объекты религиозного назначения, живописи, скульптуры и т.д.

    Рыночные преобразования в РФ 90-х годов, направленные на формирование множественности форм собственности, значительно изменили существующую к моменту начала преобразований структуру собственности в РФ.

    Частная собственность получила юридические, а в последствии и экономические стимулы развития. Нельзя отрицать существования частной собственности в период социалистического, советского этапа развития экономики России. Значительное число профсоюзных и колхозных организаций культуры (приблизительно четверть от всех организаций) формально составляли конкуренцию государственной собственности в культуре и в категориях и нормах современного гражданского права являлись объектами частной собственности. Однако ни сам термин «частная собственность», ни содержание отношений, которые он обозначает в культуре советского периода не использовались в связи с тем, что экономическая реализация имущественных прав граждан и организаций либо была вообще невозможна (например, гражданин не мог создать организацию культуры и иметь в собственности ее имущество, не мог передать авторские права на использование произведения, им сознанное), либо осуществлялась под жестким административным воздействием государственных органов управления (например, вся технология деятельности профсоюзных и колхозных учреждений культуры контролировалась партийными, т.е. государственными органами власти). Фактически монопольной формой в культуре была государственная собственность.

    Юридически преобразования собственности получили импульс с принятием ряда законов: «О собственности в СССР», «О предприятиях и предпринимательской деятельности», «О собственности в РСФСР» и «Об основах законодательства РФ в культуре», которые позволили развиваться собственности граждан, общественных и религиозных организаций, коммерческих организаций, иностранных лиц на объекты культуры.

    Формирование частной собственности в культуре происходило в следующих направлениях:

- создание новых объектов частной собственности;

- приватизация – переход государственного имущества в собственность граждан и негосударственных организаций.

Создание новых объектов частной собственности в культуре определяется рядом условий:

- экономико-правовыми условиями творческой деятельности и условиями реализации творческого продукта – произведения культуры, искусства;

- экономико-правовыми условиями предпринимательской деятельности в культуре.

Оба условия базируются на активном участии государства, предполагают комплекс мер по регулированию экономических основ культурной деятельности, начатых законом о культуре.

Возможность реализации прав собственности на творческий продукт была закреплена в законе РФ «Об авторском и смежных правах» (1993 г.), который позволил рассматривать интеллект как капитальный ресурс. Закон разрешил передавать права автора на использование произведения другим лицам, тем самым «разморозил» сам механизм реализации частной собственности на творческий продукт. Законом был увеличен срок действия авторских прав, сужены случаи свободного использования произведений, отменены типовые договоры и максимальные ставки авторского вознаграждения. Таким образом, создание творческого продукта было поставлено в зависимость не от организационно-правовых условий, а от инициативы и интеллектуальных способностей граждан, участвующих в культурном производстве.

Экономические условия развития частной собственности формируются в течение длительного периода. В культуре этот процесс затруднен тем, что здесь немногие направления деятельности могут быть рентабельными, развиваться без внешней финансовой поддержки и «плодоносить» крупными капиталами и крупной частной собственностью. Это особенно сложно в условиях трансформируемой экономики подобной российской последних 30 лет, когда уровень доходов основной массы населения позволяет удовлетворять, главным образом, физиологические потребности, а потребление культурных благ в «рационе» граждан остается эпизодическим.

Частная собственность успешнее развивается в тех областях культуры, где производятся блага с высоким уровнем исключаемости и конкурентности. К таким благам относятся шоу-программы, кинофильмы (киносеансы), услуги казино и ночных клубов, а также товары и услуги организаций инфраструктуры – предприятий по изготовлению аудиа и видеопродукции, продюсерских центров, модельных агентств, аудиторских, консалтинговых, кастинговых фирм, предприятий по ремонту и обслуживанию техники, и т.д. И в области производства смешанных благ, в сфере традиционно государственного присутствия, – театральном, музейном деле, филармонической деятельности, в организации фестивалей и конкурсов – формируются частные организации (антрепризные театры, галереи, фонды и ассоциации по организации фестивалей, присуждению премий и т.д.). Однако такие организации наименее устойчивы к изменению конъюнктуры (динамике цен, потребительским вкусам и т.п.) и наиболее зависимы в финансовом отношении, поскольку спонсорская и меценатская помощь составляет значительную долю их финансовой базы.

В культуре даже прибыльные организации, занявшие свою нишу на рынке, опираются на диверсифицированную1 структуру, в которой производство культурной продукции является одним из направлений. Для становления бизнеса, связанного с культурой, часто используется перекрестное финансирование, означающее, что доходы, полученные компанией от одних видов деятельности, направляются на субсидирование других видов деятельности компании, например от торговых или банковских услуг к культурным услугам.

Частная собственность, например, в таких направлениях, как концертная и гастрольная деятельность, в народных промыслах формируется в значительной мере на основе индивидуальной предпринимательской деятельности (индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой), потому невелика по масштабам.

Одним из основных активов частной по форме собственности организации  культуры является имя известного творческого человека, используемое как «торговая марка» организации. Нередко «звездное имя» является единственным первоначальным капиталом, с которого начинается процесс создания новой организации.

Формирование частной собственности, имущества частных организаций культуры происходит в условии определенной зависимости от государственной собственности и государственных финансов. Во-первых, речь идет об использовании частными организациями культуры материальной базы государственных и муниципальных организаций. Например, большинство частных кинокомпаний и театров арендуют помещения государственных киностудий и театров, их техническую базу. Во-вторых, будущие работники организаций частного сектора, в связи с неразвитостью частного образовательного сектора обучаются в государственных образовательных организациях. В-третьих, частные организации – творческие коллективы нередко выступают под торговой маркой государственной организации, используя ее репутацию и положение на рынке. В-четвертых, частная собственность получает финансовую поддержку в виде государственных бюджетных средств, предоставляемых на проведение государственных праздников (например, Дня Победы), государственных фестивалей (например, Московского кинофестиваля). В-пятых, масштабы частной собственности в культуре расширяются за счет приватизации государственного и муниципального имущества. В-шестых, государственные и муниципальные земельные участки используются для строительства частных организаций культуры, например, при создании культурно-деловых центров привлекаются частные инвесторы, которые берут на себя полное финансирование строительства в обмен на основную долю в доходах от коммерческой эксплуатации здания, обеспечиваемой тем, что значительную часть комплекса составляют офисные, торговые и прочие помещения коммерческого назначения. 

В настоящее время 34% организаций культуры находится в частной собственности.1

    Частная собственность – формирующийся сектор российского рынка продуктов культуры. К свидетельствам этого этапа первоначального накопления частного капитала следует отнести: отсутствие крупных (даже по меркам отечественного бизнеса) предприятий, незначительное число торговых марок, отсутствие брэндов, крупных состояний, сформированных на рынке культуры, слабое участие в международных культурных проектах.

 

§ 4. Передел собственности в отрасли культуры

    Одно из направлений реформирования отношений собственности в РФ – ее передел, т.е. смена субъектов собственности. В отрасли культуры этот процесс имеет определенную специфику. Рассмотрим его направления:

1. Разграничение государственной собственности между субъектами.

    Формирование Российской Федерации как государства предполагало определение объектов государственной собственности и установление принципов, на основании которых они будут определены в том числе, в отрасли культуры. В связи с прекращением деятельности государства СССР, объекты культуры союзного подчинения, находящиеся на территории РСФСР были переданы ей в конце 1991 г. в федеральную собственность. При разграничении объектов союзной собственности между новыми государствами – бывшими республиками СССР – был использован территориальный принцип1.

    В той же период начат процесс разграничения государственной собственности между Российской Федерацией и ее субъектами, т.е. процесс спецификации федеральной и субъектной (республиканской, краевой, областной) собственности, а также определения границ муниципальной собственности. Это необходимо было сделать в целях разграничения полномочий между федеральным центром и регионами.

    Для отрасли культуры, большая часть продуктов которой создается при административном и финансовом влиянии государства, на базе его собственности, разграничение компетенций в области отношений собственности означает создания условий нормального функционирования организаций культуры и прежде всего обеспеченности их бюджетными средствами. В силу масштабности и сложности (поскольку затрагивает интересы органов власти разного уровня и предполагает их согласование) процесс разграничения охватил значительный период времени и некоторые вопросы еще находятся в стадии решения, например, в ряде случаев не распределены окончательно полномочия по управлению объектами культурного наследия.

    При разграничении полномочий между федеральным и региональными уровнями субъектов управления собственностью применен функциональный принцип. В соответствии с этим принципом федеральная собственность должна использоваться для законотворческой деятельности, научно-методического обеспечения организаций отрасли, сохранения особо ценных объектов культурного наследия, содержания учреждений и финансирования культурных программ, имеющих федеральное значение. Главное назначение субъектной и муниципальной собственности – обеспечить условия для оказания культурных услуг населению определенной территории. В соответствии с этим преобладающая часть (до 95%) собственности, не являющейся частной, в культуре сосредоточена на муниципальном уровне в форме городских, районных, поселенческих организаций культуры. Такое распределение собственности соответствует размещению населения и позволяет наиболее полно учитывать и удовлетворять его потребности в благах культуры.

2. Реституция культурных ценностей. Возврат ценностей (реституция) в международных отношениях и международном праве применяется в случае незаконного вывоза ценностей, в том числе культурных, а также в ситуации вывоза ценностей из колонии в метрополию. Ограничение поводов для реституции в культуре имеет принципиальное значение в связи с тем, что организации целых подотраслей культуры функционируют на основе перемещения ценностей, например, музеи, галереи, выставочные залы, архивы. Культурный глобализм является одной из форм осуществления культурных процессов. Однако случаи незаконного вывоза ценностей имеют богатую мировую практику реституции.

    РФ вступила в процесс реституции культурных ценностей, перемещенных в годы Второй мировой войны, в 1990-1993 гг, когда страны – участницы и, прежде всего Германия и Россия, предъявили друг другу претензии на незаконно вывезенные с их территорий культурные ценности. Сложный с моральной, политической и юридической сторон и длительный процесс1 определения статуса перемещенных культурных ценностей был завершен в 1998 г. принятием Федерального закона «О культурных ценностях, перемещенных в СССР в результате II мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации». Закон объявил культурные ценности, перемещенные в осуществление права на компенсаторную реституцию2 с территории Германии и ее бывших союзников и находящиеся в настоящее время на территории РФ, достоянием Российской Федерации и федеральной собственностью РФ. Небесспорное решение российских законодателей стало прецедентом передела собственности на культурные ценности между государствами и послужило юридической основой процесса обмена культурными ценностями между ними.

3. Передача культурных объектов и ценностей религиозным организациям. В союзном законе «О свободе совести и религиозных организаций» 1990 г. был поставлен вопрос о возвращении религиозного преимущества, созданного на средства религиозных общин и национализированного после 1917 г. Подобный реституции по сложности и длительности, этот процесс приватизации государственного имущества, означал определенные потери для отрасли культуры, поскольку охватывал не только обычное имущество (здания, сооружения, оборудование), но и имущество, отнесенное к культурному наследию. В Постановлении Правительства РФ «О порядке передачи религиозным объединениям, относящегося к федеральной собственности имущества религиозного назначения» (№248, 1995 г.) предусматривалась передача этого имущества в собственность, пользование либо совместное с учреждениями культуры РФ пользование. Памятники истории и культуры передавались в пользование или совместное пользования на условиях охранного договора между религиозным объединением и Министерством культуры РФ.

4. Изменения отношений собственности в системе ведомственных учреждений культуры. К числу ведомственных, т.е. не входящих в систему Министерства культуры РФ организаций, относятся в том числе профсоюзные учреждения культуры. К началу реформ (1990-1991 гг) их число достигало 20% от общей совокупности организаций культуры. Поскольку они финансировались из двух источников (прибыли предприятия, у которого они были на балансе, и средств бюджета профсоюзной организации работников этого предприятия), это были крупные «состоятельные» организации с развитой материально-технической базой. С принятием в 1991 г. закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности в РСФСР», трудовые коллективы получили возможность приватизировать свои предприятия, создавая на их основе частные организации. Ведомственные учреждения культуры в этих случаях либо становились структурой приватизированного, а потому частного предприятия, не имея юридической самостоятельности и финансовой поддержки и зарабатывая деньги самостоятельно на коммерческих культурных услугах, либо продавались, сдавались в аренду другим коммерческим организациям и переставали работать как организации культуры, занимаясь непрофильной коммерческой деятельностью. И в том, и в другом случае происходило уменьшение масштабов культурной деятельности и сокращение сети организаций культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: