Потребители и производители продукции культуры 2 страница

Во втором случае имеются в виду учреждения культуры, созданные предприятиями (например, Дворец культуры ЗИЛа), общественными организациями (например, Дом творчества актеров Союза театральных деятелей РФ), а также гражданами (например, Фонд помощи молодым одаренным музыкантам М.Л. Ростроповича) за счет собственных доходов, также являющимися частью национального дохода.

Статус учреждения (или Фонда) как организации, созданной учредителем ради достижения конкретных социальных целей (в данном случае, культурных) позволяет реализовывать эти отношения между заказчиком (учредителем) и исполнителем (организацией культуры) прежде всего с помощью финансовых средств учредителя.    

В соответствии с этим статусом: учредитель финансирует учреждение полностью или частично, предоставляет ему в оперативное управление имущество, нанимает на работу руководителя, отвечающего за использование имущества в целях, определенных учредителем, планирует (в случае, если учреждение не является юридическим лицом) деятельность организации. Организация культуры оказывается связанной с учредителем прочными финансово-организационными связями и входит в состав ведомства учредителя. Поэтому организационно учреждения культуры находятся в составе разных ведомств. Одно из них является профильным для учреждений культуры. Речь идет о ведомстве, возглавляемом Министерством культуры РФ (далее Минкультуры РФ).

Верхнее, федеральное звено этого ведомства в нынешнем виде  существует с мая 2008 г. Его структуру  можно изобразить следующим образом:

 

Министерство культуры РФ
  

         
   

 


Федеральные подведомственные организации  культуры, образования, науки, производственные предприятия
Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура)
Федеральное архивное агентство (Росархив)
   

     

       

     

Рис.1.Организационная структура культуры федерального уровня

 

Минкультуры РФ осуществляет функции[6] по:

- выработке государственной политики в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия, кинематографии, архивного дела, авторских и смежных прав;

- нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия, кинематографии, архивного дела, авторских и смежных прав;

- управлению государственным имуществом;

- оказанию государственных услуг в сфере культуры и кинематографии;

- координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области  охраны культурного наследия и Федеральным архивным агентством.

Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура) осуществляет функции по:

- охране культурного наследия, авторского и смежного прав, по контролю и надзору в указанной сфере деятельности;

- нормативно-правовому регулированию в сфере охраны культурного наследия, осуществления контроля и надзора в сфере авторского права и смежного права и др.

Функции регулирования отношений в сфере охраны и использования таких объектов интеллектуальной собственности, как изобретения, товарные знаки, компьютерные программы и другие объекты промышленной собственности осуществляет Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент), находящаяся в составе Министерства образования и науки РФ.

Федеральное архивное агентство (Росархив) осуществляет функции по оказанию государственных услуг, управлению федеральным имуществом в области архивного дела. Ему подчинены 15 федеральных государственных архивов и Всероссийский научно-исследовательских институт документоведения и архивного дела.

Помимо Росохранкультуры и Росархива Министерству культуры РФ подведомственны федеральные организации  (учреждения и предприятия).

В составе любого ведомства и, в том числе, такого как Минкультуры РФ находятся организации следующих видов:

- профильные для ведомства;

- готовящие кадры для профильных организаций;

- обеспечивающие профильные организации учебно-методической базой;

- производящие для них оборудование;

- управляющие профильными организациями.

Так, в ведении Минкультуры РФ находятся такие федеральные организации:

    – организации культуры – Государственный академический Большой театр, Всероссийское музейное объединение «Третьяковская галерея», Государственный Эрмитаж, Государственный академический Мариинский театр, Государственный исторический музей, Федеральное государственное унитарное предприятие «Киноконцерн «Мосфильм» и др.;

    – научно-исследовательские и проектные – Государственный институт искусствознания, Государственный институт по проектированию театрально-зрелищных предприятий «Гипротеатр», Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им
Д.С. Лихачёва и др.;

    – методические – Научно-методический центр по художественному образованию и др.;

    – производственные предприятия – Московский завод киноаппаратуры, Алтайский киномеханический завод, Зуевский завод по производству аттракционов и театрального оборудования и др.;

    – организации управления - Федеральное агентство и Федеральная служба.

Таким образом, большинство федеральных организаций культуры входят в состав профильного ведомства, возглавляемого Минкультуры РФ.

Однако, как упоминавшийся ранее Центральный театр Российской армии или Центральный дом ученых Российской академии наук, дворец культуры Московского государственного технического университета им. Баумана, как федеральное предприятие «Госконцерт», подведомственное Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, как Государственная публичная научно-техническая библиотека Министерства образования и науки РФ, организации культуры и искусства  могут находиться в составе других ведомств. В то же время в составе ведомства Минкультуры помимо организаций культуры, находятся организации других отраслей, многие из приведенных на с. 37 примеров свидетельствуют об этом. Например, МГУКИ – организация отрасли образования, Минкультуры – входит в состав отрасли государственного управления, Московский завод киноаппаратуры отнесен ОКВЭД к обрабатывающей промышленности.

В ведомстве, так же как и в отрасли, взаимодействие организаций основано на технологических связях, однако последние подкреплены системой финансовых потоков (от учредителя – к организации), а также административными рычагами (назначение и увольнение руководителя, утверждение устава и др). В связи с этим модель (устройство) ведомства является достаточно прочным и устойчивым, хотя границы его, включающие то или иное число организаций и их видов, не являются постоянными.

Так, в 2008г. устройство федерального ведомства культуры претерпело значительные изменения. С 2004 по 2008г. Минкультуры руководило сетью федеральных СМИ, для чего в составе Министерства находилось Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Но как было сказано выше, средства массовой информации – это самостоятельная отрасль, с присущими ей особенностями производства. Этот аргумент и был использован, когда в 2008г. руководство федеральными СМИ (издательствами, информационными агентствами, теле и радиокомпаниями) было передано Министерству связи и массовых коммуникаций РФ, в составе которого теперь находится Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям.

Средними и нижними звеньями вертикали ведомства Минкультуры РФ являются региональные (республиканские, краевые, областные) и муниципальные организационные структуры культуры - системы республиканских, краевых, областных и муниципальных органов управления культурой и учрежденных ими организаций культуры, действующих на определенной территории.

До середины 90-х годов профильное ведомство культуры имело действительно жесткую вертикальную структуру, когда каждое нижестоящее звено подчинялось административно и экономически вышестоящему звену. «Цементом» этой вертикали были финансовые потоки бюджетных средств, которые к нижестоящим звеньям поступали от верхних звеньев. С принятием нового бюджетного и налогового кодексов, закона о местном самоуправлении финансовые рычаги – собственные бюджетные средства –появились у всех звеньев вертикали. Каждое звено (республиканское, краевое, областное, муниципальное) стало зависеть, главным образом, не от вертикального движения бюджетных доходов (от верхнего звена к нижнему), а от горизонтального (от налогоплательщиков определенной территории к территориальному бюджету, а затем к территориальному органу управления культурой). В связи с этим в прошлом единое ведомство теперь представляет собой множество достаточно самостоятельных структур регионального и муниципального уровня, каждая из которых состоит из органа управления культурой и учрежденных им организаций.

Например, на рис. 2  изображены областные организации культуры, искусства, образования,  руководимые Департаментом культуры Костромской области и образующие организационную структуру  культуры областного уровня. На территории Костромской  области находятся и федеральные организации культуры (например, федеральный мемориальный и природный музей-заповедник «Щелыково»), которые подчинены Министерству культуры РФ и не входят в состав областной структуры. Муниципалитеты Костромской области,  подведомственные им отделы культуры и муниципальные организации (культурно-досуговые учреждения, музеи, библиотеки) образуют организационные структуры культуры  муниципального уровня. Таким образом на территории одной области находятся организации культуры разного уровня подчинения.

Рис. 2.Организационная структура культуры областного уровня

 

Соотношение ведомственных и вневедомственных организаций культуры представлено в таблице 1, которая содержит сведения о наиболее развитых сетях организаций, традиционных для отрасли культуры РФ. Как следует из таблицы, 96,5% организаций находится в составе ведомства, возглавляемого Минкультуры РФ и только 3,5% в составе других ведомств, причем цирки, парки культуры и отдыха, концертные организации и самостоятельные коллективы, а также зоопарки есть только у Минкультуры, здесь же находится преобладающая часть постоянных муниципальных кинотеатров.

Таблица 1.

Организационная структура отрасли культуры в 2004 г.1

           

Организации культуры

Число организаций

Отношение ведомственных организаций к общей численности

 (в %)

всего ведомства Минкультуры РФ других ведомств
Культурно-досуговые учреждения 52861 51285 1576 97
Библиотеки 49938 48492 1446 97
Музеи 2269 2180 89 96
Театры 579 554 25 96
Парки культуры и отдыха 482 482 100
Цирки 65 65 –1 100
Зоопарк 22 22 100
Кинотеатры 1000 1000 100
Киноустановки (тыс.) 13,0 13,0 100
Итого (без киноустановок) 107803 104080 96,5

 

    За последние годы (2001-2004) динамика основных организаций культуры основных типов не претерпела существенных изменений. Также как и в предыдущий период продолжалось некоторое сокращение числа библиотек и культурно-досуговых учреждений, а также числа кинотеатров и киноустановок (в результате, главным образом, их закрытия и приватизации, а также в связи с централизацией) и рост числа театров и музеев (за счет возникновения новых организаций, а также разукрупнения действующих), что и отражает таблица 2.

Таблица 2.

 

Динамика сети организаций культуры в 2001-2004 гг2

Учреждения

Годы

Соотношение уровня 2004 г. к 2001 в %

2001 2002 2003 2004
Культурно-досуговые организации 54779 54201 53592 52861 97
Библиотеки 51192 50968 50583 49938 98
Музеи 2113 2189 2229 2269 107
Цирки 63 64 71 65 103
Концертные организации и самостоятельные коллективы 263 270 282 292 111
Театры3 529 545 546 554 105
Киноустановки (тыс.) 17,4 15,4 14,6 13,0 74
Кинотеатры 1240 1129 1074 1000 80

 

В отличие от умеренной динамики организаций культуры государственной и муниципальной собственности, отраженной в таблице 2, у частных организаций культуры наблюдается устойчивый и значительный по темпам рост. Так, за период 1994-2004 гг. их число возросло с 26,8 тыс. до 70 тыс.1, т.е. в 2,6 раза. 

На основе этих данных а также данных таблицы 1 можно составить представление об общем числе организаций культуры2: оно приближается к 180 тысячам. При этом число работников культуры равняется 1,2 млн. человек3, что составляет 2%4 от занятых в народном хозяйстве.

Обеспеченность населения организациями культуры характеризуют следующие цифры5: на 1 млн жителей в России приходится 4 театра (для сравнения: в Австрии – 24, Швеции – 13,6, Франции – 9,6, Великобритании – 8,9), 347 библиотек (в Финляндии – 2500, Чехии – 708), 15 музеев (в Нидерландах – 35, Швеции – 34, Германии – 32, Чехии – 33).

Приведенные данные свидетельствуют, с одной стороны, о значительности масштабов сети организаций культуры РФ и положительной динамике многих видов и, следовательно о перспективах развития отрасли в целом, а с другой стороны, о необходимости развивать сеть организаций культуры, используя для этого систему методов организационно-правового, экономического, а также социально-политического характера.

 

Выводы

1. Отрасль экономики представляет собой совокупность производственных единиц, осуществляющих преимущественно одинаковый или сходный вид экономической деятельности, который приводит к получению однородного набора продукции (товаров или услуг).

2. Отрасли формируются объективно, на основе функций, выполняемых ими в системе общественного разделения труда.

3. Классификация отраслей как результат субъективных процессов редко бывает четкой и всегда в чем-то условна и произвольна.

4. Для классификации отраслей используют классификационные признаки, в частности: характер основной производимой продукции, вид ее использования, организация и технология производства, вид сырья, материалов.

5. Совокупность общих для процесса производства и потребления продукции свойств позволяет объединить организации искусства и культурного просвещения в одну отрасль – отрасль культуры.

6. Используемый для определения границ отраслей инструмент – общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) – введен в практику в 2005 г. и построен по аналогии и с учетом международных отраслевых классификаторов.

7. В ОКВЭД организации культуры представлены в нескольких группах и не объединены в один подраздел.

8. Технологические связи между организациями различных отраслей закрепляет ведомство – совокупность организаций, объединенных единой системой управления. Образование ведомств свойственно прежде всего отраслям социально-культурной сферы. 

9. Федеральное ведомство культуры возглавляет Министерство культуры РФ.

10. За время экономических преобразований организационная система управления культурой претерпела существенные изменения в направлении децентрализации управленческих функций, создания в значительной мере самостоятельных территориальных ведомств региональной культуры.

11. Рост сети организаций культуры, происходящий, прежде всего за счет увеличения числа коммерческих организаций новых организационно-правовых форм и видов, свидетельствует об экономической эффективности ведения хозяйственной деятельности в культуре и перспективах отрасли культуры и ее организаций.

 

Тесты к теме «Отраслевая и организационная структура культуры»

1. Отрасль – это:

    1. вид трудовой деятельности;

    2. совокупность организаций, продающих на рынке схожие блага; 3. совокупность организаций, руководимых единым органом управления;

    4. сфера действия рыночных отношений в экономике.

2. Ведомство – это:

    1. совокупность учреждений, реализующих какую-либо функцию государственного управления.

    2. совокупность организаций, технологически и административно связанных между собой.

    3. совокупность организаций, объединенных единым органом управления.

    4. все определения верны.

3. На основании Общероссийского отраслевого классификатор видов экономической деятельности к деятельности по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта относится:

    1. прокат видеокассет;

    2.обучение в школе искусств;

    3. реконструкция здания; 

    4. реставрация зданий.

    5. реставрация картин;

    6. деятельность театральных и артистических агентств по подбору актеров на роли в кино, на ТВ, в театре.

4. На основании Общероссийского отраслевого классификатора видов экономической деятельности к деятельности по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта не относится:

    1. дублирование и монтаж фильмов;

    2. реставрация произведений искусства;

    3. деятельность агентств по продаже билетов;

    4. деятельность планетариев;

    5. деятельность художников-оформителей.

5. Какого ведомства культуры никогда не было в новой российской истории:

    1. Народного комиссариата просвещения;

    2.Министерства культуры и туризма;

    3. Министерства культурой политики.

 


Глава 3. Отношения собственности в отрасли культуры

    Отношения собственности как сложная система, определяющая характер и содержание всех других форм экономических отношений, в отрасли культуры имеют значительные особенности. И если в недавнем прошлом отрасли эти отношения не обнаруживали себя, а экономические изменения касались в основном производных экономических связей и взаимодействий, то современные экономические преобразования зависят прежде всего от последовательности и масштабности трансформаций в сфере собственности.

 

§ 1. Собственность как экономическая категория

    Люди постоянно вступают друг с другом в отношения по поводу благ, отчуждая их, отсоединяя их в свою пользу, устанавливая принадлежность благ определенным лицам, т.е. присваивая блага. Поэтому собственность можно определить как исторически меняющиеся отношения между людьми по поводу присвоения благ. Однако это определение следует конкретизировать.

В отношениях собственности всегда присутствуют субъект собственности и объект собственности

Субъект собственности, или собственник, представляет одну из сторон отношений собственности. Это – лица (физические или юридические), обладающие объектами собственности. Собственность не может быть бессубъектной, без собственника нет собственности. Если предмет «ничейный», значит, он вообще не представляет собственность. Воздух, космическое пространство, звезды, дикие звери, не принадлежат никому, не являются собственностью. Потерянные вещи прекращают быть собственностью.

Объект собственности – это другая сторона отношений собственности в виде предметов, вещей. Объектом собственности являются все те вещи, которыми обладает собственник, субъект собственности. Вещный характер отношений собственности имеет принципиальное значение. Такие нематериальные блага как жизнь и здоровье, достоинство личности, честь и доброе имя, деловая репутация, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, право на имя, право авторства принадлежат гражданину от рождения, они объективированы в нем, они неотчуждаемы и непередаваемы, следовательно не являются объектами отношений собственности.

Такие блага, как музыкальное произведение, научное открытие и другие духовные продукты могут рассматриваться как объект отношений собственности только тогда, когда они овеществлены в виде нотной или книжной рукописи, электронного файла, чертежа, публичного выступления и т.д. 

Объекты отношений собственности – это те вещные блага, которые имеются в ограниченном количестве. Сам феномен собственности выводится из проблемы относительной редкости или ограниченности ресурсов. Карл Менгер писал, что собственность своим конечным основанием имеет существование благ, количество которых меньше по сравнению с потребностями в них. Поэтому институт собственности является единственно возможным институтом разрешения проблем «несоразмерности между надобностью и доступным распоряжению количеством благ» (Менгер К. Основания политической экономики. Австрийская школа политической экономики. М., 1992, С.79). Такое несоответствие ведет к тому, что центральным моментом отношений собственности становится их исключающий характер1. Отношения собственности – это система исключений из доступа к материальным ресурсам. Отсутствие исключений из доступа к ресурсам, т.е. свободный доступ к ним, означает, что они – ничьи, что они не принадлежат никому или, что тоже самое – принадлежат всем. (Вспомните упоминавшиеся выше воздух, звезды). Такие ресурсы не составляют (или пока не составляют) объекта собственности. По поводу их использования не возникают экономические отношения.

Исключить других из свободного доступа к ограниченным ресурсам означает специфицировать на них права собственности. Специфицировать – это определить субъекта, объекта собственности и способы наделения ею, определить правомочия (права) собственника.

Смысл и цель спецификации состоит в том, чтобы создать условия для приобретения прав собственности теми, кто ценит их выше, кто способен извлечь из них наибольшую пользу, кто принимает наиболее эффективные решения. Ведь только на собственника падают в конечном счете все положительные и отрицательные результаты осуществляемой им деятельности. Он поэтому оказывается заинтересованным в максимально полном их учете при принятии решений.

Чем определеннее права собственности, тем сильнее стимул у хозяйствующего субъекта учитывать те выгоды или тот ущерб, которые его решения приносят другому лицу. Именно поэтому в процессе обмена права собственности на те или иные блага будут переданы тому экономическому агенту, для которого они представляют наивысшую ценность. Тем самым обеспечивается эффективное распределение ресурсов, поскольку в ходе обмена они перемещаются от менее производительного к более производительному использованию, от лиц менее их ценящих – к лицам, ценящих их больше.

    В этом и заключается экономическая сторона отношений собственности: от форм отношений собственности зависят методы хозяйствования, экономическое использование объектов собственности, рачительное, эффективное применение объекта, его сохранность, преумножение собственности. Экономические отношения собственности определяют формы организации общества. Так, рыночное хозяйство возникает лишь при условии, что участники экономической жизни общества признают друг в друге обособленных равноправных собственников, обмен продуктами которых ведется на эквивалентно-возмездной основе. В то же время плановое хозяйство (административная экономика) возможны лишь в условиях полной централизации собственности на экономические ресурсы в руках экономического центра (органов государственного управления экономикой), который определяет и регулирует посредством команд (планов) процесс обмена и распределения.

У отношений собственности есть юридическая сторона (правовой аспект), состоящая в определении прав собственности – совокупности властных прав, поведенческих отношений, санкционированных обществом (законами государства, административными распоряжениями, традициями, обычаями и т.д.) и складывающихся между людьми по поводу использования ими экономических благ. Речь идет о нормах поведения по поводу благ, которые любое лицо в обществе должно соблюдать в своих взаимоотношениях с другими людьми или нести издержки из-за их несоблюдения.

В самом общем виде права собственности подразделяются на право владения, право пользования и право распоряжения1.

Владение – это фактическое обладание имуществом (вещью), без чего все остальные права собственности не могут быть реализованы. Это номинальное право собственника, характеризующее прежде всего принадлежность объекта определенному субъекту с юридической стороны.

Пользование – процесс извлечения полезных свойств имущества (вещи), удовлетворение потребности с помощью вещи.

Распоряжение – действия, связанные с отчуждением имущества от его владельца: продажа, дарение, обмен, передача, залог и т.п., а также с видоизменением и ликвидированием имущества.

Полным собственником является то лицо, которое имеет все три правомочия: владения, пользования и распоряжения. Однако так как право собственности легко расщепляется между разными субъектами, указанные правомочия могут перераспределяться между субъектами. Так, собственник – владелец предоставляет в пользование (аренду) свое имущество. Арендатор же, не являясь владельцем имущества, пользуется им и по разрешению собственника (что очень важно) может совершать некоторые действия по распоряжению имуществом собственника, например, сдавать его в субаренду. Так, в экономической жизни помимо собственников, появляются несобственники.  

По российскому законодательству к правам лиц, не являющихся собственниками, в частности, относятся:

- право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;

- право хозяйственного ведения имуществом;

- право оперативного управления имуществом и др.

Названные правомочия представляют особенный интерес благодаря широкому применению в социально-культурной сфере. Большая часть (36,8 %[7]) этих организаций– государственные и муниципальные предприятия и учреждения – пользуются правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления имуществом, а также правом бессрочного пользования земельным участком. Эти отношения представляют собой своеобразное трастовое соглашение (trust – англ., доверять) и означают, что собственник (в данном случае государственные и муниципальные органы управления, от имени российского государства осуществляющие право государственной и муниципальной собственности) передает право управлять своей собственностью другому субъекту (например, наемному директору, менеджеру).

Собственник регулирует свои отношения с управляющим его собственностью лицом с помощью устава (трастового соглашения), в котором он определяет правомочия несобственника в отношении использования имущества, передаваемого в доверительное (трастовое) управление.

В частности, государство как собственник имущества государственного предприятия ограничивает его в праве распоряжения этим имуществом: предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду (если на то нет отдельного разрешения собственника), отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ и т.д.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: