Инициативность и Оптимизм

Проявление проактивности и упорства

Люди, компетентные

в отношении инициативы:

· готовы воспользоваться удобным случаем;

· преследуют цели, выходящие за пределы того, что от них требуется или чего от них ждут;

· прорываются через бюрократические препоны и подчиняются правилам, когда это необходимо для выполнения работы;

· мобилизуют других, смело рискуя и прибегая к необычным методам;

в отношении оптимизма:

· проявляют настойчивость в стремлении к достижению целей, несмотря на препятствия и неудачи;

· действуют с надеждой на успех, а не опасаясь провала;

· объясняют неудачи поддающимися контролю обстоятельствами, а не личными недостатками.

Как одержать победу? Инициативные люди начинают действовать, не дожидаясь, что их к этому вынудят внешние обстоятельства. Чаще всего это означает принятие предупредительных мер в попытке избежать проблем до того, как они возникнут, или воспользоваться благоприятной возможностью, прежде чем ее заметит кто-то еще. Подобная проницательность позволяет предпринимать определенные шаги, когда никто другой еще не видит в этом никакой необходимости. Такой поступок, однако, требует определенного мужества, особенно когда другие категорически против. И наоборот, способность реагировать на события, вместо того чтобы всегда быть к ним готовым, характерна для тех, кому недостает инициативности. Если люди не умеют предугадывать развитие событий, им приходится работать в критическом режиме.

Когда инициативы слишком много. Хотя инициативность, как правило, достойна похвалы, ее необходимо уравновешивать социальной осведомленностью во избежание негативных последствий. Боссы, занимающиеся микроуправлением, то есть осуществляющие контроль над мелочами, который лучше предоставить подчиненным, быть может, и кажутся инициативными, но им недостает главного: знания того, как их действия влияют на других людей. Инициативность без эмпатии – или восприятия более масштабной картины – может оказаться деструктивной.

Проявление настойчивости – и возвращение на прежний уровень. Пессимист рассматривает неудачу как подтверждение наличия в себе некоего рокового недостатка, который невозможно устранить. Оптимисты, напротив, считают неудачу следствием факторов, с которыми у них вполне хватит сил и способностей справиться.

Часть III. Человеческие качества

Глава 7. Социальный радар

Эмпатия зарождается в душе. Фрейд заметил: «Ни один смертный не способен хранить секрет. Если молчат его губы, говорят кончики пальцев; предательство сочится из него сквозь каждую пору». Способность улавливать такие эмоциональные сигналы особенно важна в ситуациях, когда люди имеют основания скрывать свои истинные чувства… такова правда жизни в деловом мире. Понимание того, что в данный момент чувствуют другие, хотя и не говорят об этом вслух, составляет сущность эмпатии. Люди, которым недостает такой восприимчивости, пребывают в состоянии «выключенности». Глухота к эмоциональным полутонам ведет к социальной «неуклюжести». Эмпатия как минимум требует способности расшифровывать эмоции других; как максимум подразумевает восприятие и реагирование на глубоко скрытые, не высказанные словами заботы или эмоции. Необходимым предварительным условием возникновения эмпатии является самоосознание, распознавание в самом себе висцеральных (то есть относящихся к внутренним органам) сигналов тех или иных чувств.

Тонкая игра. Бесконфликтность любого социального взаимодействия в огромной степени зависит от самопроизвольной подгонки к ритму собеседника. Когда двое людей начинают разговаривать друг с другом, они тотчас же вступают в тонкую игру создания ритмической гармонии, синхронизирующей их движения и позы, высоту тона их голосов, скорость речи и даже продолжительность пауз между теми моментами, когда один человек заканчивает говорить, а другой начинает отвечать.

Такое взаимное подражание происходит бессознательно и, по всей вероятности, контролируется наиболее примитивными отделами головного мозга. Эти механизмы срабатывают с поразительной быстротой – в пятнадцатую долю секунды. Но если такой автоматической координации не происходит, мы чувствуем себя немного некомфортно.

Социальные компетенции:

· понимание других людей: восприятие чувств и точек зрения окружающих людей и проявление активного интереса к тому, что их заботит;

· ориентация на обслуживание: предугадывание, осознание и удовлетворение потребностей заказчиков;

· содействие развитию: понимание потребностей в развитии других людей и содействие развитию их способностей;

· использование непохожести для достижения целей: культивирование благоприятных возможностей с помощью разных людей;

· политическая осведомленность: улавливание и интерпретация политических и социальных течений в организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: