Осуществление сестринского ухода за больными с бронхиальной астмой

Сестринский уход при бронхиальной астме являются основами составляющей поддержки больного, так как у пациентов нередко возникают неотложные состояния, поэтому медсестра в данной ситуации должна действовать профессионально, четко и быстро выполнять сестринские вмешательства, так как от этого порой зависит не только здоровье, но и жизнь пациента. В этом и заключается особенность сестринского процесса при БА.

Суть сестринского дела – уход за человеком и то, каким образом сестра осуществляет этот уход. В основе этой работы должна лежать не интуиция, а продуманный и сформированный подход, рассчитанный на удовлетворение по­требностей и решение проблем[11, 33-56].

Целью сестринского процесса является поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей его организма.

Цели сестринского ухода:

-  Краткосрочные (для срочного сестринского ухода) - должны быть выполнены за короткий период времени, обычно за 1-2 недели. Они ставятся, как правило, в острой фазе заболевания;

-  долгосрочные - достигаются в более длительный период времени (более двух недель), обычно направлены на предотвращение рецидивов заболеваний, осложнений, их профилактику, реабилитацию социальную адаптацию, приобретение знаний о здоровье. Выполнение этих целей чаще всего приходится на период после выписки пациента.

При бронхиальной астме у пациентов нередко возникают неотложные состояния, поэтому медсестра в данной ситуации должна действовать профессионально, четко и быстро выполнять сестринские вмешательства, так как от этого порой зависит не только здоровье, но и жизнь пациента. В этом и заключается особенность сестринского процесса при БА.

Сестринский уход при бронхиальной астме включает в себя:

– подготовку к лабораторным, инструментальным и дополнительным методам исследования, а также перед консультацией специалиста;

– беседы с пациентом, его родственниками и близкими о болезни, симптомах, жалобах, правилах диетического питания;

– контроль исполнение назначений врача;

– планирование - медицинская сестра должна сформировать оптимальный план ухода за больным.

При осмотре пациента медицинская сестра обращает внимание на положение пациента (сидя, упираясь руками в край кровати стула), на характер одышки (экспираторная), цвет кожи лица, губ (цианоз, бледность), выражение страха на лице. Медицинская сестра оценивает результат сестринских вмешательств, реакцию пациента на меры оказания помощи, ухода [13, 45-69].

Независимые действия медсестры – это работа, которую она проводит самостоятельно. Это уход, измерение артериального давления, частоты дыхания, пульса. Она должна организовывать досуг в стационаре, обучает пациента правильно дышать, контролировать санитарно-гигиенические нормы в палате, обеспечить и проконтролировать соблюдение режима. 

А также придать физический и психический покой, удобное положение в постели, обеспечить приток свежего воздуха, дать теплое питье со щелочным содержимым (молоко с содой или минеральной водой без газа) и научить пациента пользоваться ингалятором и пикфлоуметром и обязательно порекомендует пациенту посещать «Астма-школу» [20, 102-109].

Взаимозависимые действия медсестры - предусмат­ривают совместную деятельность медицинской сестры с врачом и другими специалистами (физиотерапевтом, дие­тологом, инструктором ЛФК, сотрудниками социальной помощи), проведение диагностических исследований, подключение разных специалистов для дополнительных консультаций. Медсестра должна организовать консультацию по физиотерапии и обучить больных в «Астма-школе».

Зависимые действия медсестры - это действия, которые выполняются строго по назначению врача. Она обеспечит больному увлажненный кислород. Введёт 10 мл 2,4 % раствора эуфиллина и 1–2 мл 1% раствора димедрола (2 мл 2,5 % раствора прометазина или 1 мл 2% раствора хлоропирамина) внутривенно. Проведёт ингаляцию аэрозолем сальбутамола 1-2 вдоха. При тяжёлом приступе медсестра парентерально введет 60-90 мг преднизалона. При тахикардии даст внутрь 10 мг нифедипина (3 раза в день). Для улучшения отхождения мокроты назначают отхаркивающие и муколитические препараты (отвар термопсиса, корня алтея, мукалтин, бромгексин) [19,43-52].

Сестринский процесс при бронхиальной астме, в рамках ухода за больным, направлен на оказание ему помощи в решении выявленных у него при сборе информации физиологических проблем, а также стабилизацию его психологического состояния.

Приступ может начаться неожиданно и быстро развиваться. Появляется отдышка, кожные покровы синеют, дыхание становится свистящим, шумным.

Действие сестры в таких случаях заключаются в следующем:

 Прежде всего, обеспечить приток воздуха. Ввести внутривенно «Эуфиллин» с изотоническим раствором "Хлорида натрия". Необходимо выяснить, сколько раз использовал пациент ингалятор, и какой, чтобы не ухудшить состояние пациента из-за передозировки препарата. Если пульс выше 90 ударов в минуту, необходимо введение «Строфантина», «Коргликона» подкожно или «Эфедрина» внутримышечно. Провести ингаляцию с препаратом «Астмопент», «Сальбутамол». Ингаляции с увлажненным кислородом. Регулярно измерять пульс, следить за кашлем, отхождением мокроты, за дыханием и АД. Все препараты медицинская сестра должна вводить строго по назначению врача. Если приступ затягивается, и проводимая терапия не оказывает должного эффекта, такое состояние называется астматическим статусом.

Медсестра осуществляет следующие действия:

Информирует больного, проводит с пациентом беседу с целью предоставить ему максимально полную, доступную информацию о заболевании. Она может порекомендовать ему соответствующую литературу, обучающие фильмы, например, «Жизнь с астмой».

 Обучает правильной технике дыхания.

Правильное дыхание играет первостепенную роль в профилактике новых приступов удушья. Здесь необходимо научить взрослых и детей осуществлению самоконтроля над своим состоянием, и обучить самостоятельно пользоваться пикфлоуметром (Приложение 1).

Дает рекомендации касательно диетического питания.

Медсестра должна побеседовать с пациентом на тему питания при бронхиальной астме, рассказать ему, какую роль в ухудшении его состояния может сыграть употребление продуктов, являющихся аллергенами.

Обучает самостоятельно купировать приступы удушья, помогает избавиться от страха смерти во время них.

Часто больной боится, что может умереть во время приступа удушья, так как помощь ему не будет оказана или будет оказана поздно. Душевное волнение лишь усиливает и продлевает приступ.

Роль медицинской сестры – объяснить больному, что именно от его поведения во многом зависит то, как быстро и успешно его состояние стабилизируется. Она должна объяснить ему необходимость взять себя в руки, научить, каким образом он может помочь себе сам (расстегнуть воротник, обеспечить себе доступ свежего воздуха, расслабиться). Она показывает ему, как пользоваться карманным ингалятором (приложение 2), чтобы купировать приступ.

Часто после приступа у взрослых на некоторое время сохраняется влажный кашель. Помочь мокроте выделиться можно: теплым питьем, приемом муколитиков (Мукалтин, Амброксол, Бромгексин). Если из-за приступа повысилось артериальное давление или появилась тахикардия, лучше обратиться за квалифицированной медицинской помощью. Важно помнить, что самолечение бета-блокаторами может стать причиной нового приступа.

Становится понятным, насколько активное участие медицинская сестра принимает в уходе и реабилитации при бронхиальной астме. В данном случае она является не только помощником лечащего врача, но также своего рода просветителем и моральной поддержкой для больных. Существует ряд комплексных упражнений при бронхиальной астме:

Исходное положение – стоя, руки, вытянутые на ширине плеч, в упоре о стол. Согнуть руки в локтях, наклонить туловище с опущенной головой вниз, произнося звук «ш-ш-ш» или «щ-щ-щ» (шипящий) – выдох; возвратиться в исходное положение. Повторить 2-4 раза. Темп медленный.

Исходное положение- то же. Отвести правую руку в сторону – вдох, вернуться в и.п. – выдох со звуком «ж-ж-ж» или «з-з-з» (жужжание). То же левой рукой. Повторить 2-4 раза. Темп медленный.

Исходное положение – то же. Сгибать руки в локтях в три приема      (с остановками), произнося «фу- фу-фу» и почти опуская грудную клетку на стол; на выдохе быстро вернуться в и.п. – вдох. Повторить 2-4 раза.

Исходное положение – то же. Не сгибая руки, немного присесть за счет сгибания ног в тазобедренных суставах – выдох со звуком «с-с-с» (свистящий); вернутся в и.п. – вдох. Повторить 2-4 раза. Темп медленный.

Проанализировав данный случай можно сделать вывод, сестринский процесс заключается в оказании неотложной доврачебной помощи, связанной с ухудшением состояния и развитием угрозы для жизни пациента,

изучены особенности оказания помощи пациентам с бронхиальной астмой и выявлены комплексные упражнения целью, которых является улучшение обменных процессов в органах и тканях.

Итак, зная алгоритм помощи при бронхиальной астме, можно быстро и эффективно купировать приступ бронхиальной астмы и улучшить состояния пациента. Выяснено, что этап лечения самый важный, от него зависит период реабилитации, самочувствие пациента и в особо сложных случаях правильно выбранное лечение может предотвратить летальный исход.

Итак, зная алгоритм помощи при бронхиальной астме, можно быстро и эффективно купировать приступ бронхиальной астмы и улучшить состояния пациента. Выяснено, что этап лечения самый важный, от него зависит период реабилитации, самочувствие пациента и в особо сложных случаях правильно выбранное лечение может предотвратить летальный исход.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: