Тема 2 Объекты и субъекты коммерческой деятельности

 

1. Характеристика товара и услуг как объекта коммерческой деятельности

2. Коммерческая сделка как правовая форма осуществления коммерческих операций

3. Виды субъектов торговой деятельности

 

1. Характеристика товара и услуг как объекта коммерческой деятельности

Характер предъявляемых требований к товару зависит от его назначения

и свойств, благодаря которым он делается полезным для человека.

Продукту также присущ ряд свойств, но потребительскую ценность выражают лишь те свойства, которые определяют его полезность. Следовательно,

потребительская стоимость отражает ценность продукта и выступает в качестве

носителя цены товара в условиях рынка.

С понятием продукта связаны потребительские свойства: технические,

физические, химические и т. д. Они формируют предназначенность товара, покупательское восприятие на спрос. В связи с этим существуют потребительские товары и продукция производственно-технического назначения. Продовольственные товары и непродовольственные на основе покупательских привычек потребителей подразделяются на товары:

 повседневного спроса – потребляются либо сразу, либо рассчитаны на определенное количество использований;

 предварительного выбора – товары однородного признака, в процессе потребления потребителем сравнивается между собой по параметрам, по надежности, по цене, по внешнему оформлению и т. д.;

 особого спроса – присущи характерные или уникальные свойства, ради которых потребитель готов затратить дополнительные средства;

 пассивного спроса – о покупке этих товаров потребитель не задумывается,

отличаются случайной потребностью.

Основными элементами рыночного механизма является спрос, предложение, цена. Потребность в товарах на рынке выступает в форме спроса, размер

которого определяется ценами на товар и платежеспособностью покупателей.

Соотношение между спросом и предложением на товар, с

одной стороны, завсит от динамики рыночных цен, а с другой стороны – оказывает непосредственное воздействие на формирование цены. Одна из важнейших задач рынка

товаров – обеспечение условий, при которых достигается равновесие между

спросом и предложением. По признаку спроса и предложения товара различают

рынок продавца и рынок покупателя. Рынок, отличающийся превышением

спроса

над предложением, называется рынком продавца, а если рынок характеризуется превышением предложения над спросом, то это рынок покупателя.

Спрос – сложное социально-экономическое явление. К его основным слагаемым относятся: потребительские требования, мотивы покупки, платежные способности потребителей, объем спроса, динамика цен. Оценка складывающегося спроса базируется на совокупности информации, полученной в результате опроса потребителей продукции. Опрос населения дает возможность получить информацию о конкретных условиях продажи товаров, режиме и распорядке работы торгового предприятия.

Спрос и предложение являются наиболее важными категориями торгового рынка. Определяющим условием состояния рынка является соотношение

спроса и предложения. Особенностью спроса является рост его величины или

объема при снижении цены на товар. Между ценой и величиной спроса на

продаваемую продукцию существует взаимная связь, которая выражается тем, что для потребителя цена представляет собой своеобразный барьер: чем выше стоимость товара, тем меньше он покупается, что обуславливается адекватным объемом продаж и тем, что при снижении цены товар становится более доступным,

число потребителей растет одновременно с объемом продаваемого товара.

Для рынка продавца характерна ограниченность ассортимента и количетвенного предложения товаров, что побуждает покупателя приобретать то, что предлагает продавец.

Рынок покупателя обуславливается наличием широкого ассортимента

товаров, выпускаемых различными производителями, что порождает конкурецию между продавцами товара, удовлетворяющих одни и те же запросы покупателей. Такой рынок предоставляет выбор необходимых товаров, которые

покупатель для себя оценивает по реальной цене продажи и затратами на последующую эксплуатацию.

 

Цена является критерием, определяющим покупательское восприятие, и

влияет на решение о покупке товара. Особая роль в определении цены на реализуемые товары принадлежит ценовой политике.

 

Качество товара выступает основным критерием при формировании цены и это одно из требований рынка товаров.

 

Услуга –это любая деятельность, которую одна сторона может предложить другой, неосязаемое действие, не приводящее к владению чем-либо. Виды услуг чрезвычайно разнообразны: они могут иметь промышленный характер, либо удовлетворять личные потребности, могут быть

неквалифицированными, либо требовать очень высокого уровня квалификации

исполнителей. Одни виды услуг требуют огромных капиталовложений, напри-

мер, авиаперевозки, другие могут обойтись небольшим первоначальным капиталом, но зато отличаться высоким уровнем профессионализма работников это,

например, консультационные услуги.

Классификация услуг позволяет улучшить понимание изучаемого явления, выделить отличительные черты каждого

вида услуг, определить специфику, причем сфера услуг имеет ряд специфических особенностей по сравнению с материальным производством:

во-первых, в отличие от товаров, услуги производятся и потребляются в основном одновременно, не подлежат хранению. Это порождает проблему регулирования спроса и предложения услуг;

во-вторых, услуги часто противопоставляются продукции, хотя и в промышленности увеличивается роль обслуживания, которое может включать ремонт оборудования, послепродажное обслуживание и другие услуги, связанные

с продажей товаров;

в-третьих, сфера услуг обычно больше защищается государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства.

Рынок услуг существует в единстве с товарным рынком и является одной

из его разновидностей, развивающейся в рамках общих законов рыночной экономики. Вместе с тем рынок услуг имеет ряд специфических особенностей,

обуславливающих особый подход к предпринимательской деятельности.

К основным особенностям сферы услуг можно отнести: высокая степень

неопределенности услуг ставит покупателя в невыгодное положение, т. е. часто

предоставление услуг требует особых, специальных знаний и мастерства,

которые покупателю трудно оценить; невозможность сравнения двух конкурирующих предложений из-за совместного процесса производства и потребления услуги. Можно сравнить только ожидаемые выгоды и полученные; инерция покупателя – главный фактор в обеспечении повторяемости покупки услуги; высокая чувствительность к изменениям рыночной конъюнктуры. Она обусловлена невозможностью хранения и транспортировки услуги. Это свойство услуг создает трудности в предпринимательской деятельности, т. к. обуславливает

повышенные требования к точности анализа и прогноза спроса на услуги; специфика организации производства услуг. Производителями услуг являются в

основном малые и средние предприятия различного профиля. Обладая большей

мобильностью, они имеют широкие возможности для гибкого реагирования на

изменения рыночной конъюнктуры и они более

эффективны в условиях локального рынка; специфика процесса оказания услуги. Эта специфика обусловлена обязательным личным контактом продавца и покупателя, что увеличивает требования к профессиональным качествам, этике и культуре производителя.

 

 

2. Коммерческая сделка как правовая форма осуществления коммерческих операций.

 

Сделка – это действие, направленное на достижение определенного правового результата.

Наиболее распространенными являются двух- и многосторонние сделки

(договоры) – купля-продажа, аренда, страхование, подряд, совместная деятель-

Ность и т. п. Для совершения таких сделок необходимо согласование воли двух

или более сторон.

В зависимости от наличия или отсутствия в сделке указания на срок исполнения, либо возможности его определения из ее содержания, сделки под-

разделяются на определенно-срочные и неопределенно-срочные.

В определенно-срочной сделке срок исполнения обязательств

по ней указан, либо может быть определен из ее содержания.

Обязательство по неопределенно-срочной сделке должно быть исполнено

в разумный срок после возникновения обязательства (п.2 ст.314 ГК РФ). Срок

определяется с учетом существа обязательства и других обстоятельств, могу-

щих повлиять на его исполнение. Обязательство, неисполненное в разумный

срок, а также обязательство, срок исполнения которого определен моментом

востребования, должно быть исполнено должником в семидневный срок со дня

предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность иполнения в другой срок не вытекает из законодательства, условий обязательства, обычаев делового оборота или существа обязательства.

Договор определяет объем прав и обязанностей участников гражданских

правоотношений, порядок и условия исполнения обязательства, ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.

По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать

вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять это товар и уплатить за него определенную денежную сумму

(цену).

Товаром по договору могут быть любые вещи. Договор может быть заключен на куплю-продажу товара, имеющегося в наличии у продавца в момент

заключения договора. Условие договора о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара.

По договору продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности и относящиеся к ней документы.

Товар, на который установлен срок годности, продавец обязан передать

покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован до истечениясрока годности. Срок годности

товара определяется периодом времени, исчисляемым со дня его изготовления, в течение которого товар пригоден к использованию.

Обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент:

 вручения товара покупателю, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара;

 предоставление товара в распоряжение покупателя, если товар должен быть передан покупателю в месте нахождения товара.

Товар считается предоставленным в распоряжение покупателя, когда к сроку, предусмотренному договором, товар готов к передаче в надлежащее место и покупатель в соответствии с условиями договора осведомлен о готовности товара к передаче.

Если по договору купли-продажи не предусмотрена обязанность продавца

по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю,

обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику. По договору поставки поставщик-продавец,

осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в

обусловленный срок или сроки, производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных

целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Поставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки (передачи) товаров покупателю, являющемуся стороной договора поставки.

Доставка товаров осуществляется путем отгрузки их транспортом, предусмотренным договором поставки, и на определенных условиях. Поэтому принятые покупателем товары должны быть им осмотрены в срок, определенным законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота. Покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки. Если соглашением сторон порядок и форма расчетов не определены, то расчеты осуществляются платежными поручениями.

Обеспечение исполнения договора купли-продажи имеет важное значение при исполнении обязательств. Права кредитора, надлежаще исполнившего

свои договорные обязательства, могут оказаться нарушенными вследствие

несоблюдения договора должником, и кредитор будет нести убытки. В целях предотвращения таких ситуаций, нарушающих интересы участников договора, в

гражданском праве выработаны специальные меры, которые призваны содействовать надлежащем исполнению договорных обязательств и создают для сто-

рон дополнительную уверенность в том, что в случае несоблюдения заключенного договора их

имущественные интересы получат надлежащую правовую защиту.

Дополнительные меры, предусмотренные законом или договором и подлежащие применению называются способами обеспечения исполнения.

К ним относятся:

 неустойка – денежная сумма, которую должник обязан уплатить

кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения

обязательства (ст. 187 ГК РФ);

 поручительство – поручатель обязывается перед кредитором другого

лица отвечать за исполнение последним своего обязательства

полностью или в части (ст. 203, ч.1 ГК РФ);

 залог – кредитор имеет право, в случае неисполнения должником

обеспеченного залогом обязательства, получить удовлетворение из

стоимости заложенного имущества (ст.192 ГК РФ);

 задаток – денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающих-

ся сторон, в счет причитающихся с

нее по договору платежей другой стороне, в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения (ст. 209 ГК РФ);

 гарантии – выдаются одной стороной (банком, организацией) в

обеспечение погашения задолженности другой (ст. 21 ГК РФ);

 и другие меры обеспечительного характера, предусматриваемые в

договорах (об этом будет сказано ниже).

 

3. Виды субъектов торговой деятельности

Торгово-посреднические организации подразделяются на виды в зависимости от выполняемых ими на товарном рынке функций, характера совершаемых

операций с товаром, основных видов используемых договоров и других оснований.

В зависимости от того, приобретает ли торгово-посредническое звено право собственности на товар, выделяют:

 независимые оптовые торговые и посреднические фирмы, приобретающие

право собственности на.реализуемый с их участием товар;

 посреднические организации, не приобретающие прав собственности на товар, а оказывающие в качестве основного вида своей деятельности услуги по

доведению товара от изготовителя к потребителю;

 специальные участники рынка, являющиеся организаторами торгового оборота.

В группу независимых посредников входят организации, приобретающие товар от своего имени и за свой счет. С учетом характера совершаемых операций среди них различают: фирмы-дилеры, торговые дома, дистрибьюторов,

экспортные и импортные фирмы, стокистов (фирмы, действующие с использованием консигнационного склада), трейдеров и ряд других.

Названные виды независимых посреднических организаций характеризуются следующими отличительными чертами. Независимые фирмы действуют

от своего имени и за свой счет. Прохождение через них товаров от изготовителей к потребителям оформляется цепочкой договоров.

 Торгово-посреднические фирмы могут быть универсальными либо специализированными. При специализации фирм на торговле определенным товаром такие фирмы нередко именуют дилерами по соответствующему товару.

При принятии на себя обязанностей перепродажи товаров определенной

фирмы по соглашению с ней посредник становится дилером этой фирмы

или, как чаще говорят, ее «официальным дилером». Работа через дилеров

удобна для производителей. Дилерами могут быть как крупные фирмы, так и

мелкие распространители товара. Это всегда юридические лица. Другой обязательный их признак – самостоятельное, т. е. от своего имени, совершение

покупок и продаж товара.

 Торговые дома представляют собой многофункциональные, многопрофильные организации. Они занимаются не только торговой, но отчасти и производственной деятельностью по обработке, расфасовке, упаковке реализуемых товаров. Торговые дома строятся как единое юридическое лицо либо как корпорация из торговых, складских, производственных и других фирм.

Международными соглашениями с участием России и нормативными акта-

ми субъектов Российской Федерации предусматривается создание торговых

домов для внешнеторговой деятельности. Такие торговые дома образуются

для выхода отечественных производителей на зарубежный рынок.

 Трейдеры – специализированные посредники, они совершают сделки по поручению клиентов, но от своего имени и за свой счет. В отличие от дилеров

трейдерами могут быть не только юридические лица, но и индивидуальные

предприниматели. Другое важное отличие в том, что трейдеры специализируются на краткосрочных сделках, коротких операциях.

 Фирмы, действующие во внешнеторговом обороте, разделяют на экспортные

и импортные. Большинство их действует в качестве комиссионеров, совершая сделки от своего имени, но по поручению клиентов и за их счет.

 Особые участники внешнеторгового оборота – дистрибъюторские фирмы.

Дистрибьюторы выступают реализаторами получаемого по импорту товара

на территории своей страны. Для них показательным является долгосрочный

характер отношений с иностранным поставщиком. Дистрибьюторы создают

свою сбытовую сеть, занимаются изучением спроса и рекламой, формируют

складские запасы товаров и действуют независимо от экспортеров. Крупные

производители и сбытовые фирмы осуществляют реализацию своих товаров

в других странах, как правило, подыскивая дистрибьюторов и заключая с

ними дистрибьюторский контракт.

В коммерческой практике дистрибьюторов различают в зависимости от наличия складских площадей на:

1) имеющие склады (регулярные);

2) арендующие склады либо не имеющие складов.

Регулярные дистрибьюторы выполняют функции накопления и хранения товаров, заключают договоры на поставку в будущих периодах, оказывают услуги

по подсортировке и подбору ассортиментных групп товаров. Дистрибьюторы,

не имеющие складов, в основном участвуют в транзитных поставках.

У нас в стране производители порой заключают дистрибьюторские контракты с посредниками для сбыта товара здесь же, в России. В этих случаях дистрибьютор на самом деле является дилером, а вместо дистрибьюторского контракта с ним должен заключаться договор на исключительную продажу товара.

Гибридом дистрибьюторских и комиссионных организаций являются фирмы-стокисты. Стокисты – это специализированные посредники, осуществляющие по договору комиссии исключительную продажу товара определенного экспортера. Поступающий от иностранного комитента товар хранится на так

называемом консигнационном складе. Этот товар реализуется по договорам

средним и мелким покупателям.

Посреднические организации перечисленных видов занимаются фактической покупкой и последующей перепродажей товаров. От них следует отличать

организации, не совершающие собственно операций с товаром, а оказывающие

разнообразные услуги, содействуя продвижению товаров. Они действуют как

представители.

Чрезвычайно развиты виды посреднических агентских организаций.

 

 

Их деятельность охватывает большой комплекс отношений, включающий в себя как заключение сделок, так и осуществление рекламы товара и иных действий, способствующих достижению основной цели – продаже товара.

Распространенный вид агентов – брокеры. Они заключают договоры от

имени и за счет принципала. На биржах товары продаются в основном при посредничестве брокеров. Они действуют в качестве фирм (контор), нередко

имеющих свою филиальную сеть, либо в качестве независимых брокеров. Роль

брокеров на рынке определяется доскональным знанием спроса и предложения

на определенные товары и способностью оперативно выполнять поручения.

Особые субъекты – собственно торговые агентства и агенты. Их функции

состоят в подыскивании покупателей для фирмы-продавца, в пользу которой

работает агент. Агент проводит переговоры с возможным покупателем и сообщает информацию фирме-продавцу для заключения договора.

 

Задание (таблицы и схемы):

· Основные элементы рыночного механизма: спрос и предложение

· Участники торговой деятельности

· Риски участников сделок на рынке

· Жизненный цикл товара

· Классификация услуг

· Социально-экономические интересы торговли в сфере качества продукции

 

   


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: