1. Сущность и содержание коммерческой деятельности
2. Торговля и ее роль в обращении товаров
3. Комплекс задач коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг
4. Коммерческая деятельность в истории развития экономических отношений России
1. Сущность и содержание коммерческой деятельности
В отечественной экономической литературе существуют различные
определения коммерческой деятельности. Приведем наиболее распространенные и них:
коммерция – «торг, торговые обороты, купеческие промыслы» (согласно
определению из Толкового словаря В. И. Даля);
коммерческая деятельность – товарно-денежный обмен, в процессе которого товары от поставщика переходят в собственность торгового предприятия с
ориентацией на потребности рыночного спроса;
коммерческая деятельность – особый вид деятельности, связанный с реализацией товаров, от которой зависят конечные результаты торгового предприятия;
коммерческая деятельность – это все то, что обеспечивает максимальную
|
|
выгодность торговой сделки для каждого из партнеров при первоочередном учете интересов и запросов потребителей;
коммерческая деятельность – комплекс операций, обеспечивающих куплю-продажу товаров и вместе с торговыми процессами представляющих собой
торговлю в широком смысле слова;
коммерческая деятельность – оперативно-организационная деятельность
по осуществлению операций обмена товарно-материальных ценностей в целях
удовлетворения потребностей населения и получения прибыли.
Термин «коммерция» имеет двоякое значение: в одном случае он охватывает отрасль торговли, в другом торговые процессы, направленные
2. Торговля и ее роль в обращении товаров
Торговля – это форма товарного обращения, осуществляемого при посредстве денег.
Торговля – особая деятельность людей, связанная с осуществлением актов
купли-продажи и представляющая собой совокупность специфических технологических и хозяйственных операций, направленных на обслуживание процесса обмена.
Обособление торговли в отдельную отрасль экономики связано
с общественным разделением труда и выделением торгового капитала как части промышленного капитала, что обусловлено стремлением к более эффективному
использованию имеющихся ресурсов.
Различают следующие виды торговли:
оптовая – реализация товаров, как правило, крупными партиями, что
предполагает их дальнейшую перепродажу или переработку. Товары в результате оптового оборота в конечное потребление не поступают; розничная – реализация товаров конечному потребителю, что является завершающим звеном движения товара в сфере обращения.
|
|
Функции торговли во многом определены ее сущностью как формы товарного обращения. Важнейшими функциями торговли являются:
реализация произведенной потребительной стоимости (товаров). Исполнение этой функции создает экономическую предпосылку воспроизводства совокупного общественного продукта, связывая производство с потреблением;
доведение предметов потребления до потребителей. Выполняя данную
функцию торговля организует пространственное перемещение товаров от
производителей к потребителям, осуществляя при этом ряд операций по
продолжению процесса производства в сфере обращения (например, транспортировку, хранение);
поддержание баланса между предложением и спросом с одновременным активным воздействием на производство в части объема и ассортимента вы-
пускаемой продукции;
сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей
на приобретение товаров) путем совершенствования технологии продаж,
расширения информационных услуг и т. д.;
3. Комплекс задач коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг
Коммерческая работа – это деятельность предприятия, направленная на решение особого комплекса задач. Изучение процессов, их реализация – важный элемент оперативного исследования на уровне торгового предприятия и региона.
Комплекс задач коммерческой деятельности субъектов потребительского рынка рассматривается через удовлетворение потребностей населения.
маркетинг: разработка товара, рыночные исследования, организация распределения, определение цены, создание служб сервиса и др.
Рис. 1. Комплекс задач коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг
4. Коммерческая деятельность в истории развития экономических отношений России
Коммерческая деятельность – историческая категория. Оно не является чем-то окончательно сложившимся и застывшим. Меняются его содержание и
форма, расширяется сфера приложения. Развитие коммерческой деятельности,
являющейся продуктом рыночного хозяйства, неразрывно связано с эволюцией
последнего.
Исторически исходным пунктом приложения предпринимательской инициативы была торговая деятельность. Поскольку производство в своей массе
еще не было ориентированно для работы на рынок, деятельность купцов была
нацелена на использование существовавших несоответствий между спросом и
предложением, а источником их дохода служили разницы в
ценах, перемещаемых с рынка на рынок товаров. Поэтому в данный период функциональное содержание предпринимательства ограничивалось использованием возникавших рыночных неравновесий, а его доминирующим признаком была сопряженность с высокой степенью риска.
По мере углубления товарного характера общественного хозяйства, особенно с переходом к индустриальной стадии производства, приоритетной сферой приложения предпринимательства становятся отрасли материального производства. Теперь уже не поиск наиболее привлекательных рынков, а поиск
наиболее рациональной комбинации применяемых факторов
производства становится условием предпринимательского успеха. Усложнение деятельности повлекло за собой усложнение и предпринимательской функции, обусловившее ее рассредоточение. Предпринимательская функция перестает быть монополией собственника.
Постиндустриальная стадия с характерными для нее ростом роли нематериальной деятельности, динамичности и социализации производства установила иные ориентиры и приоритеты хозяйствования. Важнейшим в коммерческой деятельности становится не приспособление к меняющимся условиям, а способность преобразовывать сами условия хозяйствования, предугадав перспективу развития общественного производства. Не просто рациональное использование ресурсов, а рационализация самой формы и способа хозяйствования выступает ключевым моментом деятельности предпринимателя. Коммерческая деятельность все в большей мере охватывает сферу финансов и научной деятельности, где его инновационная функция может раскрыться наиболее полно, становясь, в то же время, коллективно выполняемой функцией.
|
|
Первые упоминания о российских предпринимателях относятся к IХ – X вв.
По данным древнерусских летописей, на которые ссылается Н. М. Карамзин в
своей работе «История государства российского», основным занятием в то время была торговля с иноземцами.
Предпринимателей, занимающихся внешней торговлей, называли в то время «гостями», а горожан, ведущих торговлю в пределах страны, – «купца-
ми». Таким образом, можно говорить о наличии в княжеской Руси начала Х в.
как внутренней, так и внешней торговли.
Однако внутренняя торговля не давала «барышей», так как существовавший натуральный обмен товарами производился более или менее близко к их
стоимости.
Стоимость иностранных товаров назначалась «гостями». Широкий спрос
на пряности, дорогие ткани, вина со стороны богатых земельных собственников позволял получать огромные торговые прибыли. Интенсивный товарный обмен происходил в центрах ремесленного производства – древнерусских городах.
Ремесленники Киевской Руси были мелкими предпринимателями. Они не
только производили изделия, но и выполняли предпринимательские функции: закупали сырье, сбывали готовую продукцию. А поскольку их благосостояние зави17
село от выручки за реализованную продукцию, то они были заинтересованы в ее увеличении, т. е. в получении прибыли.
А в XI–XII вв. ремесло начинает переходить на более высокую стадию
товарного производства: ремесленник уже не работает по заказам потребителей, а продает изделия торговому человеку, который везет их в отдаленные районы.
|
|
Кроме ремесла, а в это время на Руси рождались более высокоорганизованные формы производства, которые стали характерны для России – артели и подряды.
В XI–XII вв. торговые люди обособляются в привилегированную группу
городского населения, выделяющуюся имущественным положением и поддержкой княжеской власти, возникают первые купеческие общества. Энергично скупая сырье на внутренних рынках, новгородские купцы вывозили его в Западную Европу.
Но коммерческая деятельность правящей верхушки не ограничивалась
внешней торговлей. Организацию княжеских и боярских сел X–XI вв. некоторые историки прямо называют «предпринимательством»
Началась специализация промыслов, а не ремесла. Специализация промыслов начинается уже в XVI в. И усиливается в XVII в.
Создание Петром I системы централизованного регулирования национальной
экономики явилось главным фактором, позволяющим превратить Россию в мощный военно-промышленный комплекс. Для осуществления этой грандиозной задачи было проведено социальное классифицирование российского населения.
Правительство, начиная с XVIII в. способствует приобретению торговых
привилегий купеческим сословиям. Были
изданы царские указы, предоставляющие различные льготы купцам на право торговли и ограничивающие в торговых
правах крестьян, разночинцев, иностранцев и даже помещиков, не записавшихся
в русское купечество.
Благодаря активному участию государства в формировании купеческого
сословия, а также в связи с образованием в XVIII в. всероссийского рынка,
ростом городов и их численности для купечества создавались благоприятные условия накопления торгового и промышленного капитала.
Торговые доходы купечества XVIII–XIX вв. пополнялись и от ростовщических корпораций.
Реформа 1861 г. положила начало социальной перестройке в различных
слоях купечества. Расслоение в
среде крестьянства привело к образованию в
конце XIX в. зажиточной сельскохозяйственной верхушки – кулаков.
В результате пореформенных социальных перемен к предпринимательской деятельности приобщилось, кроме купеческого сословия и крестьянства, еще и дворянство.
С конца XIX в., несмотря на то, что купечество стало играть ведущую роль в торговле и промышленности, занятие предпринимательской деятельностью
постепенно начинает терять свою сословную принадлежность к купечеству. Купечество становится атрибутом предпринимательской традиции. Начинается сложный процесс оформления единого класса российской буржуазии.
Гражданская война и политика «военного коммунизма» подрывали основы частного предпринимательства, сложившиеся в течение вековой истории России.
Экономический кризис 1921 г. привел к смене государственной политики
по отношению к предпринимательству. Началась частичная реанимация данного социального слоя с помощью новой экономической политики, установившего жесткие правовые границы для развития частного сектора в стране.
Вся крупная промышленность и банки были национализированы, поэтому
предпринимательство могло развиваться лишь в мелкой кустарной промышленности, мелкой капиталистической промышленности, арендованной промышленности и на концессионных предприятиях.
Задание (индивидуальные письменные сообщения):
· Торговый бизнес – составляющая развитие экономических отношений
· Предпосылки ориентации торговых предприятий на коммерческую деятельность
· Маркетинг – как стимул ведения коммерческой деятельности