Тема 1 Основные понятия коммерческой деятельности и развитие коммерции в России

 

1. Сущность и содержание коммерческой деятельности

2. Торговля и ее роль в обращении товаров

3. Комплекс задач коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг

4. Коммерческая деятельность в истории развития экономических отношений России

 

1. Сущность и содержание коммерческой деятельности

 

В отечественной экономической литературе существуют различные

определения коммерческой деятельности. Приведем наиболее распространенные и них:

 коммерция – «торг, торговые обороты, купеческие промыслы» (согласно

определению из Толкового словаря В. И. Даля);

 коммерческая деятельность – товарно-денежный обмен, в процессе которого товары от поставщика переходят в собственность торгового предприятия с

ориентацией на потребности рыночного спроса;

 коммерческая деятельность – особый вид деятельности, связанный с реализацией товаров, от которой зависят конечные результаты торгового предприятия;

 коммерческая деятельность – это все то, что обеспечивает максимальную

выгодность торговой сделки для каждого из партнеров при первоочередном учете интересов и запросов потребителей;

 коммерческая деятельность – комплекс операций, обеспечивающих куплю-продажу товаров и вместе с торговыми процессами представляющих собой

торговлю в широком смысле слова;

 коммерческая деятельность – оперативно-организационная деятельность

по осуществлению операций обмена товарно-материальных ценностей в целях

удовлетворения потребностей населения и получения прибыли.

Термин «коммерция» имеет двоякое значение: в одном случае он охватывает отрасль торговли, в другом торговые процессы, направленные

 

2. Торговля и ее роль в обращении товаров

 

Торговля – это форма товарного обращения, осуществляемого при посредстве денег.

Торговля – особая деятельность людей, связанная с осуществлением актов

купли-продажи и представляющая собой совокупность специфических технологических и хозяйственных операций, направленных на обслуживание процесса обмена.

Обособление торговли в отдельную отрасль экономики связано

с общественным разделением труда и выделением торгового капитала как части промышленного капитала, что обусловлено стремлением к более эффективному

использованию имеющихся ресурсов.

Различают следующие виды торговли:

оптовая – реализация товаров, как правило, крупными партиями, что

предполагает их дальнейшую перепродажу или переработку. Товары в результате оптового оборота в конечное потребление не поступают; розничная – реализация товаров конечному потребителю, что является завершающим звеном движения товара в сфере обращения.

Функции торговли во многом определены ее сущностью как формы товарного обращения. Важнейшими функциями торговли являются:

 реализация произведенной потребительной стоимости (товаров). Исполнение этой функции создает экономическую предпосылку воспроизводства совокупного общественного продукта, связывая производство с потреблением;

 доведение предметов потребления до потребителей. Выполняя данную

функцию торговля организует пространственное перемещение товаров от

производителей к потребителям, осуществляя при этом ряд операций по

продолжению процесса производства в сфере обращения (например, транспортировку, хранение);

 поддержание баланса между предложением и спросом с одновременным активным воздействием на производство в части объема и ассортимента вы-

пускаемой продукции;

 сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей

на приобретение товаров) путем совершенствования технологии продаж,

расширения информационных услуг и т. д.;

 

3. Комплекс задач коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг

Коммерческая работа – это деятельность предприятия, направленная на решение особого комплекса задач. Изучение процессов, их реализация – важный элемент оперативного исследования на уровне торгового предприятия и региона.

Комплекс задач коммерческой деятельности субъектов потребительского рынка рассматривается через удовлетворение потребностей населения.

 маркетинг: разработка товара, рыночные исследования, организация распределения, определение цены, создание служб сервиса и др.

Рис. 1. Комплекс задач коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг

 

4. Коммерческая деятельность в истории развития экономических отношений России

Коммерческая деятельность – историческая категория. Оно не является чем-то окончательно сложившимся и застывшим. Меняются его содержание и

форма, расширяется сфера приложения. Развитие коммерческой деятельности,

являющейся продуктом рыночного хозяйства, неразрывно связано с эволюцией

последнего.

Исторически исходным пунктом приложения предпринимательской инициативы была торговая деятельность. Поскольку производство в своей массе

еще не было ориентированно для работы на рынок, деятельность купцов была

нацелена на использование существовавших несоответствий между спросом и

предложением, а источником их дохода служили разницы в

ценах, перемещаемых с рынка на рынок товаров. Поэтому в данный период функциональное содержание предпринимательства ограничивалось использованием возникавших рыночных неравновесий, а его доминирующим признаком была сопряженность с высокой степенью риска.

По мере углубления товарного характера общественного хозяйства, особенно с переходом к индустриальной стадии производства, приоритетной сферой приложения предпринимательства становятся отрасли материального производства. Теперь уже не поиск наиболее привлекательных рынков, а поиск

наиболее рациональной комбинации применяемых факторов

производства становится условием предпринимательского успеха. Усложнение деятельности повлекло за собой усложнение и предпринимательской функции, обусловившее ее рассредоточение. Предпринимательская функция перестает быть монополией собственника.

Постиндустриальная стадия с характерными для нее ростом роли нематериальной деятельности, динамичности и социализации производства установила иные ориентиры и приоритеты хозяйствования. Важнейшим в коммерческой деятельности становится не приспособление к меняющимся условиям, а способность преобразовывать сами условия хозяйствования, предугадав перспективу развития общественного производства. Не просто рациональное использование ресурсов, а рационализация самой формы и способа хозяйствования выступает ключевым моментом деятельности предпринимателя. Коммерческая деятельность все в большей мере охватывает сферу финансов и научной деятельности, где его инновационная функция может раскрыться наиболее полно, становясь, в то же время, коллективно выполняемой функцией.

 

Первые упоминания о российских предпринимателях относятся к IХ – X вв.

По данным древнерусских летописей, на которые ссылается Н. М. Карамзин в

своей работе «История государства российского», основным занятием в то время была торговля с иноземцами.

Предпринимателей, занимающихся внешней торговлей, называли в то время «гостями», а горожан, ведущих торговлю в пределах страны, – «купца-

ми». Таким образом, можно говорить о наличии в княжеской Руси начала Х в.

как внутренней, так и внешней торговли.

Однако внутренняя торговля не давала «барышей», так как существовавший натуральный обмен товарами производился более или менее близко к их

стоимости.

Стоимость иностранных товаров назначалась «гостями». Широкий спрос

на пряности, дорогие ткани, вина со стороны богатых земельных собственников позволял получать огромные торговые прибыли. Интенсивный товарный обмен происходил в центрах ремесленного производства – древнерусских городах.

Ремесленники Киевской Руси были мелкими предпринимателями. Они не

только производили изделия, но и выполняли предпринимательские функции: закупали сырье, сбывали готовую продукцию. А поскольку их благосостояние зави17

село от выручки за реализованную продукцию, то они были заинтересованы в ее увеличении, т. е. в получении прибыли.

А в XI–XII вв. ремесло начинает переходить на более высокую стадию

товарного производства: ремесленник уже не работает по заказам потребителей, а продает изделия торговому человеку, который везет их в отдаленные районы.

Кроме ремесла, а в это время на Руси рождались более высокоорганизованные формы производства, которые стали характерны для России – артели и подряды.

В XI–XII вв. торговые люди обособляются в привилегированную группу

городского населения, выделяющуюся имущественным положением и поддержкой княжеской власти, возникают первые купеческие общества. Энергично скупая сырье на внутренних рынках, новгородские купцы вывозили его в Западную Европу.

Но коммерческая деятельность правящей верхушки не ограничивалась

внешней торговлей. Организацию княжеских и боярских сел X–XI вв. некоторые историки прямо называют «предпринимательством»

 

Началась специализация промыслов, а не ремесла. Специализация промыслов начинается уже в XVI в. И усиливается в XVII в.

 

Создание Петром I системы централизованного регулирования национальной

экономики явилось главным фактором, позволяющим превратить Россию в мощный военно-промышленный комплекс. Для осуществления этой грандиозной задачи было проведено социальное классифицирование российского населения.

 

Правительство, начиная с XVIII в. способствует приобретению торговых

привилегий купеческим сословиям. Были

изданы царские указы, предоставляющие различные льготы купцам на право торговли и ограничивающие в торговых

правах крестьян, разночинцев, иностранцев и даже помещиков, не записавшихся

в русское купечество.

Благодаря активному участию государства в формировании купеческого

сословия, а также в связи с образованием в XVIII в. всероссийского рынка,

ростом городов и их численности для купечества создавались благоприятные условия накопления торгового и промышленного капитала.

 

Торговые доходы купечества XVIII–XIX вв. пополнялись и от ростовщических корпораций.

  Реформа 1861 г. положила начало социальной перестройке в различных

слоях купечества. Расслоение в

среде крестьянства привело к образованию в

конце XIX в. зажиточной сельскохозяйственной верхушки – кулаков.

В результате пореформенных социальных перемен к предпринимательской деятельности приобщилось, кроме купеческого сословия и крестьянства, еще и дворянство.

С конца XIX в., несмотря на то, что купечество стало играть ведущую роль в торговле и промышленности, занятие предпринимательской деятельностью

постепенно начинает терять свою сословную принадлежность к купечеству. Купечество становится атрибутом предпринимательской традиции. Начинается сложный процесс оформления единого класса российской буржуазии.

 

Гражданская война и политика «военного коммунизма» подрывали основы частного предпринимательства, сложившиеся в течение вековой истории России.

Экономический кризис 1921 г. привел к смене государственной политики

по отношению к предпринимательству. Началась частичная реанимация данного социального слоя с помощью новой экономической политики, установившего жесткие правовые границы для развития частного сектора в стране.

Вся крупная промышленность и банки были национализированы, поэтому

предпринимательство могло развиваться лишь в мелкой кустарной промышленности, мелкой капиталистической промышленности, арендованной промышленности и на концессионных предприятиях.

 

Задание (индивидуальные письменные сообщения):

· Торговый бизнес – составляющая развитие экономических отношений

· Предпосылки ориентации торговых предприятий на коммерческую деятельность

· Маркетинг – как стимул ведения коммерческой деятельности


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: