После изучения данной темы следует ответить на следующие вопросы:
1. Почему отсутствие национальной идеи является основным препятствием на пути к созданию мощного российского государства?
2. Что такое национальная идея?
3. Почему до сих пор нет ясного представления о возможном будущем России?
4. Как развивались представления о сути национальной идеи России?
5. В чем суть спора между «западниками» и «славянофилами»?
6. Какие варианты национальной идеи выдвигались в прошлом?
7. Что такое «панславизм» и «евразийство»?
8. Враждебен ли Запад России?
9. Почему поиски национальной идеи продолжаются по сей день?
10. Какова была национальная идея коммунистов?
11. В чем национальная идея согласно западнической либеральной демократии?
12. Почему в РФ победила идея согласно западнической либеральной демократии?
От руки напишите эссе по плану
Правила написания эссе.
- Объем эссе не должен превышать 3-5 страниц.
- Необходимо писать коротко и ясно.
- Необходимо проявить навыки критического мышления, чтобы построить и доказать собственную позицию, на основе приобретенных знаний и самостоятельного мышления.
|
|
- Структура эссе должна включать следующие обязательные разделы:
Введение.
1. Моя позиция (суть и обоснование выбора выбранной темы).
Основная часть
2. Краткое обоснование (аргументированное раскрытие темы на основе данного материала).
3. Возможные возражения (аргументированное раскрытие противоречий и возможных возражений оппонентов темы).
4. Доказательство правильности моей позиции (более аргументированное раскрытие темы на основе возможных возражений и противоречий).
Заключение
5. Вывод (обобщения и выводы).
Во введении (Моя позиция) важно правильно сформулировать вопрос, на который студент собирается найти ответ в ходе своего размышления.
Во введении рекомендуется, также, давать краткие определения ключевых терминов, при этом, их количество не должно превышать трех-четырех терминов.
Основная часть (Краткое обоснование, Возможные возражения, Доказательство правильности моей позиции) содержит теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу.
В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий:
Причина — следствие, общее — особенное, форма — содержание, часть — целое, постоянство — изменчивость.
В з аключении (Вывод) показывается значение рассматриваемой проблемы, делаются выводы и заключения, а также показывается взаимосвязь с другими проблемами.
|
|
При цитировании использованных при подготовке первоисточников применяются соответствующие правила цитирования (текст цитаты берется в кавычки и дается точная ссылка на источник, включая номер страницы).
Тематика эссе:
«Сегодня мир, а что дальше?»;
«Где лучше жить на Западе или в России?»;
«У России только два союзника: ее армия и флот, а помогают ей всегда 3 генерала, - Мороз, Зима и Грязь?»;
«Есть ли у России будущее и в чем смысл жизни России?»;
«Россия это Европа?»
Вопрос о национальной идее и будущем России является одним из наиболее дискуссионных в конце XX — начале XXI века. Отсутствие национальной идеи у русского народа основным препятствием на пути к созданию мощного российского государства. Некоторые полагают, что объединить русский народ с помощью национальной идеи — задача поистине утопическая.
Национальная идея России
Под национальной идеей следует понимать комплекс основополагающих идей, которые длительное время доминируют в идеологии народа определенной национальности, способствуя сохранению его самобытности.
Национальная идея фактически задает оптимальное направление развития страны и нации на обозримую перспективу. Если такая идея есть, то общество развивается и добивается поставленных целей. Если такой идеи нет, общество разрушается, а страна и нация в целом перестают планировать лучшее будущее, что и наблюдается в последние десятилетия в России. Несмотря на попытки властных структур сформулировать национальную идею за прошедшие двадцать лет и наметить основные стратегические направления экономической модернизации и инновационного развития страны, ясного представления о возможном будущем России до сих пор нет.
Для того чтобы результатом воплощения национальной идеи стал рост благосостояния и защищенности людей, стабильности и безопасности в обществе, она должна отвечать «духу времени», а главное, исходить из интересов, потребностей и задач той нации, на почве которой произрастает.
Национальные интересы в своей основе отражают «инстинкт самосохранения» народа как культурно-исторической общности, что предполагает поддержание стабильности основополагающих общественных и государственных институтов, а также обеспечение внутренней и внешней безопасности государства в конкретно-исторической ситуации.
Способы реализации этих интересов обусловливают геополитическое положение государства, традиции, культуру, социально-психологические ориентации народа, его нравственные и духовные ценности, особенности экономического и политического устройства общества. Изменяясь в каких-либо аспектах вслед за развитием геополитической обстановки и внутреннего положения страны, они, как правило, остаются относительно постоянными в системе основополагающих ценностей нации, о чем свидетельствует определенная цикличность в содержании национальной идеологии России (которая независимо от коренной ломки общественно-экономической системы сохраняет черты постоянства).
Эволюция национальной идеи в России
На протяжении последних столетий (за исключением советского периода) национальная мысль в России концентрировалась вокруг двух основных полюсов — «славянофильства» и «западничества».
Наиболее оригинальным в философском и политологическом отношении являлось «славянофильство». Несмотря на внутреннюю раздробленность, оно было едино в идеализации прошлого русского народа и мечте о его великом будущем, источники достижения которого коренятся в особенностях социально-духовной жизни, а именно, в сельской общине. При этом Запад рассматривался как враждебная по отношению России сила, а основные принципы его общественной жизнедеятельности — рационализм, прагматизм — как абсолютно неприемлемые для жизни русского народа.
|
|
Наибольшую известность приобрела разработанная в рамках «славянофильства» концепция «панславизма», идеологом которой был Н. Данилевский, выступивший сторонником создания Всеславянского союза как единственно возможного средства противостояния экономической, политической, культурной, духовной и возможно военной экспансии Запада. Примечательно, что географические очертания Всеславянского союза фактически совпали с конфигурацией образовавшегося впоследствии Советского Союза.
В своей книге «Россия и Европа: взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-романскому» Н. Данилевский выдвинул шесть «центральных идей» «панславизма»:
- сущностная вражда, ненависть Европы к России;
- неизбежный и естественный характер антагонизма России и Европы;
- отрицание того, что европейская цивилизация является синонимом общечеловеческой цивилизации;
- обвинение русских «западников» в попытке извратить «основы русско-славянского организма»;
- неизбежность борьбы России против Европы как единственного средства решения «восточного вопроса» (то есть проблемы Константинополя и проливов, которая идентифицировалась со «славянской проблемой» в целом);
- историческая закономерность Всеславянского союза во главе с Россией и отношение к этому союзу как к единственному средству выживания славянства и обеспечения его победы над Западом. Эти идеи в той или иной мере разделяли все русские «панслависты».
Наряду с «панславизмом», широкое распространение получила концепция «евразийства», которая трактовала Россию как «Евразию», особый срединный материк между Азией и Европой и особый тип культуры (основой которой является великорусская культура). «Евразийство» представляет собой идейно-политическое и философское течение, которое возникло в российской эмиграции 1920–1933 гг. и начало которому положил выход сборника статей Н.С. Трубецкого, П.Н. Савицкого, Г.Ф. Флоровского и П.П. Сувчинского «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийства» (София, 1921 г.). Наиболее сжатую формулировку «евразийства» предложил Н. Трубецкой, который в 1927 г. писал: «Национальным субстратом того государства, которое прежде называлось Российской империей, а теперь называется СССР, может быть только вся совокупность народов, населяющих это государство, рассматриваемая как особая многонародная нация и в качестве таковой обладающая особой национальностью. Эту нацию мы называем евразийской, ее территорию — Евразией, ее национализм — евразийским».
|
|
К евразийской школе принадлежали известные философы, географы, историки, экономисты, филологи, культурологи, искусствоведы и пр. первой волны эмиграции (Л.П. Карсавин, П.Н. Савицкий, Г.В. Вернадский, Н.С. Трубецкой, П.П. Сувчинский и многие другие). «Евразийцы» фактически предприняли попытку создать новую русскую идеологию, способную осмыслить произошедшие в России события. Как и поздние «славянофилы» (Н.Я. Данилевский, Н.Н. Страхов, К.Н. Леонтьев и др.), они противопоставляли исторические судьбы, задачи и интересы России и Запада, распространяя свой патриотический национализм и на другие народы Российской империи (в частности, тюркомонгольские), которые сыграли значительную роль в создании русского государства.
Хотя евразийское движение, в основном, было правым, консервативным, традиционалистским, имперским и державным, существовала и его левая версия — так называемый «национал-большевизм» («сменно-веховцы»). Представители этого направления постепенно смерились с режимом большевиков, усматривая в нем новое парадоксальное выражение русского национализма и империализма, а в советском строе, освобожденном от коммунистической диктатуры, видели наилучшую форму государственной власти, которая обеспечивает народную власть. Многие «евразийцы» впоследствии признали закономерность революционных событий 1917 г. Однако на рубеже 1920–1930-х гг. евразийское движение постепенно стало угасать.
С «евразийцами» полемизировали «либералы–западники», а также Н.А. Бердяев, П.Н. Милюков и др. «Западничество» — одно из направлений русской общественной мысли, представители которого выступали за ликвидацию феодально-крепостнической России, отстаивая возможность и не об ходимость развития страны по пути западноевропейских государств. Центральной проблемой «западников» являлась проблема «Россия–Запад», «Россия–Европа». Полемика со «славянофилами» о том, идти ли России вслед за Западной Европой или искать «самобытный» путь развития, о тех или иных особенностях русского национального характера, о реформах Петра I и т. д. была лишь формой критики официальной идеологии русского самодержавия и постановки главного вопроса — о будущих социальных преобразованиях России.
«Западники», признавая в принципе своеобразие исторического пути России, в то же время отрицали идею ее «особого пути» развития, призывая к более тесному сближению с европейским типом цивилизации. Основную причину отсталости России они видели в оторванности от Запада. По их мнению, идеальным типом государственного деятеля, необходимого России, был Петр I как «реформатор».
И этот «вечный» спор: «по какому пути должна развиваться Россия?», как и поиски «национальной идеи», продолжаются в России по сей день.
Как известно, в истории нашей страны была не одна национальная идея — это «святая Русь», идея православно-христианской империи, «Москва — третий Рим», идея мировой революции и всемирного коммунизма, идея построения коммунизма в одной отдельно взятой стране, идея советской империи, которая в конце XX столетия потерпела крах.
Неудивительно, что современный переломный этап в развитии России, отмеченный поиском национальной идеи, привел, в конечном счете, к модернизации вышеуказанных идеологических направлений.
Повышенный интерес к «евразийству» («неоевразийство») возник в начале 90-х гг. XX века и был связан с деятельностью видных отечественных ученых, писателей, публицистов, деятелей кино, политиков, озабоченных будущим новой России (Л.Н. Гумилев, А.Г. Дугин, Г. Джамиль, Н.С. Михалков, С. Станкевич и др.). Началось серьезное обсуждение проблем «евразийства» не только на больших конгрессах и конференциях, но и в печати. Существенную роль в этой идеологии играла геополитика и ее методы.
Крушение социализма и победа западнической либеральной демократии в России привели к новой волне «левого евразийства», представители которого видят в данной идеологии главную основу советской цивилизации (С.Г. Кара-Мурза, С.Е. Кургинян и др.). В настоящее время идеи «евразийства» получили широкое распространение в нашей стране и активно используются разными политическими партиями и течениями.
Наряду с идеями «евразийства», на фоне краха советской идеи (где русский идеал справедливости, общинности, братства и счастья распространился до масштабов планеты), вновь возродились западнические настроения в либерально-демократической форме, отторгавшейся национальной историей на предыдущих этапах развития. В результате, в конце XX — начале XXI века в России победила идея «либеральной демократии» западного типа.
Последние десятилетия истории новой России свидетельствуют, однако, о том, что прочно утвердившиеся у власти западнические элиты за довольно короткий срок несколько эволюционировали.
Можно констатировать, что за два десятилетия своего существования официальная национальная идеология России прошла два этапа. На первом этапе западнические, европоцентристские взгляды имели доминирующее значение. Это было неизбежно вследствие изменения общественного строя, реставрации капитализма в России, а также настоятельной необходимости получения политической поддержки и экономической помощи со стороны Запада.
На втором этапе формирования национальной идеологии стали появляться некоторые элементы «евразийства», что было вызвано императивами геополитического положения России, находящейся в эпицентре влияния двух мировых цивилизаций — Запада и Востока. Этим в значительной степени объясняется стремление политических кругов России время от времени занимать иную, отличную от Запада, позицию в оценке тех или иных политических событий (например, войны в Боснии и др.). Этим же продиктованы попытки провозглашения национальных интересов России на всем постсоветском пространстве, установления более тесных контактов со славянскими государствами, создания организационно оформленного «евразийского союза» и пр. Хотя в целом, официальная идеология России до сих пор четко не сформулирована.