Тема 23. РФ и проблемы глобализации

После изучения данной темы следует ответить на следующие вопросы:

1. Какие задачи РФ в условиях глобального мира?
2. Основные задачи внешней политики РФ в условиях глобализации?

3. Как складывались отношения РФ и МВФ?

4. В чем суть «Партнерства во имя мира»?

5. Почему руководство РФ заняло негативную позицию по вопросу расширения НАТО на восток?

6. Что означал для РФ режим наибольшего благоприятствования в торговле с США?

7. Как делили имущество СССР страны СНГ?

8. Какие были главные горячие точки на пространстве бывшего СССР?

9. Почему падал товарооборот со странами СНГ в 90-е гг.?

10. Почему РФ поддержала США в агрессии против Афганистана?

11. Перечислите основные международные события 2000-х гг.?

12. Какие основы внешней политики провозгласил Медведев Д.А.?

13. Зачем РФ присоединилась к ВТО?

14. В чем суть конфликта РФ с Грузией и Украиной? Кто прав и кто виноват?

От руки напишите эссе по плану


Правила написания эссе.

- Объем эссе не должен превышать 3-5 страниц.

- Необходимо писать коротко и ясно.

- Необходимо проявить навыки критического мышления, чтобы построить и доказать собственную позицию, на основе приобретенных знаний и самостоятельного мышления.

- Структура эссе должна включать следующие обязательные разделы:

Введение.

1. Моя позиция (суть и обоснование выбора выбранной темы).

Основная часть

2. Краткое обоснование (аргументированное раскрытие темы на основе данного материала).

3. Возможные возражения (аргументированное раскрытие противоречий и возможных возражений оппонентов темы).

4. Доказательство правильности моей позиции (более аргументированное раскрытие темы на основе возможных возражений и противоречий).

Заключение

5. Вывод (обобщения и выводы).

Во введении (Моя позиция) важно правильно сформулировать вопрос, на который студент собирается найти ответ в ходе своего размышления.
Во введении рекомендуется, также, давать краткие определения ключевых терминов, при этом, их количество не должно превышать трех-четырех терминов.

Основная часть (Краткое обоснование, Возможные возражения, Доказательство правильности моей позиции) содержит теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу.

В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий:
Причина — следствие, общее — особенное, форма — содержание, часть — целое, постоянство — изменчивость.

В з аключении (Вывод) показывается значение рассматриваемой проблемы, делаются выводы и заключения, а также показывается взаимосвязь с другими проблемами.

При цитировании использованных при подготовке первоисточников применяются соответствующие правила цитирования (текст цитаты берется в кавычки и дается точная ссылка на источник, включая номер страницы).

Тематика эссе:

«Оборотная сторона глобализации»;

«Интересы крупных ТНК это и есть стратегические интересы России»;

«Оффшорный характер российской экономики»;

«Нефть как мировая власть».

С распадом СССР и мировой системы социализма изменилось положение России на международной арене. Она являлась второй после США мировой державой по размерам ракетно-ядерного потенциала. Однако с распадом единой системы противоракетной обороны, потерей своих военных баз в Восточной Европе, Прибалтике, Грузии, Азербайджане, на Украине военные возможности России значительно сократились. Она утратила своих традиционных союзников в Восточной Европе, в Азии, Африке, Латинской Америке.

Исходя из новой обстановки, основными задачами внешней политики РФ стали: 1) сохранение территориальной целостности и независимости, 2) обеспечение благоприятных условий для включения в мировое сообщество в качестве правопреемницы бывшего Советского Союза, 3) развитие внешнеэкономических связей для преодоления хозяйственного кризиса в стране.

РОССИЯ И СТРАНЫ ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ

В 1990-1996 гг. министром иностранных дел А. В. Козыревым реализовывалась идея стратегического партнерства с США. В феврале 1992 г. в Кэмп-Дэвиде была подписана декларация США и России о прекращении состояния "холодной войны". В январе 1993 г. Б. Н. Ельцин и Дж. Буш подписали Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). Согласно СНВ-2 РФ и США согласились сократить на две трети свои стратегические ядерные силы. К 2003 г. предполагалось уничтожение всех "тяжелых" ракет и стратегических ракет с разделяющимися боеголовками. К 2000 г. общая численность триады боезарядов не должна была превышать 4250 единиц, а к 2003 г. — 3500 единиц. Договор не прошел ратификацию в российском парламенте. Однако СНВ-2 согласно включенной в него норме выполнялся с момента подписания.

В 1992 г. Российская Федерация была включена в состав Международного валютного фонда. Первоначальные взносы страны в МВФ и МБРР (Международный банк реконструкции и развития) составили 1,1 млрд долларов. Для выплаты этого взноса ей удалось договориться о предоставлении однодневного беспроцентного кредита (по 40% требуемой суммы поступило от США и стран Западной Европы, 20% – от Японии). Получив кредит, российские власти сделали валютный взнос в МВФ и затем изъяли свою "резервную долю" в фонде, вернув кредиторам занятые суммы. России удалось договориться с крупнейшими банками Запада об отсрочке платежей за долги бывшего СССР.

Во внешней торговле России возрастала доля европейских стран. Ее главным торговым партнером и ведущим кредитором стала Германия. В 1993-1994 гг. были приняты соглашения о партнерстве и сотрудничестве между государствами ЕС и РФ. В десятку крупнейших торговых партнеров России в середине 1990-х гг. вошли пять западноевропейских стран. В 1994 г. Россия досрочно вывела свои войска из Германии и присоединилась к программе НАТО "Партнерство во имя мира".

В 1996 г. Россия вступила в Совет Европы, в компетенции которого находились вопросы культуры, прав человека, защиты окружающей среды. Европейские государства поддерживали действия России, направленные на ее интеграцию в мировую экономику.

Воспользовавшись ослаблением военного потенциала России с учетом своих интересов, США с 1994 г. активизировали курс на "расширение НАТО на Восток". Провал прозападного курса Козырева, предполагавшего переход от мирного противостояния к союзническим отношениям с Западом, привел к его отставке. Ни Россия, ни Запад к такому повороту не были готовы. Надежды на содействие Америки в деле финансовой помощи, притоков инвестиций и технологической модернизации оказались тщетными. Россия потеряла старых союзников, но не обрела новых. В 1996 г. главой МИД стал Евгений Максимович Примаков, с которым связывается переход России от атлантизма к курсу на многовекторную внешнюю политику. При нём Россия развивала партнёрские отношения со странами Запада и Востока в равной степени.

Примаков занял негативную позицию в отношении расширения НАТО и вступил в переговоры с целью минимизировать последствия, угрожающие безопасности России. В 1997 г. Россия и НАТО подписали Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности. В документе отмечалось, что стороны не рассматривают друг друга в качестве противников; ядерное оружие не будет развернуто на территориях стран — новых членов НАТО, расширение НАТО не повлечет за собой "дополнительного постоянного размещения существенных боевых сил".

Во второй половине 1990-х гг. отношения России со странами "Большой семерки" стали строиться по схеме "7 + 1". России был предоставлен режим наибольшего благоприятствования в торговле с США.

Ее постоянными экономическими партнерами в 1990-е гг. являлись государства Ближнего Востока и Латинской Америки. В Афганистане и Вьетнаме при участии России строились тепло- и гидроэлектростанции. В Пакистане, Египте и Сирии российскими специалистами возводились металлургические предприятия и сельскохозяйственные объекты. В целях активизации российско-китайского сотрудничества в 1992 г. Б. Н. Ельцин совершил визит в КНР. В сентябре 1994 г. председатель КНР Цзян Цзэминь находился в России с официальным визитом. Главы двух государств также подписали Заявление о взаимном ненацеливании стратегических ядерных ракет. В 1998 г. Россия вошла в организацию стран Тихоокеанского региона.

Доля стран Восточной Европы в общем объеме российской торговли сократилась к 1994 г. до 10%. Россия сохранила торговые контакты со странами распавшегося СЭВ, по территории которых пролегали газо- и нефтепроводы в Западную Европу. Предметами ее экспорта являлись энергоносители, импорта - медикаменты, продовольственные и химические товары.

Отношения с Западом обострились во время Балканского кризиса 1999 г. США и НАТО поддержали сепаратистов Косово, Россия выступила на стороне Сербии и Черногории. Под лозунгом защиты прав человека НАТО вмешалось во внутренние дела иностранного государства. Бомбардировки Югославии силами НАТО осуществлялись в период с 24 марта по 10 июня 1999 года, во время войны в Косове.

Балканские события стимулировали процесс расширения НАТО. В 1999 г. в него вступили Польша, Чехия, Венгрия. Албания, Болгария, Латвия, Литва, Македония, Румыния, Словакия, Словения, Эстония стали новыми кандидатами на вступление в альянс.

В том же году НАТО принял новую стратегическую концепцию, согласно которой альянс, кроме коллективной обороны, готов выполнять другие военно-политические миссии за пределами территорий стран — участниц блока.

Второй причиной осложнения отношений с Западом стало возобновление боевых действий в Чечне и попытки ряда международных европейских организаций принять участие в урегулировании Чеченского кризиса.

Россия и страны ближнего зарубежья

Одним из приоритетных направлений внешней политики России в 1990-е гг. являлись отношения со странами СНГ. В первое время центральное место в отношениях занимали переговоры по вопросам, связанным с разделом имущества бывшего СССР, прежде всего, ядерного оружия. Она располагалось на территории России, Белоруссии, Казахстана и Украины. В декабре 1994 г. США, Россия и Великобритания подписали с Украиной, Белоруссией и Казахстаном меморандумы "О гарантиях безопасности в связи с присоединением к Договору о нераспространении ядерного оружия". В 1995 г. вывоз ядерных вооружений с территории этих стран был завершен. В 1992 г. был заключен Договор о коллективной безопасности (ДКБ) между шестью государствами СНГ.

Россия использовала практику развития двусторонних отношений. В 1995 г. был заключен Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между РФ и Республикой Беларусь; в 1996 г. — Договор об образовании Сообщества России и Беларуси; в 1997 г. — Договор о Союзе Беларуси и России; в 1999 г. - Договор о создании Союзного государства. Интеграция способствовала росту объема торговли между странами: к началу XXI в. Беларусь стала вторым по объему товарооборота партнером РФ.

С другими государствами СНГ в 1992-1995 гг. товарооборот падал. Россия поставляла в эти страны топливно-энергетические ресурсы, импортировала товары народного потребления и продовольствие. Препятствием на пути развития торговых отношений стали образовавшаяся финансовая задолженность России со стороны государств СНГ. В середине 1990-х гг. ее размер составил 6 млрд долл. Во избежание масштабной дестабилизации по периметру своих границ, Россия практиковала торговлю энергоносителей по нерыночным ценам, фактически дотируя экономику соседей. В 1995 г. сложился Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии.

Непросто складывались отношения России с Украиной из-за раздела Черноморского флота и владения Крымским полуостровом. РФ выступила в защиту интересов русскоязычного населения в Прибалтике, что стало причиной конфликтов с правительствами Латвии, Литвы, Эстонии.

С распадом СССР в регионах межнациональных конфликтов вспыхнули боевые действия. "горячие точки" появились в 1991 г. в Нагорном Карабахе, в 1992 г. начались гражданская война в Таджикистане и грузино-абхазский конфликт. В течение 1992—1993 гг. в зоны конфликтов были введены миротворческие силы — российские в Приднестровье и Абхазию, коллективные (грузинские, осетинские и российские) в Южную Осетию. В 1992 г. была создана Минская группа (9 стран — участниц СБСЕ плюс Азербайджан и Армения) для урегулирования армяно-азербайджанского конфликта. В 1994 г. удалось достичь соглашения о прекращении огня.

В 1993 г. в Таджикистан были введены коллективные миротворческие силы СНГ, основу которых составила российская 201-я мотострелковая дивизия. Россия сыграла роль посредника в мирных переговорах оппозиции и официального Душанбе. Прекратить гражданскую войну удалось только в 1997 г.

Конфликты удалось заморозить. Вопрос о существовании республик, провозглашенных в ходе конфликтов: Нагорно-Карабахской Республики, Приднестровской Молдавской Республики, Республики Южная Осетия и Абхазии, остался нерешенным. В 1997 г. оформился "антироссийский" блок бывших союзных республик — политический союз Грузии, Украины, Азербайджана, и Молдавии (ГУАМ), в 1999 г. к нему присоединился Узбекистан.

Деятельность России в 1992-1999 гг. на международной арене свидетельствовала о ее желании преодолеть конфликты в отношениях с государствами как дальнего, так и ближнего зарубежья. От политики атлантизма в 1996 г. она перешла к осуществлению многовекторной внешней политики.

Россия и страны дальнего зарубежья

В 2000 г. президент В. В. Путин подписал три базовых документа, которые легли в основу внешней политики: Концепцию национальной безопасности Российской Федерации, Военную доктрину РФ и Концепцию внешней политики РФ. Главными принципами, на основе которых строится внешняя политика, были объявлены обеспечение безопасности страны и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности. Ставилась задача сохранения статуса великой державы, которая определяла прагматичный характер российской внешней политики.

Террористические акты в США 11 сентября 2001 г. привели к консолидации мирового сообщества в борьбе против терроризма. Россия, имеющая большой опыт борьбы с терроризмом на своей территории, стала участником формировании новой системы международной безопасности. Когда в октябре 2001 г. США начали антитеррористическую операцию в Афганистане, Россия открыла свое воздушное пространство для поставок военных грузов в Афганистан. Она также согласилась на размещение американских военных баз в Средней Азии.

В мае 2002 г. президент США Дж. Буш совершил официальный визит в Москву, в ходе которого были подписаны совместная декларация президентов России и США о новых российско-американских стратегических отношениях, а также Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов. Россия закрыла в том же году военно-морскую базу Камрань (Вьетнам) и радиоэлектронный центр в Лурдесе (Куба), имеющий важное стратегическое значение.

Однако вскоре США изменили сложившийся баланс сил в мире, выйдя из Договора по противоракетной обороне 1972 г. (ПРО). Нарушение стратегической стабильности стало причиной укрепления Россией своего вооруженного потенциала.

В 2002 г. был создан Совет Россия-НАТО, в рамках которого стало осуществляться сотрудничество РФ и НАТО, и на саммите Большой восьмёрки Россию объявили полноправным членом этой организации.

Главным событием международной жизни в 2003 г. стало вторжение США и Великобритании в Ирак. Формальным предлогом для "антитеррористической операции" стала информация о наличии у иракского руководства ядерного и химического оружия. Подтвердить эти сведения не удалось. Россия осудила войну в Ираке.

НАТО, созданный для предотвращения советской угрозы, несмотря на крушение СССР, мировой системы социализма и ОВД, продолжил расширение на восток. В 2004 г. в состав блока вошли Болгария, Румыния, Словакия, Словения, Латвия, Литва, Эстония, в 2009 г. - Албания, Хорватия.

США заговорили о необходимости борьбы с "иранской угрозой", для чего предполагалось разместить американскую систему ПРО в Польше и Чехии в непосредственной близости российских границ. В феврале 2007 г. В. В. Путин в "Мюнхенской речи" выразил серьезную озабоченность унилатерализмом США и использованием армии и спецслужб для решения политических задач. В апреле того же года РФ приостановила выполнение условий Договора об обычных вооружениях в Европе и заявила о возможности размещения ракет "Искандер" в Калининградской области.

В августе 2008 г. президент Д. А. Медведев огласил основы внешней политики России: 1) первенство основополагающих принципов международного права, 2) неприятие однополярного мира и строительство многополярности, 3) избежание изоляции и конфронтации с другими странами, 4) защита жизни и достоинства российских граждан, "где бы они ни находились", 5) защита интересов России в "дружественных ей регионах".

В июле 2009 г. американский президент Б. Обама совершил официальный рабочий визит в Москву, в ходе которого были подписаны двусторонние соглашения, в том числе о транзите американских военных грузов в Афганистан через территорию России. В сентябре 2009 г. администрация Б. Обамы объявила о своем решении не размещать средства противоракетной обороны (ПРО) в Чехии и Польше. Россия поддержала США в принятии экономических санкций против Ирана. Вместе с тем, российские инженеры вели строительство АЭС в Бушере. В 2011 г. АЭС вступила в строй.

В апреле 2010 г. президент России Д. А. Медведев и президент США Б. Обама подписали в Праге Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений сроком на 10 лет. Достигнутые в СНВ-III договоренности сняли взаимные озабоченности и отвечали интересам безопасности России.

В 2011 г. американская армия по распоряжению Обамы участвовала в интервенции НАТО в Ливию. Глава МИД РФ С. Лавров заявил, что военное вмешательство Запада в дела Ливии не соответствует резолюции ООН.

В 2012 г. Россия присоединилась к Всемирной торговой организации (ВТО) с целью получения лучших условий для доступа российской продукции на иностранные рынки, создания более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО, возможности вступления России в Организацию экономического сотрудничества и развития (членство в ВТО — обязательное условие). Внутренние противники членства РФ в ВТО утверждают, что рост объема импортных товаров будет наносить ущерб российской промышленности и правительство сможет применять меры по защите своего рынка.

На азиатском направлении России удалось достичь большой прогресс в отношениях с Китаем и Индией. РФ стала участником ключевых азиатских интеграционных структур — Организации Центрально-Азиатского сотрудничества (2004) и Шанхайской организации сотрудничества (2001). С момента основания ШОС странами-участницами было проведено несколько совместных антитеррористических учений.

В июле 2000 г. президент В. В. Путин впервые за историю российско-корейских отношений посетил Пхеньян с официальным визитом. В том же месяце президент РФ совершил визит в Китай, в результате которого было принято Совместное заявление президента России и Председателя КНР Цзян Цзэминя по вопросам противоракетной обороны и Пекинская декларация России и Китая. В октябре 2004 г. в ходе визита в Пекин В. В. Путин подписал дополнение к соглашению о российско-китайской государственной границе. Улучшению межгосударственных отношений способствовала демаркация российско-китайской границы 2005 г. В июне 2009 г. в результате переговоров президента России Д. А. Медведева и председателя КНР Ху Цзиньтао было достигнуто важное соглашение о сотрудничестве стран в энергетике на 100 млрд долларов.

Получил развитие российско-латиноамериканский диалог. В 2008 г. состоялся первый визит главы РФ Д. А. Медведева в страны Латинской Америки. По объему торгово-экономических отношений в группу ведущих российских партнеров в Латинской Америке входят Аргентина, Чили, Бразилия и др. Важное значение имеет сотрудничество в газо- и нефтедобыче, электроэнергетике, военно-технических отраслях, конверсионном производстве, геологоразведке, машиностроении, добыче драгоценных металлов, металлургии, транспорте, сельском хозяйстве, пищевой промышленности.

Россия и страны ближнего зарубежья

Приоритетным направлением в отношениях России с СНГ в 2000-2012 гг. являлось обеспечение соответствия многостороннего сотрудничества с государствами-участниками Содружества задачам национальной безопасности страны. 10 октября 2000 г. в Астане пять стран Таможенного союза (Россия, Казахстан, Белоруссия, Кыргызстан и Таджикистан) учредили Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). Эта международная экономическая организация создана с целью эффективного продвижение процесса формирования Таможенного союза и единого, экономического пространства.

В декабре 2003 г. Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан приняли решение о создании Организации договора коллективной безопасности (ОДКБ). В 2005 г. к ним присоединился Узбекистан.

В октябре 2007 г. в Душанбе Белоруссией, Казахстаном и Россией был подписан Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза. В ноябре 2009 г. в Минске прошла встреча Д. А. Медведева, А. Г. Лукашенко и Н. А. Назарбаева по созданию на территории России, Белоруссии и Казахстана с 1 января 2010 г. единого таможенного пространства. С января 2010 г. действует Единый таможенный тариф трёх стран. С июля 2011 г. весь таможенный контроль был вынесен на внешний контур границ Таможенного союза.

В 2003–2006 гг. в ряде стран СНГ сменилось руководство. "Цветные революции" (2003 г. – "революция роз" в Грузии, 2004 г. – "оранжевая" на Украине, 2005 г. – "тюльпанов" в Киргизии) и "безреволюционное" изменение политики Молдовы в отношении России были поддержаны США и странами ЕС. Новые власти Грузии (М. Саакашвили) и Украины (В. Ющенко) переориентировали свою политику на Запад, заявили о намерении вступить в НАТО.

С 2006 г. наиболее острым вопросом в отношениях между Россией и Украиной стал "газовый вопрос". Повышение цен на газ для Украины и Белоруссии привело к нарастанию напряженности между этими государствами и Россией и появлению проекта поставки газа в Европу по дну Балтийского моря, минуя украинскую территорию.

8 августа 2008 г. Грузия начала военную операцию против республики Южная Осетия, в которой проживает большое количество граждан России. Россия вмешалась в конфликт, республика была полностью "зачищена" от грузинских войск. При посредничество президента Франции Н. Саркози был разработан план мирного урегулирования. Он подразумевал прекращение военных действий, отвод войск на позиции до 8 августа и гарантии безопасности для Южной Осетии и Абхазии. 26 августа 2008 г. Россия признала их независимость в одностороннем порядке, что вызвало резкую негативную реакцию на Западе. Грузия разорвала дипломатические отношения с Россией и вышла из СНГ.

В 2010 г. президентские выборы на Украине выиграл В. Янукович, объявивший в ходе предвыборной гонки, что страна не будет вступать ни в какой военный блок. Появилась возможность "перезагрузки" межгосударственных отношений России и Украины. На встрече в Харькове в апреле 2010 г. Д. Медведев и В. Янукович подписали Соглашение между Российской Федерацией и Украиной по вопросам пребывания Черноморского флота (ЧФ) Российской Федерации на территории Украины. Было достигнуто соглашение о продлении срока пребывания ЧФ в Причерноморском бассейне. Также было заключено соглашение между руководством ОАО "Газпром" и НАК "Нафтогаз Украины" о поставках газа, которые обеспечило восстановление взаимопонимания между Украиной и Россией в газовой сфере.

Вместе с тем, в годы президентства Януковича Украина опустилась во всех рейтингах по индексам конкурентоспособности, условий ведения бизнеса, развития человеческого потенциала, экономической свободы и индексу восприятия коррупции. В стране сформировалась оппозиция, выступающая за вступление Украины в НАТО и ориентацию на Запад.

Значимым геополитическим изменением стало расширение ЕС, в состав которого в 2004 г. вошли Латвия, Литва и Эстония. Руководство прибалтийских стран выдвинуло ряд территориальных и материальных претензий к РФ. В этих государствах начались притеснения русскоязычного населения, переписывание истории. Экономические связи со странами Прибалтики значительно сократились.

Главным итогом деятельности России на мировой арене в 2000-2012 гг. явилась реализация концепции внешней политики, исходящей из национальных интересов страны. Концентрация внимания на решении конкретных проблем (безопасность, совместные экономические проекты и т. д.) в отношениях с разными государствами придает внешней политике страны прагматичный характер. Россия отстаивает национальные интересы, вносит важный вклад в борьбу с международным терроризмом, участвует в работе международных организаций, поддерживая концепцию многополярного мира. Об укреплении позиций России на международной арене свидетельствовало решение МОК 2007 г. о проведении Олимпийских игр 2014 г. в Сочи.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: