Показатели эффективности финансово-хозяйственной деятельности

Тема «Финансовое планирование и основные показатели финансового состояния фирмы»

Теоретический материал

 

Для непрерывности протекания производственно-хо-зяйственной деятельности предприятия все материальные потоки должны быть увязаны с денежными потоками. Для этого необходимо ясно представлять финансовое положение или финансовое состояние предприятия, т.е. откуда деньги приходят и куда они расходуются. Это осуществляется в про-цессе финансового планирования. Формы плановой и от-четной документации, применяемой для внутрифирменно-го финансового управления, различаются в зависимости от вида бизнеса и размера предприятия. Это может быть про-стая тетрадь для записи доходов и расходов или специально разработанная автоматизированная система финансового менеджмента для крупного холдинга. Подробно эти вопросы рассматриваются в курсе финансового менеджмента. Одна-ко логика финансового управления остается неизменной — обеспечить необходимыми денежными фондами производ-ственно-хозяйственную деятельность фирмы. Плановые документы используются в дальнейшем для выполнения и дру-гих функций управления финансами, прежде всего контроля и оценки деятельности предприятия. Наиболее типичными плановыми финансовыми документами являются:

 

· функциональные сметы. В первую очередь, это сметы объемов продаж по периодам (как денежное выражение результатов), а также сметы затрат по отдельным аспектам деятельности предприятия. В них отражаются как единовременные, так и текущие затраты. В современной практике составление смет развилось в понятие «бюджетирование»;

 

· прогнозные отчеты (сметы) прибыли и убытков (как динамическая характеристика финансов);

 

· прогнозные балансы (как характеристика финансового состояния фирмы — финансовая «фотография» на определенную дату);

 

· план движения денежной наличности.

 

 

В тех случаях, когда разрабатывается план нововведения или инновации, финансовый план дополняется графиком выхода в точку безубыточности. Конкретизируем цели и задачи этих документов.

 

Сметы и бюджеты. Сущность бюджета состоит в росписи доходов и (или) расходов в денежной форме.

 

 

Бюджет — это описание плана производственно-хозяйственной деятельности в денежной форме.

 

 

На предприятиях в соответствии с определением финансов в бюджете как в финансовом документе присутствуют доходная и расходная часть.

 

Для организации эффективной системы бюджетного пла-нирования деятельности предприятия предлагается составлять следующую сквозную систему бюджетов, или функцио-нальных смет:

· материальных затрат;

· потребления энергии;

· ФОТ;

· амортизационных отчислений;

· прочих расходов;

· погашения ссуд банков;

· налоговый бюджет.

 

 

Составление функциональных смет-бюджетов позволяет сформировать баланс и генеральную, объединенную или консолидированную смету — счет прибыли и убытков.

 

Баланс. Баланс означает равновесие. Поэтому можно датьследующее определение.

 

Баланс предприятия — это сводная таблица, в которой в денежной форме описывается имущество фирмы и источники его возникновения.

 

Финансовое планирование и основные показатели

 

Исходя из смысла термина «баланс», стоимость имущества фирмы и размер источников его возникновения долж-ны совпадать.

Активами баланса называется имущество предприятия, в которое вложен его капитал, в стоимостной денежной форме. В соответствии с Федеральным законом от 5 декаб-ря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» активы подразделяют на основной и оборотный капитал.

Основной капитал включает в себя нематериальные, ма-териальные и финансовые активы.

оборотный капитал входят: товарные запасы; дебитор-ская задолженность; ценные бумаги и прочие краткосрочные финансовые вложения; денежные средства.

 

Особенности и состав основного и оборотного капитала рассматривались ранее, но некоторых вопросов мы еще не касались.

Под нематериальными активами понимаются инвестиции неосязаемые активы, которые способны приносить прибыль в течение ряда лет. Например, это могут быть права пользования отдельными ресурсами (природными, земельными, аренда помещений, оборудования и пр.); патенты; ноу-хау; права на промышленные образцы и модели; товар-ный знак; права на использование компьютерных программных продуктов; деловая репутация или так называемый goodwill. Расходы на goodwill возникают в качестве нематериальных активов при покупке определенной фирмы (или ее части), если сумма покупки превышает цену, зафиксированную в бухгалтерских книгах данной фирмы. Goodwill является отражением того, что покупке самого предприятия — собственно осязаемых активов — сопутствует также ряд благоприятных обстоятельств: удобное местоположение предприятия, сформированный штат персонала, разработанный технологический цикл и т.д. Нематериальные активы аналогично материальным активам переносят свою стоимость частями в течение всего срока их службы. Если продолжительность использования объекта нематериальных активов определить не представляется возможным, то срок службы берется равным 10 годам, но не более срока функционирования предприятия.

 

 

Под финансовыми активами понимаются долгосрочные вложения предприятия в ценные бумаги (такие как акции) других предприятий и государства, например вложения пред-приятия в уставные (складочные) капиталы других органи-заций. К финансовым вложениям относятся также предо-ставленные другим организациям займы.

 

Под пассивами понимаются источники возникновения имущества предприятия. В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» пассивы делятся на сле-дующие группы:

· собственный капитал;

· страховые резервы;

· кредиторская задолженность, которая включает в себя долго- и краткосрочные обязательства.

Собственный капитал представляет собой вклад в фирму ее владельца (владельцев), уставный фонд, а также соот-ветствующую долю прибыли (или убытков), остающуюся

распоряжении фирмы и не распределенную на дивиденды.

 

Собственный капитал фирмы поступает в распоряжение владельца (владельцев) на тех условиях, которые про-диктованы юридической формой существования данного предприятия. Напоминаем, что прибыль — это не деньги, а расчетная величина, показывающая, что полученный доход от производственно-хозяйственной деятельности превы-шает необходимые расходы на эту деятельность за определен-ный период. Деньги в пределах расчетной величины прибыли могут направляться на увеличение имущества фирмы, ее активов. Размер резервных фондов и нераспределенной прибыли определяется либо учредительными документами, либо законодательно. Так, по состоянию на 2013 г. в Российской Федерации в АО должен создаваться резервный фонд. Его размер не может быть менее 5% от уставного капитала. А вот максимальный размер фонда не ограничен. Этот фонд предназначен для погашения непредвиденных затрат, а также для равномерного включения текущих расходов в издержки производства и обращения. Формирование резервного фонда осуществляется путем ежегодных отчислений от чистой прибыли.

 

 

Страховые резервы имеют много общего с кредиторскойзадолженностью. Кредиторская задолженность характери-зуется тем, что кредитор, сумма и срок уплаты известны. В случае страховых резервов, наоборот, не известны ни кре-дитор, ни сумма, ни срок выплаты. В качестве примера при-ведем покрытие из страховых резервов издержек по гаран-тийным обязательствам, компенсациям и рекламациям.

 

Долгосрочным называют такое обязательство, срок вы-платы по которому наступает позже, чем через один год. В качестве примера долгосрочного обязательства можно привести банковские ссуды или ипотечную задолженность, т.е. ссуду, выдаваемую под залог недвижимости.

 

Краткосрочным называют такое обязательство, срок уп-латы по которому наступает в течение одного года. В качестве примеров краткосрочных обязательств можно привести товарных и вексельных кредиторов, задолженность по НДС, налогу на прибыль, краткосрочные кредиты в финансовых учреждениях.

 

Баланс дает статическую картину финансового состояния предприятия. Это как бы «фотография» финансового со-стояния и, как по фотографии можно судить о человеке или объекте, по балансу можно многое сказать о предприятии.

 

Счет прибыли и убытков. Если баланс — это финансовая«фотография», то с помощью счета прибыли и убытков пред-ставляется возможным проследить динамику производст-венно-хозяйственной деятельности и определить по перио-дам абсолютный показатель эффективности — прибыль или убыток. В соответствии с определением эффективности как соотношения результатов и затрат счет прибыли и убытков представляет собой таблицу, в которой из выручки от реа-лизации последовательно вычитаются затраты, имеющие отношение к выручке. Состав затрат, который вычитается из выручки, определяется законодательством РФ.

 

План движения денежной наличности — это документ,который отражает денежные потоки. Он представляет собой таблицу, имеющую два основных реквизита: «приход» и «расход».

 В каждый плановый период (в зависимости от вида бизнеса это может быть день, неделя, декада и т.п.) ука-зывается источник, дата и размер денежных поступлений — «приход», и цель, дата и размер предполагаемых расходов — «расход». Это позволяет оптимальным образом распреде-лять потоки свободных денежных средств, находить их источники, оптимизировать время операций с деньгами.

 

Показатели эффективности финансово-хозяйственной деятельности

 

Кроме показателей прибыли и рентабельности, существует еще ряд финансовых показателей, которые являются ключевыми для управления предприятием, — точка безубыточности, финансовая устойчивость, ликвидность и платежеспособность.

 

Точка безубыточности — это такой объем производства,при котором выручка равна затратам.

 

Механизм формирования точки безубыточности показан на рис. 1.

 

В точке безубыточности уже нет убытков, но и прибыли еще нет. Этот объем может быть выражен как в натуральном, так и в стоимостном, денежном виде. Поэтому в экономической литературе существуют разные названия этой точки: точка минимального, или критического объема продаж, точка минимальной рентабельности, или порог рентабельности, и др. Однако смысл и порядок нахождения этой точки не меняется.

 

Выразим в виде формулы нахождение точки безубыточ-ности. Задача выручки (Рх, где Р — цена изделия, а х — ко-личество изделий) состоит в том, чтобы покрыть своей ве-личиной постоянные затраты (FC) и переменные затраты на изготовление продукции (VCх). Тогда прибыль

 

ПР = Рх – (VCx + FC).

 

Но прибыль в точке безубыточности равна нулю, тогда

 

Рх = VCxFC, или x = FC /(PVC).

 

Величина (PVC) называется суммой покрытия.

 

 

Цена

изделия,

руб.                                                                       Выручка (Рх)

 

Точка

безубыточности

 

Общие затраты (TC)

 

 

Постоянные

затраты (FC)

 

Переменные затраты (VC)

 

Количество

изделий, шт.

 

 

Рис.1. Нахождение точки безубыточности

 

 

Финансовое состояние фирмы в самом общем виде характеризуется финансовой устойчивостью (она же прочность, или запас финансовой прочности, финансовая надежность), ликвидностью и платежеспособностью.

 

Финансовая устойчивость предприятия — это его способностьвыдерживать колебания рыночной конъюнктуры, оставаясь прибыльным.

 

Очевидно, что чем дальше фирма находится от точки безубыточности, тем больше прибыли она получает и тем устойчивее положение фирмы. Как правило, этот показатель выражается в процентах, отвечает на вопрос, на сколько процен-тов могут уменьшиться выручка или повыситься затраты без убытка для предприятия, и рассчитывается по следующей формуле:

 

 

=

Финансовая устойчивость = (Выручка – Точка безубыточности) / Выручка х100%.

 

Под ликвидностью понимают способность какого-либо актива трансформироваться в денежные средства.

 

 

Ликвидность (от лат. liquidus — жидкий, текучий) — это спо-собность предприятия погасить свои краткосрочные долги, причем независимо от источника возникновения денежных

 

Исследование пассива баланса и плана движения свободных денежных средств позволяет определить коэффициент ликвидности:

 

 

 

Коэффициент ликвидности = Высоколиквидные активы / Краткосрочная задолженность.

 

 

Нормативные значения этого коэффициента сильно разли-чаются в зависимости от отрасли и этапа развития предприя-тия. Так как не все краткосрочные обязательства нуждаются в

 

одновременном погашении, то при хорошем финансовом менеджменте размер высоколиквидных активов может быть меньше суммы задолженностей.

 

 

Платежеспособность — это способность предприятия ликвидировать долги собственными средствами.

 

Коэффициент платежеспособности определяется по формуле

 

 

       Коэффициент платежеспособности =

 

       = Собственный капитал / Сумма активов.

 

Так же как и коэффициент ликвидности, нормативные значения коэффициентов платежеспособности сильно зависят от отрасли. Так, для производственных предприятий соотношение собственных средств должно быть не менее 65%. В банках соотношение собственных и заемных средств может составлять 1: 2, 1: 10 и даже 1: 100.

 

       Вопросы и задания для самопроверки

 

1.Что такое финансы предприятия?

 

2. Объясните, что такое бюджет предприятия.

3. Какая разница между ликвидностью и платежеспособностью?

4. Что такое финансовая устойчивость предприятия?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: