Философские концепции П.Я. Чаадаева, В.С. Соловьева, Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.А. Бердяева, А.В. Луначарского

Философ Идея (концепция)
П.Я. Чаадаев (1794-1856) «Философские письма» «Апологии сумасшедшего»     Философия «всеединства» В.С. Соловьев (1853-1900) «Духовные основы жизни», «История и будущность теократии», «Красота в природе»     Рационализм Н.Г.Чернышевский (1828-1889) «Что делать?»   Экзистенциализм Ф.М. Достоевский (1821-1881)   Философия свободы Н.А. Бердяев (1874-1948) «Философия свободы», «Смысл творчества» «О назначении человека»   Социальный прагматизм А.В. Луначарский (1875-1933) марксист, А.А.Богданов ((1873-1928) тектология –всеобщая организационная наука «Сознание жизни» не есть разум обособленного индивида. Только в акте соотнесения собственного индивидуального с универсальным разумом человек обретает силу и мощь, если «нравственный закон будет только в нас, то человек начнет опускаться все глубже в витальность, в природное, растительное существование» Чаадаев лишь обозначает идею самобытности России. «Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, — пишет он, — мы — народ исключительный». Смысл России — быть уроком всему человечеству. Однако Чаадаев был далёк от шовинизма и веры в исключительность России. Для него цивилизация едина, а все дальнейшие попытки поиска самобытности — суть «национальные предрассудки».   «Все есть одно - это было первым словом философии, и этим словом впервые возвещались человеку его свобода и братское единение» Он пытается синтезировать науки, философию и религию Материальное и идеальное. Одним из средств достижения является магия любви, эстетическое творчество как «общение с высшим миром путем внутренней творческой деятельности» Идея «вселенской культуры», культуры богочеловеческой.     «Антропологический принцип» единства организма человека. Сущность человека заключается в его эгоизме. «Надобно бывает только всмотреться попристальней в поступок или чувство, представляющиеся бескорыстными, и мы увидим, в основе их все-таки лежит все та же мысль о свободной личной пользе, личном удовольствии, личном благе, лежит чувство, называемое эгоизмом».   Дух цинизма, расчета, эгоизма, перерастающих в человеческое равнодушие. Антиномия свободы. Идея «абсурдного человека» (князь Мышкин, «Идиот»). Человек не есть совокупность того, что в нем есть. Напротив, человек есть то, что он может стать усилием собственного сознания и воли. Для него свобода - это не право поступать как хочется, а призвание быть человеком! Для этого надо пройти путь страданий «всяк перед всеми и за всех виноват» и смириться с самим собой! Смириться – значит увидеть в себе и другом испорченную икону Человека Христа и попытаться сохранить в себе остаток Человека.   Душе человека необходима религия иначе жизнь становиться абсурдны, т.к. теряется смысл жизни. Проблема свободы у него представлена проблемой выбора. «Свобода есть моя независимость и определяемость моей личности изнутри, и свобода есть моя творческая сила, не выбор между поставленным предо мной добром и злом, а мое созидание добра и зла». Носитель свободы – САМ ЧЕЛОЕК! Бог свободу не создавал, она предвечна миру, поэтому Бог не нуждается в теодицее (оправдании). Человек сам ответственен за свои поступки. Нет рая или ада. Единственная реальность –это сам человек. Человек творит себя и мир.     Человек их «богочеловека» трансформируется в «богостроителя», насыщенного энергией революционных преобразований. Высшая ценность человека – это жизнь, следовательно идеи прогресса (усовершенствования) жизни и есть религия. После смерти «Бога» по Ницше, человек сам занял место Бога. Человек «новой религии» должен: развиваться в коллективе, стремится к счастью и делить его с социумом, вершить социально-полезные дела.  

         
 


 


 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: