Русская религиозная философия XIX в

В 60-70-е гг. XIX в. философские традиции славянофилов продолжили почвенники: А.А. Григорьев, Ф.М. Достоевский. Они придерживались идеи о «национальной почве» как основе социального и духовного развития России. Необходимо преодолеть разрыв образованной части русского общества с «народной почвой». В России есть ещё вера и она в народе. Русский народ – богоносец. Есть только один выход: объединение всех людей на почве «народной православной правды», то есть сближение интересов низов и интеллигенции. Идея стала руководством к действию – хождение в народ.

Фёдор Михайлович Достоевский (1821-1881) – весь свой могучий талант писателя посвятил воспитанию в человеке человеческого.

«Найти человека в человеке!»

Человек не рождается человеком, он должен ещё им стать, снова родиться – уже в духе (великий символ любой религии – «второе рождение»).

Достоевский – объективный идеалист. Бог – основа всего сущего. Человек=тело+душа. Есть две формы выражения человека: богочеловеческая и человекобожеская. Человек есть постольку, поскольку он есть образ божий.

Достоевский – этический мыслитель. Добро=смирение и братство, единение с людьми. Зло=бунт (наполеонизм), который лишает человека свободы. Пример Раскольникова («Преступление и наказание»): принцип вседозволенности ведёт к нравственному расколу. Свобода без нравственности приводит человека к саморазрушению. Человеку нельзя просто дать свободу – он должен самостоятельно идти к ней, освобождаясь внутри себя (от искушений, общепринятых авторитетов и др.). Это непростой путь, сопряжённый со страданием, но только оно приводит к искуплению и даёт полную свободу.

«Смирись, гордый человек!» (Речь Ф.М. Достоевского на Пушкинских торжествах, считается его Завещанием, 1880).

Лев Николаевич Толстой (1821-1910) – великий русский писатель и мыслитель. Философские сочинения: «Исповедь», «В чём моя вера?», «Путь жизни» и др.

Толстой выступает родоначальником концепции ненасилия. Он считал, что избавление от насилия, на котором держится современный мир, возможно на путях непротивления злу насилием, на основе полного отказа от какой-либо борьбы, а также на основе нравственного самосовершенствования каждого отдельного человека. «Только непротивление злу насилием приводит человечество к замене закона насилия законом любви». Основные идеи:

- религия должна стать простой и доступной для народа, а многие религиозные догмы должны быть отброшены;

- Бог, религия – это добро, любовь, разум и совесть;

- смысл жизни – самосовершенствование;

- главное зло на Земле – смерть и насилие;

- государство как аппарат насилия – отживающий институт, следовательно, необходимо игнорировать его, подрывать устои (не участвовать в политической жизни и т.п.).

Толстой полагал, что именно в сфере нравственности решаются основные отношения между личностью и обществом. Люди должны объединяться в рамках внегосударственных форм, на принципах любви к ближнему, и тогда новые условия христианской жизни образуются сами собой.

 

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) – выдающийся философ-идеалист; с него начинается важный период в русской истории.

В.С. Соловьев был сыном ректора Московского университета, знаменитого историка С.М. Соловьева. С 13 лет увлекался материалистической философией, поступил на физмат, потом на историко-филологический факультет; много спорил с отцом, выкинул из своей комнаты все иконы. В 21 год уже отрицает весь материализм. Считал, что такой путь должны пройти все, что истина – в религии. Увлекался мистикой, у него были видения, они направляли его философское развитие.

Центральная идея Соловьева – всеединство, понимаемое как совершенный синтез ценностей, знаний, способов познания мира.

Существует абсолютный мир как воплощение божественного. Ему противостоит видимый, сотворённый мир, который стремится к божественному. Посредником между мирами является мировая душа, её Соловьев символически определяет как Софию, «вечную женственность» (близко к образу Богородицы).

Всеединство постигается лишь цельным знанием, объединением и гармонией всех сторон бытия (материальной, духовной и др.). Интеллект и материю соединяет жизнь. Живущее=душа (не уничтожается). Тело – зеркало, с помощью которого душа вглядывается в мир. Истина проверяется не практикой, а своей соотнесённостью с богом.

Этические взгляды: человек отделяет себя от других существ посредство стыда (стыд – главный признак человека); жалось указывает на солидарность всего живого; благоговение есть подчинение божественному. Все три этих составляющих объединяются в любви.

Русская идея, по Соловьеву, состоит из трёх идей: «Святой Руси» (Москва – Третий Рим), «Великой Руси» (реформы Петра I), и «Свободной Руси» (дух декабристов и Пушкина).

Философия Соловьева впитала в себя основные тенденции русской религиозной философии XIX века и закономерно оказалась её завершающим синтезом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: