Авторские права и срок их действия Понятие и виды личных неимущественных прав автора

По своему экономическому созданию авторские права делятся на личные неимущественные и имущественные. Последние могут

принадлежать в силу закона, договора или наследования любым субъектам авторского права. Личными неимущественными права­ми могут обладать только авторы произведений. Данные права при­надлежат автору независимо от его имущественных прав и сохра­няются за ним даже в случае уступки исключительных прав на использование произведения.

Автор — это физическое лицо, творческим трудом которого со­здано произведение. В отношении своего произведения он обладает следующими правами: право авторства (признаваться автором про­изведения); право автора на имя; право на обнародование произ­ведения; право на неприкосновенность произведения.

Органичность связи неимущественных прав с личностью созда­теля произведения проявляется, в частности, и в том, что право авторства и право на имя не переходят по наследству. Наследники вправе лишь бессрочно осуществлять защиту указанных прав в случае их нарушения. Это право наследников заметно актуализировалось в связи с незаконным использованием имен известных людей в коммерческих и рекламных целях.

Право на имя заключается в праве автора использовать или раз­решать использовать произведение под своим подлинным именем, псевдонимом либо без обозначения имени (анонимно). Право лю­бого гражданина приобретать и осуществлять права и обязанности под своим именем, включающим фамилию, собственно имя и отчество, закреплено в абз. 1 п. 1 ст. 19 ГК. Там же сказано, что в случаях и порядке, предусмотренных законом, гражданин может использовать псевдоним, т.е. вымышленное имя. При этом автор может использовать и свое имя, и псевдоним, и возможность ано­нимного использования в отношении разных произведений.

При использовании произведения анонимно автор приобретает права и обязанности под своим подлинным именем, но через пред­ставителя, в качестве которого, как правило, выступает издатель.

При опубликовании произведения анонимно или под псевдо­нимом (за исключением случая, когда псевдоним автора, напри­мер Максима Горького или Эдуарда Лимонова, не оставляет со­мнения в его личности) издатель, имя или наименование которо­го обозначено на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Данное положение действует до тех пор, пока автор произведения не рас­кроет свою личность и не заявит о своем авторстве.

Право на имя тесно связано с правом авторства, которое явля­ется важнейшим неимущественным правом и обозначает право лица признаваться автором произведения. Обладая правом авторства, создатель произведения, как правило, персонифицирует его, снаб­жая произведение при опубликовании своим именем или псевдо­нимом либо приобретая авторские права на него анонимно (по согласованию с издателем). Тем не менее право на имя является самостоятельным личным правом автора, поскольку оно может быть нарушено независимо от нарушения права авторства. На прак­тике нередки случаи, когда издатели, не отрицая авторства како­го-либо лица на изданное произведение, не указывают его имени (псевдонима) либо в нарушение воли автора помещают на произ­ведении его псевдоним вместо подлинного имени (или наоборот).

Право на обнародование состоит в возможности автора самому обнародовать или разрешить обнародовать произведение в любой форме. Никто, кроме автора, не вправе осуществлять или разре­шать осуществление действий, которые впервые делают произве­дение доступным для всеобщего сведения. Обнародование произ­ведения в зависимости от его объективной формы и желания авто­ра может осуществляться путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабе­лю либо любым другим способом.

Обнародование является также юридическим фактом для опре­деления начала течения срока действия авторского права в случае, если произведение было обнародовано анонимно или под псевдо­нимом. В этом случае авторское право действует в течение 70 лет после даты его обнародования. Право на обнародование может быть реализовано наследниками автора в течение 70 лет после его смер­ти.

Право на обнародование не абсолютно. Оно предполагает воз­можность отказа автора от ранее принятого решения об обнародо­вании произведения. Подобный отказ именуется правом на отзыв. Реализация автором своего права на отзыв может нанести ущерб интересам пользователя произведения. Поэтому осуществление права на отзыв допускается лишь при условии возмещения пользо­вателю всех причиненных решением автора убытков, включая упу­щенную выгоду.

Если произведение уже было обнародовано, автор обязан пуб­лично оповестить о его отзыве. При этом он вправе изъять за свой счет из обращения ранее изготовленные экземпляры произведе­ния. Право на отзыв не применяется в отношении программ для ЭВМ, в отношении служебных произведений и произведений, вошедших в сложный объект.

Право на неприкосновенность произведения означает возможность защиты произведения от всяких изменений, сокращений, допол­нений и иного рода искажений, способных нанести ущерб произ­ведению или чести и достоинству его создателя. Закон устанавли­вает максимально широкие границы данного права. Ограждаются права автора на неприкосновенность не только содержания, но и названия произведения. В соответствии с законом не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, со­кращений и дополнений, снабжение произведения при его ис­

пользовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, ком­ментариями или какими бы то ни было пояснениями. Редакторс­кая и иная правка допускается только с согласия автора. Закон не перечисляет возможные отклонения по чьей-либо воле от суще­ства и формы произведения, поскольку он ограждает автора от всякого искажения произведения.

Вместе с тем п. 2 ст. 1266 ГК говорит о защите произведения также от иных посягательств, способных нанести ущерб чести, достоинству и деловой репутации автора, т.е. всякое искажение произведения, — это всегда одна из форм посягательства на него. Так, извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию автора, равно как и посягательство на такие действия, дают автору право требовать защиты его чести, достоинства или деловой репутации. В этих случаях по требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства автора и после его смерти.

Право на неприкосновенность произведения непередаваемо и неотчуждаемо, оно не переходит по наследству. Однако наследни­ки вправе осуществлять защиту данных прав автора. Кажущийся парадокс объясняется просто: нельзя приобрести в порядке на­следственного преемства неотделимое от личности автора право с последующей его передачей своим наследникам, но можно защи­щать нарушаемое кем-либо личное неимущественное право по­койного автора. Именно такое право осуществления защиты (а не право на защиту) закон предоставляет наследникам автора.

Естественно, защита от посягательств, способных нанести ущерб чести и достоинству автора, осуществляется как самим автором, так и его наследниками по правилам ст. 152 ГК РФ о защите чести, достоинства и деловой репутации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: