Проектный подход в практике управления культурой Российской Федерации

В 2018 г. президент РФ подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»[7], в рамках которого была обозначена задача разработать национальный проект в сфере культуры, направленный на решение задач, среди которых укрепление российской идентичности, продвижение талантов во всех областях искусства, возрождение культуры села, обновление существующих и создание новых музейных и культурно-образовательных учреждений.

В настоящий момент внутри этого общенационального проекта функционируют три проекта федерального уровня: «Культурная среда», «Творческие люди» и «Цифровая культура». Предполагается (это основная цель проекта), что к 2024 г. число россиян, приобщенных к культуре, значительно возрастет. Осуществить это призваны формирующаяся инфраструктура культуры, функционирование в организациях культуры новых форм и технологий, а также поддержка культурно-творческих инициатив.

В России проектный подход к социально-культурной среде не является новшеством, тем не менее эксперты отмечают отсутствие системного подхода и государственной регламентации, что ведет к «распылению» в механизмах реализации проектов и внедрении инновационных инициатив в социокультурном пространстве.[8] Повысить эффективность проектного управления в указанной сфере возможно, для этого нужно сделать комплексный анализ существующих практик проектной деятельности, что позволит обнаружить их сильные и слабые стороны. Учет и устранение последних даст возможность сократить риски по проектам и повысить их эффективность.

В качестве прорывной инновации в сфере культуры стоит отметить информационное оснащение отрасли: было создано информационно-коммуникационное пространство для взаимодействий организаций сферы культуры, властных органов и общества. Это дало возможность сократить дистанцию доступности культурных благ, обеспечиваемую географической удаленностью многих потребителей услуг культуры от нее, разностью их социальных статусов и экономическими факторами.

Интернет-порталы «Культура.РФ» и «История.РФ» предоставляют возможность ознакомиться с богатейшим культурным наследием народов России; ведется активная проектная деятельность в музейном деле (например, по состоянию на 2017 г. было создано 87 виртуальных музеев); модернизированы библиотеки (для них разработан «Модельный стандарт деятельности общедоступных библиотек», а с 2015 г. в этом направлении в работе находятся более 10 проектов, многие библиотеки по своей инициативе внедряют новаторские проекты).

Тем не менее, в структуре расходов госбюджета на сохранение и приумножение культурного наследия уже традиционно выделяется незначительный, например, по сравнению с тратами на ВПК, объем средств, что сигнализирует о том, что вопреки заявлениям власти, культура не является одним из первостепенных государственных приоритетов.

Несмотря на то, что в последнее десять лет в нашей стране было реализовано множество проектов во всех отраслях культуры, методическая и нормативно-правовая база проектного менеджмента продолжает существенно отставать от практики. Изучение западного опыта проектной деятельности в области культуры, а также устранение недочетов в вопросах правового регулирования проектной деятельности должно быть актуальной задачей для органов власти РФ, предпринимателей и специалистов в области культуры.

 

Заключение

Подводя итог, обозначим основные положения работы.

На сегодняшний день проектное управление является одним из главных инструментов эффективного руководства. Проект – это процесс, направленный на конкретную цель, которую необходимо достичь в поставленные сроки, под реализацию которого выделяются человеческие, материальные, финансовые и другие ресурсы. 

Проектный подход в области культуры, являясь способом организации и увеличения ресурсного потенциала этой сферы, средством взаимодействия с органами власти, общественностью и партнерами, выступает и как специфическая форма регулирования социокультурных процессов.

Несмотря на то, что проектный подход по сравнению с традиционной моделью управления имеет ряд преимуществ, это не означает игнорирование последней; сегодня эти подходы должны выступать вместе, дополняя друг друга. Традиционное управление нацелено на сохранение и оптимизацию сложившихся успешных видов деятельности, а управление проектами направлено на инновации, являющиеся потенциалом будущих достижений.

Различают три типа проектов в области культуры: внутриведомственные, внутрисферные, социокультурные.

Возможности проектного подхода в управлении культурой обусловлены тем, что проектная деятельность формирует практику партнерства между государством, частным и некоммерческими секторами; он участвует в вовлечении дополнительных ресурсов в область культуры; помогает организациям и учреждениям культуры быстрее и по возможности безболезненнее адаптироваться к современным условиям.

В России проектный подход к социально-культурной среде не является новшеством, тем не менее эксперты отмечают отсутствие системного подхода и государственной регламентации, а методическая и нормативно-правовая база проектного менеджмента продолжает существенно отставать от практики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: