Лекции 1: Логические основания научного мышления юриста (2 академических часа).
Вопросы лекции:
1. Логика как философская наука, ее место и роль в познавательной и практической деятельности юриста.
2. Понятие как форма логического мышления: виды, отношения и операции
3. Законы логики и их методологическая функция.
Задания для подготовки к лекции:
1. Выявить из учебной дисциплины «русский язык» основные характеристики «слова» и «словосочетаний».
2. Найти примеры классификации «слов» и «словосочетаний».
3. Повторить, что означает «омонимы», «синонимы», Найдите примеры использования этих слов и словосочетаний.
4. Выявить в чем заключается сущность слов «операция» и «отношение»?
5. Повторите, что означает слово «закон», какие законы вы изучали в курсах «обществознание», «история»
6. Ознакомиться с рабочей программой учебной дисциплины «Логика».
Лекции 2. Суждение и их виды. Применение в мыслительном процессе юриста (2 академических часа)
Вопросы лекции:
1. Общая характеристика суждений: состав и виды.
2. Категорические суждения, их классификация. Распределенность терминов. Логический квадрат.
3. Сложные суждения и таблица истинности
4. Модальные суждения: понятие и виды модальностей.
Задания для подготовки к лекции:
1. Повторите, из школьного курса «русский язык», что такое «предложение» и какие предложения бывают.
2. Уточните какие предложения выражают информацию, а какие –нет. Найдите примеры в произведениях русских писателей-классиков.
3. Что означает в русском языке «принцип двойного отрицания» в предложениях. Когда он применяется.
4. Уточните, как может быть выражена дополнительная информация в предложениях.
5. Повторите из предыдущей лекции: какое значение имеют понятия в экспертной деятельности; в чем заключается сущность понятий; что необходимо для полной логической характеристики понятий.
Раздел II.УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ И ЛОГИКО-КОММУНИКАТВНЫЕ ОСНОВЫ АРГУМЕНТАЦИИ В ПРОФЕССИИ ЮРИСТА
Лекции 3: Умозаключение в юридическом познании и практике (2 академических часа).
Вопросы лекции:
1. Умозаключение как форма мышления: структура, особенности и виды.
2. Дедуктивные умозаключения в юридической деятельности:
выводы из простых и сложных суждений
3. Недемонстративные умозаключения в практике юриста: специфика, классификация и их правила.
Задания для подготовки к лекции:
1. Вспомните, в чем проявляется единство мышления и языка
2. Повторите из предыдущей лекции: что является предметом формальной логики; в чем значение логики в профессиональной деятельности юриста.
3. В чем отличие истинности мысли от формальной правильности рассуждения
4. Повторите, что такое закон мышления и их типология
5. В чем заключается научное и практическое значение логических операций с понятиями
6. Вспомните, на какие виды делятся категорические суждения по количеству и по качеству
7. Уясните, какие виды сложных суждений бывают, и каковы условия их истинности
Лекции 4: Логические основы аргументации. Доказательство и опровержение в профессии юриста (2 академических часа).
Вопросы лекции:
1. Аргументация. Понятие, строение и способы доказательства и опровержения
2. Виды, способы и правила доказательства и опровержения.
4. Вопросы и ответы. Спор и его виды. Правила и уловки.
5. Логическая гипотеза в юридическом исследовании
Задания для подготовки к лекции:
1. Повторите, состав дедуктивных, индуктивных и традуктивных умозаключений.
2. Вспомните, почему недедуктивные умозаключения являются вероятностными
3. Найдите в нормах права применение индуктивные методы установления причинной зависимости
4. Вспомните, из предыдущей лекции, в чем сущность логических ошибок «поспешное обобщение» и «после этого, значит, по причине этого»
5. Сравните, понимание и применение аналогии в логике и в юриспруденции.
6. Вспомните, какие народные приметы правомерно использовать в популярной индукции.
Занятия семинарского типа
Организация занятий семинарского типа зависит от цели, содержания и формы занятия, также необходимо учитывать двухсторонний характер процесса обучения: совместная деятельность преподавателя и обучающихся.
Они играют важную роль в выработке у обучающихся навыков применения полученных знаний для решения юридических задач совместно с преподавателем. Занятия семинарского типа логически продолжают работу, начатую на лекции.
Целью занятий семинарского типа по логике является:
– Проверка знаний обучающихся, которые они получили на лекциях и в процессе самостоятельного изучения учебной и методической литературы.
– Разъяснение и обсуждение наиболее важных и сложных вопросов рассматриваемой на практическом занятии темы.
– Формирование у обучающихся навыков применения логической теории на правовой практике, умения решать логические задачи.
– Формирование способности к осмыслению и пониманию юридических фактов.
Раздел I. ЛОГИКА КАК НАУКА. ЗАКОНЫ И ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ В ПРАВЕ