Раздел I. Логика КАК наука. Законы и формы мышления в праве

 

Лекции 1.Логика в системе культуры. Ее предмет, история, структура. Логические основы права (2 академических часа).

Вопросы лекции:

1. Возникновение логики как науки, основные этапы ее развития.

2. Предмет логики, ее нормативный характер.

3. Логика и язык.

4. Место логики в системе наук. Значений логики для познавательной и практической деятельности юриста.

Задания для подготовки к лекции:

1. Найти основные определения терминов: предмет, объект, наука, функция, метод, закон.

2. Повторите, что понимается под «культурой», «мышлением»?

3. Уясните исторический характер развития науки.

4. Вспомните из курса «истории» основные этапы общественного развития человечества и основный мыслителей античного мира.

5. Повторите, какие языки называются естественными и какие – искусственными.

6. Ознакомиться с рабочей программой учебной дисциплины «логика».

 

Лекции 2.Понятие как форма мышления и их применение в юридической деятельности (2 академических часа).

 

Вопросы лекции:

1. Способы образования понятий.

2. Основные логические характеристики понятия.

3. Виды понятий.

4. Отношения между понятиями.

5. Логические операции с понятиями (обобщение, ограничение, определение, деление.), их правила и ошибки.

 

Задания для подготовки к лекции:

1. Выявить из учебной дисциплины «русский язык» основные характеристики «слова» и «словосочетаний».

2. Найти примеры классификации «слов» и «словосочетаний».

3. Повторить, что означает «омонимы», «синонимы», Найдите примеры использования этих слов и словосочетаний.

4. Выявить в чем заключается сущность слов «операция» и «отношение»?

5. Вспомните, в чем проявляется единство мышления и языка

6. Повторите из предыдущей лекции: что является предметом формальной логики; в чем значение логики в профессиональной деятельности юриста.

 

Лекции 3. Суждение и их виды. Модальная логика и законы мышления. Их применение в мыслительном процессе юриста (2 академических часа).

Вопросы лекции:

1. Суждение как форма мышления. Суждение и предложение.

2. Виды простых суждений. Отношения между категорическими суждениями и логический квадрат.

3. Понятие, структура и классификация сложных суждений. Таблица истинности.

4. Модальные суждения и законы логики

 

Задания для подготовки к лекции:

1. Повторите, из школьного курса «русский язык», что такое «предложение» и какие предложения бывают. Какие бывают «сложное предложение»

2. Уточните какие предложения выражают информацию, а какие –нет. Найдите примеры в произведениях русских писателей-классиков.

3. В чем состоит принципиальное отличие сложных предложений от простых

4. Повторите, что означает слово «закон», какие законы вы изучали в курсах «обществознание», «история»

5. Уточните, как может быть выражена дополнительная информация в предложениях

6. Повторите из предыдущей лекции: какое значение имеют понятия в юридической деятельности; в чем заключается сущность правовых понятий; что необходимо для полной логической характеристики юридических понятий.

Раздел II.УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

 

Лекция 4: Дедуктивные умозаключения: выводы из простых суждений. Роль умозаключений в юридической практике (2 академических часа).

 

Вопросы лекции:

1. Рассуждения и умозаключения. Их структура и классификация.

2. Специфика дедуктивных умозаключений и их виды.

3. Непосредственные умозаключения.

4. Простой категорический силлогизм: термины, фигуры, модусы и правила. Понятия энтимемы, полисиллогизма, сложносокращенных силлогизмов.

Задания для подготовки к лекции

1. Прочитайте и выпишите из сказки Льюса Кэрролла «Алиса в стране чудес» логические противоречия в суждениях героев произведения.

2. Повторите из каких элементов состоят сложные суждения и условия их истинности

3. Вспомните, что такое модальность и их типология. Модальные суждения в правовых нормах.

4. Повторите, логические правила определения истинности юридических суждений

5. Повторите материал из предыдущей лекции: роль и значение основных законов логики в судебно-следственной практике

Лекция 5: Дедуктивные умозаключения: выводы из сложных суждений и их применение в профессии юриста (2 академических часа).

Вопросы лекции:

1. Специфика умозаключений, основанных на свойствах логических связок.

2. Условные умозаключение и их модусы.

3. Разделительные умозаключения: сущность, структура и их правила

4. Условно-разделительное умозаключение: виды дилеммы.

Задания для подготовки к лекции

1. Повторите, основные виды непосредственных умозаключений

2. Прочитать и выписать из работы Аристотеля «Топика», характеристику силлогистических умозаключений.

2. Найдите примеры правильных и неправильных умозаключений в сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес».

3. Найдите в работе Т. Гоббса «Основ философии» рассуждения о правилах силлогизма. Сравните их с общими правилами простого категорического силлогизма.

4. Вспомните, какие ошибки допускали в своих утверждениях Древнегреческие софисты? Какое правило дедуктивного умозаключение допущено софизмах «рогатый», «лжец».

5. Повторите из предыдущей лекции: фигуры простого категорического силлогизма и их правила.

Лекции 6:Недемонстративные умозаключения в правовой сфере (2 академических часа).

Вопросы лекции:

1. Индуктивные умозаключения и их виды.

2. Методы научной индукции.

3. Традуктивные умозаключения и их виды.

4. Типичные ошибки в индуктивных и традуктивных умозаключениях.

 

Задания для подготовки к лекции:

1. Повторите, какие бывают виды умозаключений по строгости вывода. Вспомните, отличительные признаки дедуктивных умозаключений, состоящих из сложных суждений.

2. Повторите и вспомните, почему силлогизмы с выделяющими посылками не подчиняются некоторым правилам. Приведите примеры.

3. Найдите примеры дедуктивных умозаключений, состоящие из простых и сложных суждений в нормах права.

4. Вспомните из предыдущей лекции: как строится утверждающе-отрицающий модус разделительно-категорического умозаключения; отличие простой конструктивной дилеммы от сложной конструктивной дилеммы

5. Приведите примеры применения сложных и сложносокращенных силлогизмов в юридической практике.

Раздел III.ЛОГИКО-КОММУНИКАТВНЫЕ ОСНОВЫ АРГУМЕНТАЦИИ В ПРОФЕССИИ ЮРИСТА

Лекции 7: Логические основы аргументации. Доказательство и опровержение в профессии юриста (4 академических часа).

Вопросы лекции:

1. Аргументация. Понятие, строение и способы доказательства

2. Опровержение (критика) и его строение. Виды и способы опровержения

3. Правила доказательства и опровержения

4. Коммуникативный процесс в аргументации.

5. Вопросы и ответы. Спор и его виды. Правила и уловки.

6. Логическая гипотеза в юридическом исследовании

 

Задания для подготовки к лекции:

1. Повторите, состав дедуктивных, индуктивных и традуктивных умозаключений.

2. Вспомните, почему недедуктивные умозаключения являются вероятностными

3. Найдите в нормах права применение индуктивные методы установления причинной зависимости

4. Вспомните, из предыдущей лекции, в чем сущность логических ошибок «поспешное обобщение» и «после этого, значит, по причине этого»

5. Сравните, понимание и применение аналогии в логике и в юриспруденции.

6. Вспомните, какие народные приметы правомерно использовать в популярной индукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: