Существительное разбирается по следующему плану:
I. Часть речи. Общее значение. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
II. Морфологические признаки:
1. Постоянные признаки: а) собственное или нарицательное, б) одушевленное или неодушевленное, в) род (мужской, женский, средний, общий), г) склонение.
2. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число.
III. Синтаксическая роль.
Образец морфологического разбора существительного
Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать; он ладонью стал сбивать пыль с пальто (по В. Набокову).
I. Дамы — существительное;
начальная форма — дама.
II. Постоянные признаки: нариц., одуш., жен. род, I скл.;
непостоянные признаки: мн. число, И. п.
III. Подбежали (кто?) дамы (часть подлежащего).
I. (к) Лужину — существительное;
начальная форма — Лужин;
II. Постоянные признаки: собств., одуш., муж. род, I скл.;
непостоянные признаки: ед. число, Д. п.;
III. Подбежали (к кому?) .underline { border-bottom: 1px dashed blue; } к Лужину (дополнение).
I. Ладонью — существительное;
начальная форма — ладонь;
II. Постоянные признаки: нариц., неодуш., жен. род, I скл.;
непостоянные признаки: ед. число, Т. п.;
III. Стал сбивать (чем?) ладонью (дополнение).
I. Пыль — существительное;
начальная форма — пыль;
II. Постоянные признаки: нариц., неодуш., жен. род, III скл.;
непостоянные признаки: ед. число, В. п.;
III. Стал сбивать (что?) пыль (дополнение).
I. Пальто — существительное;
начальная форма — пальто;
II. Постоянные признаки: нариц., неодуш., ср. род., несклон.;
непостоянные признаки: число не определяется по контексту, Р. п.;
III. Стал сбивать (с чего?) с пальто (дополнение).
Выполните задания письменно!!!
Упражнение 1.
Прочитайте текст и выполните задания.
С давних времен людям, говорящим на разных языках, приходилось общаться друг с другом.
Собеседники могут говорить каждый на своем родном языке и частично понимать друг друга, если языки похожи. В славянских странах русского скорее всего как-то поймут, но в соседней Венгрии — уже нет: венгерский язык совершенно не похож на русский.
Часто бывает так, что двум собеседникам помогает понять друг друга третий — переводчик. Но, во-первых, на перевод уходит лишнее время, во-вторых, он не всегда возможен.
Нередко собеседники переходят на третий язык, не родной для них обоих. В современном мире это может быть абсолютно «ничей» язык эсперанто или латынь, но чаще говорят на языке, который для кого-то в мире родной. Обычно этот язык обладает б?льшим авторитетом, чем родные языки собеседников. Им может быть просто какой-нибудь распространенный язык. В современном мире языком международного общения нередко выступает английский язык.
(По материалам энциклопедии «Русский язык»)
- Выпишите из текста имена собственные.
- Приведите примеры одушевленных и неодушевленных существительных.
- Выпишите по 2-3 примера существительных 1, 2 и 3-го склонения. Определите их род.
- Есть ли в тексте разносклоняемые существительные? Выпишите их.
- Найдите в тексте несклоняемые существительные. Определите их род.
- Докажите, что слово русский в данном тексте используется в значении прилагательного и существительного. Приведите примеры.
- Найдите в тексте существительные, которые не изменяются по числам. Определите их род.
- Сделайте морфологический разбор указанных слов.