Морфологический разбор существительного

Существительное разбирается по следующему плану:

I. Часть речи. Общее значение. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).

II. Морфологические признаки:

1. Постоянные признаки: а) собственное или нарицательное, б) одушевленное или неодушевленное, в) род (мужской, женский, средний, общий), г) склонение.
2. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число.

III. Синтаксическая роль.


Образец морфологического разбора существительного

Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать; он ладонью стал сбивать пыль с пальто (по В. Набокову).

I. Дамы — существительное;

начальная форма — дама.

II. Постоянные признаки: нариц., одуш., жен. род, I скл.;

непостоянные признаки: мн. число, И. п.

III. Подбежали (кто?) дамы (часть подлежащего).

 

I. (к) Лужину — существительное;

начальная форма — Лужин;

II. Постоянные признаки: собств., одуш., муж. род, I скл.;

непостоянные признаки: ед. число, Д. п.;

III.
Подбежали (к кому?) .underline { border-bottom: 1px dashed blue; } к Лужину (дополнение).

 

I. Ладонью — существительное;

начальная форма — ладонь;

II.
Постоянные признаки: нариц., неодуш., жен. род, I скл.;

непостоянные признаки: ед. число, Т. п.;

III.
Стал сбивать (чем?) ладонью (дополнение).

 

I. Пыль — существительное;

начальная форма — пыль;

II.
Постоянные признаки: нариц., неодуш., жен. род, III скл.;

непостоянные признаки: ед. число, В. п.;

III. Стал сбивать (что?) пыль (дополнение).

 

I. Пальто — существительное;

начальная форма — пальто;

II.
Постоянные признаки: нариц., неодуш., ср. род., несклон.;

непостоянные признаки: число не определяется по контексту, Р. п.;

III. Стал сбивать (с чего?) с пальто (дополнение).

 

 

Выполните задания письменно!!!















Упражнение 1.

Прочитайте текст и выполните задания.

С давних времен людям, говорящим на разных языках, приходилось общаться друг с другом.

Собеседники могут говорить каждый на своем родном языке и частично понимать друг друга, если языки похожи. В славянских странах русского скорее всего как-то поймут, но в соседней Венгрии — уже нет: венгерский язык совершенно не похож на русский.

Часто бывает так, что двум собеседникам помогает понять друг друга третий — переводчик. Но, во-первых, на перевод уходит лишнее время, во-вторых, он не всегда возможен.

Нередко собеседники переходят на третий язык, не родной для них обоих. В современном мире это может быть абсолютно «ничей» язык эсперанто или латынь, но чаще говорят на языке, который для кого-то в мире родной. Обычно этот язык обладает б?льшим авторитетом, чем родные языки собеседников. Им может быть просто какой-нибудь распространенный язык. В современном мире языком международного общения нередко выступает английский язык.

(По материалам энциклопедии «Русский язык»)

  1. Выпишите из текста имена собственные.
  2. Приведите примеры одушевленных и неодушевленных существительных.
  3. Выпишите по 2-3 примера существительных 1, 2 и 3-го склонения. Определите их род.
  4. Есть ли в тексте разносклоняемые существительные? Выпишите их.
  5. Найдите в тексте несклоняемые существительные. Определите их род.
  6. Докажите, что слово русский в данном тексте используется в значении прилагательного и существительного. Приведите примеры.
  7. Найдите в тексте существительные, которые не изменяются по числам. Определите их род.
  8. Сделайте морфологический разбор указанных слов.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: