А. Зарождение и основные тенденции развития раннехристианского богословия. Апологеты

 

Понятие о богословии. В практике вузовского преподавания тер­мин богословие (иначе теология — ср. греч. Θεολογι΄α) обозначает со­вокупность духовных учебно-научных дисциплин, целью которых является познание Божественного доступными человеку рациональны­ми (философскими, историческими и т.д.) и иными методами. Таким образом, богословие — это комплексная область человеческого знания о Боге и Его откровении в мире.

Однако богословие конечно же не следует сводить только к системе научных богословских дисциплин. Существуют и другие, по­рой гораздо более действенные способы богопознания, которые так­же имеют отношение к богословию — это церковное богослужение, личный опыт веры и аскезы, молитвенное созерцание. Однако все эти пути богопознания мοгут быть названы «богословием» лишь в особом, расширительном смысле. В дальнейшем изложении мы будем использовать термин «богословие» в более узком, академическом значении, а именно как формулирование догматов веры с помощью специального аппарата понятий и терминов.

В Свящ. Писании слова богословие нет. У эллинов первоначаль­но «теологией» называли любое повествование о богах — например, гимны Гомера или поэмы Гесиода. Позднее «теологами» могли на­зывать философов, рассуждающих о богах. Особенно это относилось к платоникам, которые любили обожествлять изучаемые ими отвле­чённые категории и толковать различные народные мифы с фило­софской точки зрения.

В начале истории Церкви богословие ещё не было оформлено как целостное христианское учение. В Евангелиях и апостольских посланиях мы находим лишь отдельные богословские идеи, сформу­лированные чаще всего в виде образов или пророческих откровений.

Христианское церковное богословие зарождается в конце II в. Столь поздняя дата не должна нас удивлять. Дело в том, что под бо­гословием тогда подразумевалась не совокупность убеждений хри­стиан, а целенаправленное их изучение и приведение в систему с по­мощью разума.

Зарождение богословия в ранней Церкви. Люди, посвятившие себя богословским занятиям, появились в Церкви не сразу. Книги Нового Завета, да и последующая христианская литература, хоть и повествовали о предметах веры, но делали это просто, без мудрствований и часто несистематично, а вскользь, мимоходом, как будто предполагая, что читатели уже зна­ют о многих таинственных вещах. Ранние христианские авторы получали свои знания о Боге не только из богословских размышлений и апостольской традиции, но и непосредственно из Божественного откровения.

Кроме того, христианство первоначально привлекало к себе в основном выходцев из социальных низов. Их искренняя и простая, «детская» вера была основана не столько на разуме, сколько на чув­ствах, она не требовала сложных догм и длинных философских рассу­ждений. Божество для первых христиан было предметом не размыш­ления, а непосредственного мистического переживания. Кроме того, отношение к христианству как к религии рабов, люмпенов, женщин и детей отвращало от него образованных людей, способных создать богословскую систему, основанную на категориях и методах филосо­фии. В апостольский век среди христиан слово «философия» ассоциировалось толь­ко с бесплодными мудрствованиями эллинских мыслителей и поэто­му упоминается в Писании только в отрицательном контексте, ср.:

Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имее­те полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти (Кол. II, 8-10).

Вместе с тем уже в Новом Завете обнаруживаются начатки того, что впоследствии разовьётся в христианское богословие. Следы по­следовательного мышления в разработке богословских идей можно найти в посланиях ап. Павла. Однако «апостол язычников» ещё не является христианским богословом в том смысле, в каком ими были отцы Церкви позднейших веков.

Причины появления систематического богословия. Раннее христи­анство по мере своего развития не оставалось в своей первоначальной форме. После того, как Церковь обратилась с проповедью к широким массам язычников, возникла потребность в официальной доктрине, которую можно было бы проповедовать вполне благополучным, знатным и культур­ным людям, получившим обычное для своего времени философское образование в рамках существовавших тогда философских школ. Здесь необходимо вспомнить, что философия в древнем мире, как и в наши дни, была важнейшим способом получить фундамен­тальные знания о мире и человеке. Философия обобщала данные всех естественных, гуманитарных и моральных наук, была одновре­менно школой мысли и школой добродетели. Противостоять фило­софии в те времена было столь же смелым (и столь же безнадёжным) делом, как сейчас противостоять науке. Первая Церковь была до­статочно внутренне сильна, чтобы противостоять «мудрости» язы­ческого мира — ведь этот погрязший в грехе мир должен был вскоре сгореть в пламени Страшного Суда. Когда же оказалось, что мир продолжает существовать и Церковь в нём продолжает привлекать людей, пренебрегать философией стало уже невозможно. Ведь люди приходили в Церковь с уже сформированными представлениями о жизни. Они были детьми своей эпохи, и большинство из них при вступлении в Церковь не могли отбросить свои знания и убеждения, как мы не можем забыть таблицу умножения или учение о том, что Земля круглая и вращается вокруг Солнца. Когда эти образованные люди, вчерашние язычники, начинали обдумывать основные идеи христианского учения, они неизбежно обращались к единственному универсальному языку, который они знали, — к языку философии.

Итак, первая причина появления систематического христианского богословия — это потребности проповеди и катехтации в среде образо­ванных язычников.

Другой причиной зарождения в Церкви богословия явилось то, что христианство из-за своей изначальной антимирской направлен­ности быстро снискало себе дурную славу в эллинско-римском язы­ческом обществе вплоть до официального запрещения и кровавых гонений. Часть христиан, помня заветы Христа, продолжала считать, что гонения и неприятие - это естественные следствия веры. Другие старались защитить христианство в глазах общества, которое было инициатором гонений. Для этого надо было показать, что христианское учение проникнуто заботой о человеке и не представляет опас­ности для общественной морали. Не будем забывать, что язычники вели активную полемику против христиан, используя в полемиче­ских целях богатейший категориальный аппарат эллинской филосо­фии. Чтобы дискутировать на равных и обращать против язычников их же оружие, христианам было необходимо сначала изучить эллин­ские философские системы, а затем облечь своё собственное учение в систематическую форму.

Таким образом, второй причиной появления у христиан богословия стала необходимость остаивать своё учение в полемике с языческими философами.

Ещё одной причиной появления у христиан своего богословия стало распространение в империи начиная со II в. смешанных иудео-христиано-языческих систем, объединяемых в традиции общим на­званием гностицизма. У гнос­тицизма были сложные отношения с философией. Однако гностики заимствовали некоторые идеи платонизма, творчески их обработав в необходимом им ключе. Борьба с гностицизмом стала одной из пер­вейших задач христианской философии. Однако для борьбы с таким противником Церковь нуждалась в действенном оружии. Таким ору­жием и стала философия, категории которой подверглись опреде­лённой обработке для их использования в богословии.

Следовательно, третьей причиной возникновения официальной бо­гословской доктрины стала борьба с ересями в самой Церкви.

 

Наиболее древними из греч. А. р. считаются Кодрат и Аристид, к-рые обратились с апологиями в защиту христ. веры к имп. Адриану (117-138) (Euseb. Hist. eccl. IV 3). Ок. 140 г. был записан «Диспут Ясона с Паписком о Христе» (̓Ιάσονος καὶ Παπίσκου ἀντιλογία περὶ Χριστοῦ), автором к-рого считают Аристона из Пеллы. Это произведение, фрагменты к-рого сохранились в апологии Оригена «Против Цельса», является наиболее ранним из дошедших до наст. времени сочинений, целиком посвященных антииудейской полемике.

Самый известный из греч. А. р. II в.- мч. Иустин Философ († 166). Родившись в Палестине в языческой семье, он обратился в христианство после долгих поисков истины. Мч. Иустин, после обращения продолжавший «носить плащ философа», открыл в Риме одну из первых частных христианско-философских школ. Евсевий Кесарийский приписывает ему 8 сочинений (Hist. eccl. IV 18), из к-рых сохранились и достоверно принадлежат ему только 3: 1-я и 2-я «Апологии» (ок. 150 и 161) и «Диалог с Трифоном иудеем» (ок. 135). 1-ю «Апологию» св. Иустин адресовал императорам Антонину Пию (138-161) и Марку Аврелию (161-180, соправитель с 147), 2-ю - рим. сенату. Основной целью обоих произведений является защита христиан от преследования «за одно лишь имя» (nomen ipsum), а также попытка представить христианство достойным более внимательного и объективного взгляда со стороны просвещенных рим. самодержцев. 1-я «Апология», кроме того, содержит изложение христ. вероучения и первое описание таинств Крещения и Евхаристии в древней Церкви. «Диалог с Трифоном иудеем» представляет собой запись диспута мч. Иустина с ученым раввином Трифоном. В этой первой обширной апологии против иудаизма выражены 3 основные идеи: временное значение ВЗ в отличие от вечного и непреходящего смысла заповедей НЗ; оправдание поклонения Христу как Богу; богоизбранность христ. народов, составивших Нов. Израиль. Апологетический характер носит также речь мч. Иустина, сохранившаяся в составе его Мученичества.

У Евсевия (Hist. eccl. IV 26. 1; 27. 1) имеется свидетельство о свт. Аполлинарии, еп. Иерапольском, обратившемся с речью к имп. Марку Аврелию. Ему же принадлежали и др. апологетические сочинения: «К эллинам» в 5 кн., «Об истине» в 2 кн. и 2 кн. «К иудеям». Ритор Мильтиад также в царствование Марка Аврелия написал 2 кн. против эллинов, 2 кн. против иудеев и апологию христ. философии (Там же. V 28. 4; 17. 5). Ученик мч. Иустина Татиан (ок. 120-185) до своего уклонения в ересь написал «Речь к эллинам» (Λόγος πρὸς ῾´Ελληνας, после 165), в к-рой подверг уничижительной критике всю языческую культуру. Несмотря на резкость суждений, Татиан стремился к тому, чтобы добиться терпимости и уважения к новой вере. Проблема взаимоотношений Церкви и гос-ва на примере связи судеб Римской империи с христианством была развита св. Мелитоном, еп. Сардским, в «Апологии» (др. название - «Книжка к Антонину», Πρὸς ̓Αντωνῖνον βιβλίδιον, ок. 170, сохранилась только в отрывках), адресованной Марку Аврелию. Современником Татиана и Мелитона был Афинагор, христ. философ из Афин. Ему принадлежит «Прошение о христианах» (Πρεσβεία περὶ χριστιανῶν, ок. 177), направленное императорам Коммоду и Марку Аврелию, в к-ром он стремился доказать, что преследование христиан неразумно. В правление имп. Коммода (180-192) св. Аполлоний Эфесский произнес апологетическую речь, сохранившуюся в мученических актах.

Среди А. р. были и такие, к-рые адресовали свои произведения частным лицам. Из них прежде всего следует упомянуть последнего из греч. апологетов II в. св. Феофила Антиохийского, автора 3 кн. «К Автолику» (Πρὸς Αὐτολίκον, ок. 182), написанных для образованного и влиятельного язычника, имеющего предубеждения против христианства. Анонимное «Послание к Диогнету» (ок. 200) представляет собой апологию, составленную в форме письма для знатного язычника, желающего познакомиться с христ. религией.

В III в. апологии пишут Климент Александрийский и Ориген. В отличие от предыдущих апологий «Протрептик» («Увещание к эллинам», Προτρεπτικὸς πρὸς ̀λδβλθυοτεΕλληνας, нач. III в.) Климента Александрийского создан уже не столько для защиты христианства от нападок и преследований, сколько ради привлечения язычников к истинной вере. К жанру «Протрептика» близко и сохранившееся на сир. яз. «Слово к Антонину» Псевдо-Мелитона (нач. III в.). Самым значительным произведением раннехрист. греч. апологетики является соч. Оригена «Против Цельса» (Κατὰ Κέλσου, сер. III в.). Цельс был одним из наиболее серьезных критиков христианства из среды язычников. Долгое время его сочинение против христиан не имело достойного опровержения и только в лице Оригена, спустя ок. 75 лет, получило надлежащую отповедь.

Стимулом для дальнейшего написания апологий было появление в 260 г. 15 кн. «Против христиан» неоплатоника Порфирия. Ныне утерянное, сочинение содержало критику ВЗ и НЗ, жизни и учения Церкви. Первым ответом на него стал труд Евсевия Кесарийского «Евангельское приуготовление» в 15 кн. (Praeparatio evangelica, 312-322). Ему же принадлежит трактат «Против Иерокла» (311-313), неоплатоника, написавшего антихрист. соч. «Правдолюбец» (Θιλαλήτης) об Аполлонии Тианском, в к-ром он доказывал преимущества этого мага и философа перед Христом.

Список А. р., писавших на лат. языке, открывают рим. адвокат Минуций Феликс диалогом «Октавий» (Octavius) и Тертуллиан ( 160-220) соч. «К язычникам» в 2 кн. (Ad nationes, 197). Минуций Феликс многое заимствует из трактата Цицерона «О природе богов», а Тертуллиан, взяв за основу книгу Варрона «Antiquitates rerum divinarum» (Божественные древности), в к-рой содержится критика рим. религии, показывает суетность и ложность политеизма, призывая уверовать в единого Бога. Самым значительным апологетическим произведением Тертуллиана является его «Апологетик» (Apologeticum, ок. 197), адресованный рим. наместникам в Африке. В этом сочинении Тертуллиан помимо критики языческой религии утверждает, что вера в единого Бога естественна для человека, поскольку человеческая душа «по природе христианка» (17. 6). В заключении Тертуллиан свидетельствует, что никакие гонения не могут уничтожить настоящую веру: «Кровь мучеников есть семя христианства» (50. 13). Тему о душе как «христианке по природе», затронутую в «Апологетике», продолжает трактат Тертуллиана «О свидетельстве души» (De testimonio animae; 197). В отличие от греч. А. р. II в. Тертуллиан считает ненужным апеллировать к философии для доказательства истинности христ. веры, поскольку сама душа является лучшим свидетелем Истины. Из др. апологетических сочинений Тертуллиана выделяются послание к Скапуле, проконсулу Африки (Ad Scapulam; 212), а также трактат «Против иудеев» (Adversus Iudaeos; между 198 и 206), написанный под влиянием «Диалога с Трифоном иудеем» св. Иустина Философа. В сер. III в. свт. Киприан Карфагенский написал «Книгу о суетности идолов» (De idolorum vanitate), в к-рой он доказывает, что языческие божества суть не что иное, как цари, к-рым после смерти начали воздавать поклонение. В «Книге к Деметриану» (Ad Dеmetrianum, ок. 252), направленной против некоего Деметриана, обвинявшего христиан в том, что они являются причиной войн и стихийных бедствий, свт. Киприан утверждает, что идолослужение и в особенности гонения против христиан вызывают гнев Божий. Антииудейской полемике свт. Киприан посвятил «Три книги свидетельств» (Testimoniorum Libri III, ок. 249).

Среди поздних лат. А. р. следует упомянуть Арнобия Старшего († ок. 330), автора 7 кн. «Против язычников» (Adversus nationes; кон. III - нач. IV в.), из к-рых первые две апологетические, остальные - полемические, и Лактанция (ок. 250-330), ученика Арнобия, создателя апологии «Божественные установления» в 7 кн. (Divinae institutiones; 304-313). Последняя помимо собственно апологетического материала содержит древнейшую на Западе систему христ. вероучения. К ней примыкает соч. «О гневе Божием» (De ira Dei; ок. 303), написанное против язычников (особенно стоиков и эпикурейцев). В ней Лактанций защищает возможность применения к Богу слова «гнев». Апологетические темы развиваются и в др. сочинении Лактанция - «О смертях преследователей» (De mortibus persecutorum; ок. 314).

Несмотря на то что деятельность А. р. видимым образом мало способствовала ослаблению гонений на христиан, она, без сомнения, подготовила постепенную эволюцию сознания греко-рим. языческого общества в сторону принятия христ. религии. А. р. выступили во всеоружии совр. религ. и философских систем, используя их понятийный аппарат и нек-рые идеи (напр., учение стоиков о Логосе) для обоснования христ. веры перед лицом своих языческих современников. Одновременно они сделали первые шаги в формировании христ. богословской терминологии.

Отношение к языческой культуре среди А. р. было различным: от полного неприятия: «Что общего между Афинами и Иерусалимом?» (Tertull. De praescript. haer. 7) - до осознания себя наследниками того лучшего, что было когда-либо посеяно Божественным Логосом в мире: «Все, что сказано кем-нибудь хорошего, принадлежит нам, христианам» (Iust. Martyr. Apol. II 13). На фоне критики языческой религии и философии складывались собственно христ. представления о Боге, мире и человеке. Политеизму противопоставлялось учение о едином, вечном Боге, обладающем по преимуществу такими апофатическими свойствами, как нерожденность, беспредельность, бесстрастность, непознаваемость (ср.: Iust. Martyr. Apol. II 6; Tat. Contr. graec. 4; Athenog. Legat. pro christian. 10). Против философского учения о совечности Бога и материи нек-рые А. р. (Афинагор, Феофил Антиохийский) утверждали идею творения мира «ex nihilo» (из ничего). Вместо представления о роке и предопределении раскрывалось учение о Промысле Божием (Athenog. Legat. pro christian. 24; Minucius Felix. Octavius. 18). А. р. впервые начали развивать христ. учение о Пресв. Троице, используя филоновское и стоическое учение о Логосе. Христологическим вопросам уделялось меньше внимания по причине внешней ориентации богословия А. р. (исключение составляет лишь мч. Иустин). Из остальных тем, затрагиваемых А. р., можно выделить проблему образа и подобия Божия в человеке (Tat. Contr. graec. 7-11), вопросы о первородном грехе (Theoph. Antioch. Ad Autol. II 17), о воскресении, опровержение античного представления о судьбе и др.

В целом сочинения А. р. имели исключительно важное значение для самосознания христ. Церкви. Будучи во мн. вопросах первопроходцами, А. р. проложили путь для дальнейшей христианизации эллинизма и формирования целостной системы христ. богословия.

Билет 9.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: