Негативное влияние архитектурных строений XIX века на экологию

Человеческие изменения произошли в различных фазах, включая период до индустриализации. Эти изменения были изучены через археологический отчет современных людей и их истории. Доказательствами, что бесклассовые общества, как фуражиры и треккеры, смогли изменить пейзаж, был прорыв в исторической экологии и антропологии в целом. Используя подход, который объединяет историю, экологию и антропологию, история пейзажа может наблюдаться и выводиться через следы различных механизмов, которые изменили его, антропогенный или иначе. Понимание уникального характера каждого пейзажа, в дополнение к отношениям среди пейзажей и формам, которые включают пейзаж, ключевое для понимания исторической экологии.

История промышленного развития России началась 400 лет назад с появлением кустарных предприятий. Чуть позднее, в 1630-х годах, на Урале начали возникать первые заводы по производству чугуна. При Петре I Россия стала представлять собой, по выражению историка Василия Ключевского, «единый завод» — к тому моменту в стране имелось уже свыше 800 промышленных предприятий.

В то же время начали возникать и первые ограничения, связанные с промышленной деятельностью. Изначально эти ограничения касались лишь мер пожарной безопасности. Важность экологических проблем впервые обозначил Петр I в 1719 году в указе «О запрещении засоривать Неву и другие реки нечистотою». Чуть позднее, при Елизавете Петровне, работа фабрик или кузниц в радиусе около 200 км от Москвы была запрещена.

Территориальные ограничения для постройки новых промышленных предприятий были законодательно зафиксированы в Строительном уставе в 1832 году. Согласно документу, в городах вводился запрет на строительство предприятий, способных нанести вред воздуху или воде. В Петербурге и Москве запрещалось строить заводы, где для производства было необходимо использовать дрова или уголь.

В последнюю четверть XIX века в России начался процесс активной индустриализации. Государство взяло курс на ускоренное промышленное развитие, в связи с чем в Москве проблема загрязнения водоемов встала особенно остро. В конце 1880-х годов были приняты специальные указы, по которым любой человек нес ответственность за несоблюдение промышленного законодательства. Виновный в постройке загрязняющих воздух или воду заводов подвергался денежному штрафу, иногда даже и аресту, а его предприятия немедленно уничтожались.

С 1917 года экологическая проблема обострилась еще сильнее. В 1920 году был принят план индустриализации страны ГОЭЛРО. По замыслу этот план должен был привести к восстановлению экономики страны, и в соответствии с планом со второй половины 1920-х годов в России развернулось широкое строительство промышленных предприятий.

В большинстве российских провинциальных городов основной экологической проблемой являлось загрязнение водоемов, дворов, улиц и площадей бытовыми нечистотами1. По своей структуре это было биологическое загрязнение, вызванное отсутствием систематической уборки и утилизации бытовых отходов, неконтролируемым отведением стоков в городские реки и ручьи, неудовлетворительным содержанием выгребных и помойных ям, а также вываливанием их содержимого на близлежащие территории.

Дискомфорт от антисанитарной обстановки становился все заметнее с увеличением плотности городского населения, поэтому, с учетом специфики российской урбанизации, обострение данных проблем произошло на рубеже XIX–XX вв. в городах, где численность населения превышала 10 тыс. человек. Проблемы городского загрязнения обратили на себя внимание общественности и нашли отражение, как в медицинских исследованиях, так и в периодической печати. Существенный вклад в антисанитарное состояние крупных городов вносило промышленное загрязнение. Причем, иногда от фабрикантов в качестве оправдания сброса сточных вод в городские реки можно было услышать весьма оригинальные трактовки «полезных» свойств промышленных стоков, которые посредством едких испарений способствуют очищению воздуха «от зародышей и микробов всякого рода эпидемий». Несмотря на то, что обострение экологических проблем и постоянная угроза эпидемий обусловили становление городской санитарной организации, деятельность санитарных комиссий носила несистематический характер и активизировалась обычно накануне эпидемий.

Органы городского общественного управления в соответствии с Городовым Положением 1870 г. пытались нормализовать ситуацию и предотвратить чрезмерное загрязнение территории и водных ресурсов путем издания обязательных постановлений по предметам городского благоустройства, призванных законодательно ограничить негативное воздействие на городскую среду. На государственном уровне санитарное законодательство только лишь начинало оформляться и представляло собой совокупность несистематизированных разновременных законов и положений. Но вместе с тем, как отмечает Э.Г. Истомина, увеличение антропогенной нагрузки «привело к расширению законодательной природоохранной практики» в исследуемый период1. Однако становление данного законодательства сопровождалось повсеместным неисполнением оного, что, главным образом, объяснялось отсутствием надлежащего контроля за исполнением постановлений.

Как показал пример Иваново-Вознесенска, испытывавшего в течение ряда лет серьёзные проблемы из-за промышленного загрязнения р. Уводи, фабриканты приступили к их решению, когда загрязненная речная вода начала наносить экономический ущерб производству. Стоит только заметить, что организованная ими система централизованного удаления промышленных стоков выводила их в реку сразу за последней фабрикой вниз по течению, что по большому счету не решало экологическую проблему. Технологическая модернизация городской инфраструктуры была чрезвычайно дорога для городского бюджета, а потому во многих городах вплоть до XX в. сохранялись архаичные способы снабжения горожан водой и утилизации отходов. Городские управы без финансовой поддержки Правительства в виде ссуд и займов были не в состоянии приступить к устройству водопроводов. Примечательно, что зарубежные историки, изучающие санитарные проблемы российских городов, видят первопричину неудовлетворительного состояния последних в авторитарной природе государственной власти, которая явилась источником отсталости Российской Империи в плане развития санитарии и решении экологических проблем, отечественные же исследователи полагают, что причиной тому явился низкий уровень общей культуры граждан, а также политика государственной власти, ориентированная на переложение основного груза по реализации и финансированию санитарно-технических мероприятий на органы городского общественного управления.

Таким образом, на основе выявленных закономерностей возникновения экологических проблем в городах XIX – начала XX вв. и механизмов их решения необходимо сделать некоторые обобщения. Экологические проблемы проявили себя в условиях сохранения традиционных форм природопользования при значительном увеличении плотности населения1. В условиях неразвитой городской инфраструктуры проблема биологического загрязнения хозяйственно-бытового происхождения была характерна для большинства европейских и американских городов начала XIX в. и для российских городов второй половины XIX – начала XX вв. Технологическая модернизация городской инфраструктуры, будучи чрезвычайно затратной для городских бюджетов, приводила не только к решению ряда проблем городского благоустройства, но и к обострению некоторых экологических проблем в черте города. Решение проблем городского загрязнения являлось не столько технической задачей, сколько результатом синтеза научных, социокультурных и политических представлений о необходимости создания благоприятных и безопасных для здоровья горожан условий проживания.

Период XIX – начала XX вв. ознаменовался резкими сдвигами в развитии общества. Становление индустриально-капиталистических отношений в странах Европы и в России чётко обозначило проблемы разрыва человека с природой, подавления творческой сущности человеческой личности рамками фабричной специализации. Рост производства и потребления в рамках индустриальной рыночной экономики уже в XIX в. позволил поставить проблему распределения природных ресурсов и связанную с ней тему регулирования рождаемости. Первой реакцией на эту тему стала концепция Т. Мальтуса о перенаселении, открыто отрицавшая возможность роста благосостояния беднейших слоёв населения. Позже эта концепция получила обоснование в теориях социодарвинистов Д. Гексли и Э. Геккеля. Охрана окружающей природы - проблема глобальная. Любое техногенное вмешательство в сложную по своей структуре систему, называемую "окружающей средой", со стороны инженерной и хозяйственной деятельности человека всегда нарушает равновесие, формируя техногенные процессы негативно, и лишь в отдельных исключительных случаях - позитивно, влияющие на изменение свойств окружающей среды.

Следует помнить, что строительная отрасль и ее сооружения влияют на компоненты ландшафта, для воздушных потоков рельеф создается заново, поскольку высота и взаиморасположение зданий перераспределяют воздушные массы, влияют на их состояние. Все это не может не сказаться на окружающей среде и качестве жизни населения. На этапе строительства основными факторами загрязнения окружающей природной среды являются земляные работы, материалы, которые используются, побочные продукты от задействованной техники, шумовое и вибрационное воздействие (прежде всего на людей). Если речь идет о вторичном строительстве с демонтажем ранее застроенной территории, то определяющим негативным фактором выступает обилие мусора, пыли и прочих отходов, а также свалки.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: