Неоплатонизм (III—VI вв.)

Институт современного искусства

Курс

Философия

Лекция «Античная философия: эллинистическая и римская философия»

Апреля 2020 года

Вопросы лекции:

1. Стоицизм. Своеобразие учения Стои по сравнению с другими философскими школами античности. Важнейшие имена и сочинения.

Ранняя Стоя: Зенон, Клеанф, Хрисипп. Определение философии и три ее части: логика, физика и этика. Физика: постулат о единстве космоса; учение о началах. Учение о причинности; понятие «мировой симпатии»; учение о судьбе и провидении (фатализм). Учение о строении души и судьбе ее после смерти. Этика: понятие долга в этике стоиков; учение о благе и добродетели; смысл тезиса «жить по природе»; идеал стоического мудреца. Стоический космополитизм.

Средняя Стоя: Панеций и Посидоний. Реформирование стоической философии за счет платонической философии: новации в космологии, психологии и этике.

Римский стоицизм. Развитие этической проблематики стоицизма у Сенеки, его трактовка логической и физической частей школьной доктрины; основные положения и понятия его нравственно-религиозного учения; значение призыва Сенеки быть самим собой. Значение литературных жанров письма, увещания, утешения в позднем стоицизме. Практическая этика Эпиктета, философия как врачевание больной души, интерпретация стоической триады благо-зло-безразличное. Император Марк Аврелий и его моральная философия в сочинении «Наедине с собой».

 

2. Эпикуреизм. Эпикур: личность и учение, основание «Сада» как философского сообщества и школы, восприятие учения эпикурейцев в античности. Каноника Эпикура: основные понятия и представления. Физика: учение об атомах; отличие атомизма Эпикура и Демокрита. Этика: смысл тезиса «жить по природе»; величайшее благо согласно Эпикуру; идеал мудреца. Представления эпикурейцев о богах.

Римский эпикуреизм. Лукреций как популяризатор идей Эпикура и его поэма «О природе вещей».

 

3. Скептицизм. Скептицизм Новой Академии (Аркесилай и Карнеад) и скептицизм Пиррона из Элиды. Историко-философские основания скептицизма. Смысл противопоставления скептицизма и «догматизма»; отличие скептического способа рассуждения от рассуждений других философов (Гераклита, Демокрита, Протагора, академиков, ученых-эмпириков) согласно школьному учению. Смысл скептического выражения «воздерживаюсь от суждений», понятие «эпохэ».

 

Греко-римская философия на рубеже тысячелетий (I в. до н.э.—III в. н.э.).

Филон Александрийский. Платоновская философия и библейское откровение у Филона: использование платоновского Тимея для толкования на ветхозаветную Книгу Бытия. Интерпретация идей как мыслей Божиих. Учение о Логосе как творящем начале и «втором боге»; понятие творящих «сил» Бога и понятие «семенных логосов» у стоиков (историко-философские параллели). Признание вечности материи и понимание ее как причины зла в мире.

Эклектика.

Марк Туллий Цицерон. Идейные источники философии Цицерона. Цицерон о природе богов и происхождении идей бога. Проблема свободы и необходимости, проблема смерти. Политические взгляды Цицерона.

Неоплатонизм (III—VI вв.).

Плотин. Источники философии Плотина. Общая оценка характера платонизма неоплатонической доктрины. Значение тематического и хронологического порядка трактатов Плотина для реконструкции его учения. Иерархия бытия согласно Плотину; учение о космосе, Душе, Уме и Едином. Плотин о мистическом единении с высшим началом.

Развитие неоплатонической доктрины у Порфирия. Порфирий как оригинальный философ, комментатор Аристотеля и критик христианства.

Император Юлиан как реставратор языческого культа и философии в связи с общей историей взаимоотношений официального христианства и философии в IV в.

 

6. Античная философия и патристика. Значение античной философии для философских традиций христианского Запада и арабо-мусульманского Востока в Средние века.

 

Первоисточники:

1. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Пер. М.Л.Гаспарова. М., 1986. Книга VII; книга X. https://imwerden.de/pdf/diogen_laertsky_o_zhizni_ucheniyakh_i_izrecheniyakh_filosofov_1986_text.pdf

2. Беседы Эпиктета / Пер. Г.А.Тароняна, М., 1997. https://royallib.com/book/epiktet/besedi.html

3. Лукреций. О природе вещей. М.-Л., Т. I. Текст поэмы, 1945. Т. II. Статьи, коммента­рии, фрагменты Эпикура и Эмпедокла. 1947. https://nsu.ru/classics/bibliotheca/lucretius.htm

4. Марк Аврелий Антонин. Размышления / Пер. А.К.Гаврилова. СПб., 1985. https://imwerden.de/pdf/mark_avrely_antonin_razmyshleniya_1985_text.pdf

5. Сенека. Нравственные письма к Луцилию / Пер. С.Ошерова. М., 1977. http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1346570000

6. Цицерон. Философские трактаты / Вступит. статья Г.Г. Майорова. Пер. М.И.Рижского. М., 1985.

7. Фрагменты ранних стоиков / перевод и комментарии А.А.Столярова. Т. 1-3, М., 1998-2010. http://www.mgl.ru/library/6/Stoiki_I_Zenon.html

Учебные пособия и словари:

1. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.

2. Гусейнов А., Иррлитц Г. Краткая история этики. Эпикур. Зенон. Электронный ресурс: Библиотека Гумер. https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Gus_Etika/_Index.php

3. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. I. Античность. СПб., 1994. (Часть 3. Открытие человека). Электронный ресурс: http://yanko.lib.ru/books/philosoph/reale_antiseri-1-2_tom-antic-srednevekovie-2003-8l.pdf

4. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. Гл. Зенон. Эпикур. Неоплатонизм

Электронный ресурс: https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Skirb/index.php

 

Интернет видео-ресурсы:

Лекция Л. Сиднева. Антропоцентризм.Эпикуреим. Стоицизм. Скептицизм. Философия эпохи эллинизма. Лекции по философии. Электронный ресурс: https://www.youtube.com/watch?v=BDFnDZ3fLRE

 

Задания по лекции (на выбор одно задание):

1. Выбрать одно или несколько писем Сенеки из его книги «Нравственный письма к Луциллию» и написать эссе-письмо на тему «Луциллий приветствует Сенеку» (объем примерно 1-1,5 стр.). Можно также прочитать «Письмо Менекею» Эпикура и написать ответ на него. Письмо должно содержать обсуждение предложенной Сенекой (Эпикуром) темы. 

Один из возможных вариантов письма – отвечать Сенеке с позиций любой другой философской школы этого периода (эпикуреизма, скептицизма или кинизма). Соответственно отвечать Эпикуру можно с позиций стоицизма, кинизма или скептицизма.

В Вашем письме должны обязательно присутствовать цитаты из письма (писем), на которое Вы отвечаете.

Форма предоставления – текстовый файл. Прислать на почту.

 

2. Прочитать статью Г.Г. Майорова «Цицерон как философ». Электронный адрес: http://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1362068695.

Ответить на вопросы:

1. О каких смыслах понятия «эклектизм» говорит автор статьи? В каком смысле, по мнению автора статьи, можно говорить об эклектизме Цицерона?

2. Какие классические и эллинистические школы, греческие философы и в чем именно повлияли на формирование философии Цицерона?

3.  Какова главная, конечная цель философского творчества Цицерона, по мнению автора статьи?

4. Как сам Цицерон относился к греческой философии?

5. Что позволяет автору статьи причислить Цицерона к просветителям и гуманистам?

6. Как Цицерон решает вопрос о природе богов? Можно ли доказать существование богов?

7. Существует ли судьба? Как связаны судьба и необходимость? «Мешает» ли необходимость человеческой активности, по мнению Цицерона?

8. Какую роль сыграл Цицерон в европейской философии?

 

Форма предоставления – текстовый файл. Прислать на почту.

 

3. Предлагаю сделать пост на тему: «Секрет счастья от стоиков/скептиков/эпикурейцев)». Опубликуйте в любой из соцсетей в течение ближайшей недели (Facebook, ВКонтакте, Instagram) с хештегом #Sub specie aeternitatis. Пост может содержать как просто фотографию Вашего чтения произведения философа выбранной Вами школы (с комментарием) или плакат с цитатой этого философа, так и (краткое) размышление на тему прочитанного. Можете выложить видео с вашими впечатлениями.

Форма предоставления: ссылка на пост. Ссылку прислать на почту rol_olga.72@mail.ru

 

Материалы к лекции:

Этика: Курс лекций для студентов всех специальностей Государственного Университета Управления / Ролдугина О.Ю., Дубовицкая Н.С., Ермолаев В.Н., Кожевникова Л.В., Кожухарь Г.П., Ушаков В.В., Щербина А.И. – М.: ГУУ, 2009. – 258 с.

Лекция 4. Этика Древности и Средневековья.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: