Развитие навигационной картографии в России

 

Архивные документы свидетельствуют о существовании русских карт («чертежей») уже в конце ХV в. Одна из старых шведских морских карт ХVIIв., хранящаяся в морском музее Гётеборга, на которой показаны Белое море, Новая Земля и часть Баренцева моря, является копией русского «чертежа». На это указывает пометка на карте: «скопирована с Русского Царского чертежа».

На картах того времени часто, кроме приблизительных очертаний материков были рисунки с изображениями чудищ, извергающих из пасти ветры разных направлений, фантасти-ческих животных, растений, а также людей живущих в разных странах. В лоцийных описаниях, служивших дополнениями и пояснениями к этим картам, кроме полезных сведений, содержалось много небылиц. Так, в описаниях к картам, изданным в России в 1637г. (перевод с фламандского), приводились такие сведения об о.Мадагаскар «Царство магдайское, стоит на одном острову на море полуденном… Вера ж у них служат солнцу и огню, прилежат звездочтению и волхвованию… Бе же остров человекоядцы, нарекаемые на Фарсийском море. Человеческую и всяких зверей и скот плоти вкушают и кровь пьют…». Или: «Остров, живут на нем люди, главы у них видом песьи, человецы велицы страшливы, много на сем острову каменей драгоценных»[4]

В допетровский период искусство кораблевождения, особенно на Поморском Севере, на Урале, передавалось в семье от отца к старшему сыну под строгой клятвой не передавать сведения о навигационных приметах плавания вдоль побережья и по узкостям и перекатам рек никому. Нарушивший это обещание становился изгоем, проклятием семьи[5]. В принципе, это объяснимо: Беломорье и Урал часто подвергались набегам и разорениям иноземцев. Доступность сведений о труднопроходимых местах, изложенная в картах и лоциях облегчала возможность вторжений.

Лишь к концу ХV в., когда начала развиваться торговля, появились первые лоцманы-вожи, которые (все-таки без карт или не обнаруживая их перед иностранцами) проводили иноземные суда к городам и поселкам[6]. Некоторые лоцманы-проводники создавали свои глазомерные «дорожники». Внешне они могли напоминать приведенную гравюру «Волок» из Ремезовской летописи, повествующей о походе Ермака в Сибирь. По таким гравюрам можно, например, приблизительно представить маршрут движения дружины Ермака.

Но Семен Ульянович Ремезов[7] вполне может считаться первым уральским картографом, составившим более-менее пригодное к применению описание реки Чусовой и ее судоходных притоков. В апреле-июне 1703г. по результатам 83-дневного похода появились такие слова «Чюсовая река камениста, быстрая, крутолуковая, береги и утесы каменные, и в тех утёсах есть многие бойцы каменные». (орфография сохранена). Известно также, что Ремезов встречался с В. Атласовым, первооткрывателем Камчатки, а также, что он первый подарил Петру I первую карту Сибири (которую, кстати, некоторые западноевропейские державы использовали целый век, выдавая за исследования собственных картографов)[8].

Глазомерные карты поморов оказали большую помощь первым исследователям Северного Ледовитого океана – Розмыслову, Литке, Пахтусову и получили их высокую оценку.

По указу царя Алексея Михайловича были положены на карту устья Волги и берега Каспийского моря с указанием глубин. Цель – устройство надежного морского сообщения между Астраханью и портами Каспийского моря, возможности прохода в устье Волги к городам, расположенным в нижнем ее течении.

В петровский период «Карта Западной и Южной России» была издана в Амстердаме в 1699г. Там же, по личному указанию и рекомендациям Петра I, уроженец Беларуси И.Ф.Копиевский составил и выпустил в свет первую на русском языке звездную карту, с посвящением «боярину Ф.А.Головину», которая в подлиннике до сих пор хранится в Санкт-Петербурге.

Петровские геодезисты проводили съемки с промерами глубин и составляли карты многих районов Балтийского моря, начиная с 1710г., в период затяжной войны со Швецией. Особенно ценными были работы военного инженера Ивана Любераса. Его сводная рукописная карта существенно помогла при изготовлении уточненных атласов Балтийского моря. Первый такой атлас был издан на русском языке в 1714г. К нему прилагалось 12 схем финских шхер. Это составленное Кононом Зотовым навигационное пособие называлось так: «Книга размерная градусных карт Ост-зее или Варяжского моря». Оно предназначалось для штурманов русского флота при плаваниях в Балтийском и Северном морях.

Корабли Петровского флота, как правило, снабжались голландскими навигационными картами, или, как их тогда называли, «вагенарами» - по имени известного гидрографа Луки Вагенара.

В 1721г. в Петербурге при Морской академии была открыта типография с гравировальней для печатания морских карт с медной гравюры. Здесь в 1728г. издана первая карта Белого моря.

Опись и карта Каспийского моря были впервые составлены известным петровским мореплавателем Ф.И.Саймоновым и офицерами К.П.Варденом и В.А.Урусовым. Именно за карту Каспийского моря Петр I, руководивший работой, был избран членом Парижской Академии наук.

Камчатские экспедиции В.И.Беринга (1681-1741г.г.) и А.И.Чирикова (1703-1748г.г.) дали большой материал для описи и картографирования северной части Тихого океана и особенно берегов Северной Америки. По итогам экспедиции в середине ХVIII века штурманом И.Елагиным была составлена карта этих районов.

Опись и более точную карту Белого моря и части Северного Ледовитого океана составил в 1757г. штурман Токмачев. Рукою М.В.Ломоносова была сделана карта Полярного бассейна.

В 1769г. издана «Роспись книгам и морским картам, напечатанным без переплета при типографии Морского шляхетского кадетского корпуса». В ее первом выпуске приводилось 99 наименований.

Регулярное и массовое изготовление навигационных карт в России началось лишь в 1777г., когда в Петербурге было основано Центральное Картографическое производство флота.

В 1803г. в первое кругосветное плавание отправились военные шлюпы «Надежда» и «Нева», возглавляемые капитан-лейтенантами И.Ф.Крузенштерном (1170-1846г.г.) и Ю.Ф.Лисянским (1773-1837г.г.). В результате трехлетнего плавания были уточнены карты многих морей и океанов. Крузенштерн создал двухтомный «Атлас Южного моря» и к нему «Собрание сочинений, служащих разбором и изъяснением атласа». Этим пособием стали широко пользоваться другие русские мореходы. Крузенштерна считают одним из основоположников русской океанографии. Был избран членом-корреспондентом Академии наук.

В период кругосветной антарктической экспедиции Ф.Ф.Беллинсгаузена (1778-1852г.г.) и М.П.Лазарева (1788-1851г.г.) на шлюпах «Восток» и «Мирный» в 1819-1821г.г. открыт и нанесена все карты мира новый материк Земли – Антарктида, а также ряд островов Атлантического и Тихого океанов. По материалам экспедиции в 1831г. был опубликован «Атлас к путешествиям», содержащий 19 карт.

Замечательными исследованиями, описью и нанесением на карту районов реки Амура, острова Сахалин и Татарского пролива, выполненными морским офицером Г.И.Невельским (1813-1876г.г.), завершился период великих русских открытий ХIХ века. Были существенно подправлены и дополнены географические и навигационные карты Приморья и Приамурья.

Результаты систематических съемок, проводившихся в 1825-1832г.г., легли в основу «Атласа Черного моря», составленного под руководством Е.П.Манганари. К этому же времени относится издание «Атласа Белого моря» по материалам наблюдений и промеров капитан-лейтенанта М.Ф.Рейнике.

В 1834г. общий тираж русских морских карт составил 6000 оттисков. К началу ХХ века, по инициативе капитана 2 ранга А.В.Янова, в производство карт внедрены фотографические методы.

За 1909г. мастерская отпечатала 95000 экземпляров разных карт, а в 1914г. годовая производительность литографии мастерской Главного гидрографического управления превысила 130000 экземпляров.

К 1917г. Главное гидрографическое управление флота располагало комплектом из 537 различных отечественных морских карт. Сведения о навигационно-гидрографических изысканиях на российских реках за этот период практически отсутствуют.

С развитием картографического производства за два десятилетия Советской власти совокупный тираж карт превысил полмиллиона экземпляров. Например, Первая Карская экспедиция 1920г. стала началом транспортной работы советского торгового флота. В экспедиции участвовало 16 пароходов, были уточнены промеры глубин и положения фарватера на многих сибирских реках и побережьях Карского моря. 10 марта 1921г. был учрежден Плавучий морской научный институт. Проводились исследования по маршруту Северного морского пути. В 1933г. был открыт Беломорско-Балтийский канал, в 1937г. – канал им. Ленина. Проводились работы по реконструкции и строительству новых плотин. Все это требовало гидрографических изысканий и навигационного картографирования.

Когда началась Великая Отечественная война, в распоряжении советских моряков находилось 1118 номеров навигационных карт и планов, а валовой тираж достиг миллиона оттисков.

В последние годы войны, когда вражеские войска уходили с какой-либо оккупированной территории, первостепенной задачей военных и гражданских моряков было траление основных судовых ходов и фарватеров, освобождение от сетей и боновых заграждений. Здесь особенно пригодились карты промеров глубин, которые порой уточнялись, но очень дорогой ценой, ценой жизни.

В 1954г. образовалось Камское водохранилище с весьма жестким ветро-волновым режимом. В тесном сотрудничестве с Гидрометслужбой, Камским БУП, судоходной инспекцией, конструкторским бюро и другими службами КРП изучался на протяжении нескольких лет «нрав» этого водного объекта и принимались решения по дооборудованию эксплуатирующихся, иногда весьма изношенных судов для безопасного плавания в новых условиях. Создавались и постоянно корректировались лоцийные карты и руководства для плавания по новому «рукотворному морю». Аналогичная ситуация наблюдается и в истории создания других водохранилищ по всему Советскому Союзу (Иваньковское – 1937г., Рыбинское – 1941-1947г.г., Куйбышевское – 1955-1957г.г., Волгоградское – 1958-1961г.г., Братское – 1961-1967г.г. и др.)

В результате послевоенных исследований Мирового океана и создания отечественных карт зарубежных акваторий у советских моряков почти отпала необходимость пользоваться иностранными картами.

В настоящее время комплект морских навигационных пособий включает в себя более 2000 карт, около 1500 других постоянных навигационных пособий (руководств, лоций, маршрутников, схем акваторий и т.п.) Комплект навигационных пособий для судов внутреннего плавания состоит из более 1500 карт внутренних водных путей, а также более 2000 других навигационных пособий.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: