Галишановой Алсу Фаритовны

Программа подготовлена на основе образовательной программы МАДОУ «Детский сад №88» и с учетом комплексной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Рабочая программа включает разделы: целевой, содержательный, организационный. Целевой раздел включает пояснительную записку с определением цели и задач по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

В содержательном разделе дается описание образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию; указываются формы, способы, методы и средства реализации программы; представлены учебно-тематический план с указанием основных тем, реализуемая педагогическая технология «Музыкальные шедевры» (О. П. Радынова). В приложении к рабочей программе представлена диагностика.

В организационном разделе указываются психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка старшего возраста и особенности организации развивающей предметно-пространственной среды по данной образовательной области, методические пособия.

Таким образом, рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» соответствует ФГОС ДО по данной области, комплексной программы «От рождения до школы» и может быть использована в воспитательно-образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста.

 

Воспитатель МАДОУ «Детский сад №88»: _____________ / А. Ф. Валеева

Подпись Валеевой А. Ф. заверяю.

 

Заведующий МАДОУ «Детский сад № 88»: _____________ Н.И. Галимова

                                          

                                         М. печати

 

 

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

стерлитамакский многопрофильный профессиональный колледж

(ГАПОУ СМПК)

 

Рабочая программа

по образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие»

для старшей группы

 

Разработала

Студентка IV курса, группы ДО-47

специальности 44.02.01

Дошкольное образование

Галишанова Алсу Фаритовна

на основе Образовательной программы

МАДОУ «Детский сад №88»

 

 

Стерлитамак, 2020

Содержание

№ п/п Разделы стр.
1 Целевой раздел 3
1.1 Пояснительная записка 3
1.2 Цели и задачи Программы 3
1.3 Принципы и подходы к формированию Программы 3
1.4 Значимые для разработки и реализации Рабочей программы характеристики 3
1.5 Возрастные характеристики детей старшего дошкольного возраста. 4
1.6 Планируемые результаты  4
1.7 Социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.   5
1.8 Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Рабочей программе. 6
2 Содержательный раздел 6
2.1 Общие положения 6
2.2 Описание образовательной деятельности в соответствии образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Специфика особенностей образовательной области. Технология О. П. Радыновой для детей старшего дошкольного возраста. 6
2.3 Учебно-тематический план старшего дошкольного возраста 7
2.4 Взаимодействие взрослых с детьми 17
3 Организационный раздел 19
3.1 Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка 19
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды 19
3.3 Материально-техническое обеспечение Рабочей прграммы 20
4 Краткая презентация Программы  

 

 

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 88» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан. Рабочая программа обеспечивает развитие детей в возрасте 5-6 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по образовательной области художественно-эстетическое развитие.

 

1.2.  Цели и задачи Рабочей программы

Цели Рабочей программы достигаются через решение следующих задач:

приобщение к музыкальному искусству; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений;

развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса;

формирование элементарных представлений о видах искусства;

воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности.

1.3. Принципы и подходы к формированию Рабочей программы

1. В соответствии со Стандартом Рабочая программа построена на следующих принципах:

2. Поддержка разнообразия детства.

3. Сохранение уникальности и самоценности детства.

4. Возрастная адекватность образования.

5. Развивающее вариативное образование.

6. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей.

7. Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы.

8. Принцип научной обоснованности и практической применимости, согласно которому содержание Рабочей программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования; отбор образовательного материала для детей учитывает не только зону ближайшего развития, но также возможность применения полученной информации в практической деятельности детей.

9. Принцип развивающего образования. Применение принципа развивающего образования ориентирует педагогов на построение образования в зоне ближайшего развития ребенка.

 

1.4.  Значимые для разработки и реализации Рабочей программы характеристики

Группа воспитанников дошкольного учреждения.


№ п/п  Возрастная группа и название  Возраст  Количество детей
3 Старшая логопедическая группа «Незабудки»» с 5 до 6 лет 19
5 Старшая группа «Колобок» с 4 до 5 лет 26
8 Старшая группа «Волшебная страна» с 6 до 7 лет 19
9 Старшая группа «Солнечный городок» с 5 до 6 лет 31

 

 

1.5.  Возрастные характеристики детей старшего дошкольного возраста.

Пятый-шестой год жизни.

Происходит существенное развитие детского восприятия, Вместе с тем эстетическое восприятие продолжает характеризоваться фрагментарностью; оно тесно связано с личным опытом ребенка, его интересами. 

 Дети способны:

- к элементарной эстетической оценке художественного образа, 

- к осознанию некоторых эстетических средств,

 На пятом году жизни расширяются представления детей о музыке как искусстве, накапливается музыкально-слушательский опыт. Дети начинают понимать, что музыка может о чем-то рассказывать. Они более внимательно прислушиваются к ее звучанию, различают празднично-веселые, нежные, грустные, спокойно-сосредоточенные интонации, начинают выделять и улавливать наиболее яркие, контрастные изменения средств музыкальной выразительности на протяжении всего музыкального произведения (изменения темпа, динамики, регистров). С удовольствием слушают музыку классическую, народные песенные и плясовые мелодии, современные детские песни. У детей начинает формироваться более устойчивый интерес к восприятию музыки, появляются собственные предпочтения, любимые произведения. У них развивается музыкальная память, дети начинают запоминать и узнавать знакомые музыкальные произведения.

Интенсивно развиваются музыкальные способности — ладовое чувство, чувство ритма, музыкально-слуховые представления. Особенно отчетливо это прослеживается в разных видах музыкальной деятельности. В певческой деятельности ребенок чувствует себя более уверенно за счет укрепления и развития голосовых связок и всего голосового и дыхательного аппарата, развития вокально-слуховой координации, расширения певческого диапазона (ре первой октавы — до, до-диез второй октавы), формирования более четкой дикции. У большинства детей голос приобретает относительно высокое звучание, определенный тембр. Дети могут петь более сложный в вокальном отношении репертуар, исполняя его совместно со взрослым, сверстниками и индивидуально.

 

1.6. Планируемые результаты

В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Рабочей программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка к концу дошкольного образования.

Реализация образовательных целей и задач Рабочей программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка. Основные характеристики развития ребенка представлены в виде изложения возможных достижений воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного детства.

Целевые ориентиры в образовательной программе определены по образовательной области «Художественно-эстетического развития» старшего дошкольного возраста.

 

 

 

1.7.  Социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

 

Образовательная область Старший дошкольный возраст
Художественно- эстетическое развитие Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу, самостоятельность в художественной продуктивной деятельности; способен сопереживать неудачам и радоваться успехам других; обладает развитым воображением; знаком с произведениями детской литературы; владеет основными музыкальными движениями. Проявляет интерес к искусству народов РБ (произведения художников, музыкальное искусство, фольклор и литература)

 

Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.

Рабочая программа строится на основе общих закономерностей развития личности детей дошкольного возраста с учетом сенситивных периодов в развитии.

Организация системы мониторинга в детском саду. В процессе системы мониторинга исследуются творческие и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, диагностических заданий.

Результаты освоения Рабочей программы раскрывают динамику формирования возможных достижений воспитанников в каждый возрастной период по всем направлениям развития детей 1 раз в год - в конце учебного года (май).

1.8. Развивающее оценивание качества по художественно-эстетическому развитию.

Целевые ориентиры, представленные в Рабочей программе:

-не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;

-не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям

образовательной деятельности и подготовки детей; -не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.

Рабочая программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая: педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации.

Рабочая программой предусмотрены следующие уровни системы оценки качества:

• диагностика развития ребенка, используемая как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по Рабочей программе;

• внутренняя оценка, самооценка деятельности ДОО;

• внешняя оценка ДОО, в том числе независимая профессиональная и общественная оценка. На уровне ДОО система оценки качества реализации Рабочей программы решает задачи:

Система оценки качества дошкольного образования:

- должна быть сфокусирована на оценивании психолого-педагогических и других условий реализации основной образовательной программы в ДОО в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», определенных Стандартом;

- исключает использование оценки индивидуального развития ребенка в контексте оценки работы ДОО;

- исключает унификацию и поддерживает вариативность программ, форм и методов дошкольного образования;

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Общие положения

В содержательном разделе представлены:

- описание модулей образовательной деятельности в соответствии с направлением развития ребенка в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», с учетом используемых вариативных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;

- описание форм, способов, методов и средств реализации Рабочей программы с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей, мотивов и интересов;

2.2. Описание образовательной деятельности в соответствии образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Реализация Рабочей программы обеспечивается на основе вариативных форм, способов, методов и средств, представленных в образовательной программе, методических пособиях, соответствующих принципам и целям Стандарта и выбираемых педагогом с учетом многообразия конкретных социокультурных, географических, климатических условий реализации Рабочей программы, возраста воспитанников, состава групп, особенностей и интересов детей.

Любые формы, способы, методы и средства реализации Рабочей программы должны осуществляться с учетом базовых принципов Стандарта и раскрытых в разделе принципов и подходов Рабочей программы, то есть должны обеспечивать активное участие ребенка в образовательном процессе в соответствии со своими возможностями и интересами, личностно-развивающий характер взаимодействия и общения.

При подборе форм, методов, способов реализации Рабочей программы для достижения планируемых результатов, описанных в Стандарте в форме целевых ориентиров и представленных в разделе Рабочей программы, и развития в художественно-эстетической образовательной области, необходимо учитывать общие характеристики возрастного развития детей и задачи развития для каждого возрастного периода.

Старший дошкольный возраст. Художественно-эстетическое развитие

В области художественно-эстетического развития ребенка основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для: – развития у детей интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства (музыкального), развития способности к восприятию музыки.

Программа относит к образовательной области художественно-эстетического развития приобщение детей к эстетическому познанию и переживанию мира, к искусству и культуре в широком смысле, а также творческую деятельность детей в изобразительном, пластическом, музыкальном, литературном и др. видах художественно-творческой деятельности. Эстетическое отношение к миру опирается прежде всего на восприятие действительности разными органами чувств. Взрослые способствуют накоплению у детей сенсорного опыта, обогащению чувственных впечатлений, развитию эмоциональной отзывчивости на красоту природы и рукотворного мира, сопереживания персонажам художественной литературы и фольклора. Взрослые знакомят детей с классическими произведениями литературы, живописи, музыки, театрального искусства, произведениями народного творчества, рассматривают иллюстрации в художественных альбомах, организуют экскурсии на природу, в музеи, демонстрируют фильмы соответствующего содержания, обращаются к другим источникам художественно-эстетической информации.

Взрослые создают возможности для творческого самовыражения детей: поддерживают инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении ребенком художественных замыслов; вовлекают детей в разные виды художественно-эстетической деятельности, в сюжетно-ролевые и режиссерские игры, помогают осваивать различные средства, материалы, способы реализации замыслов. В изобразительной деятельности (рисовании, лепке) и художественном конструировании взрослые предлагают детям экспериментировать с цветом, придумывать и создавать композицию; осваивать различные художественные техники, использовать разнообразные материалы и средства. В музыкальной деятельности (танцах, пении, игре на детских музыкальных инструментах) – создавать художественные образы с помощью пластических средств, ритма, темпа, высоты и силы звука. В театрализованной деятельности, сюжетно-ролевой и режиссерской игре – языковыми средствами, средствами мимики, пантомимы, интонации передавать характер, переживания, настроения персонажей.

    Специфика особенностей образовательной области. Технология О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель программы — формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Ориентация ребенка-дошкольника на ценности музыкальной культуры как части общей духовной культуры имеет важное значение не только для музыкального, но и общего развития ребенка, нравственно-эстетического становления личности.

Автором впервые создана научно обоснованная и методически выстроенная система формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста, включающая принципы, содержание, методы и формы работы, учитывающая индивидуальные и психо-физиологические особенности детей, взаимосвязанная со всей воспитательно-образовательной работой в детском саду.

Ядром понятия «музыкальная культура дошкольника» является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства, которая играет для ребенка роль первоначальной положительной оценки и способствует формированию интереса к музыке, начал вкуса, представлений о красоте. Развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия, (эмоционально-оценочного отношения к музыке) ведет к проявлениям предпочтений, желания слушать музыкальные произведения, являющиеся шедеврами искусства, рождает творческую активность.

В центре программы — развитие творческого слышания музыки детьми, которое предполагает побуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности — музыкальной, музыкально-двигательной, художественной.

В разработанной системе формирования основ музыкальной культуры дошкольников (принципы, содержание, методы, формы организации музыкальной деятельности) обеспечивается динамика развития эмоционально-оценочного отношения детей к музыке — от эмоциональной оценки (ранний и младший возраст к опенке, все более опосредуемой деятельностью мышления и воображения и приобретающей эмоциональноинтеллектуальный, познавательно-оценочный характер.

 

2.3 Учебно-тематический план старшего дошкольного возраста:

 

Сентябрь

Вид деятельности Программное содержание Репертуар
Музыкально-ритмические движения: упражнения пляски игры творчество                  1.Музыкально-ритмические навыки:развивать чувство ритма, умение передавать в движении характер музыки. Свободно ориентироваться в пространстве. Познакомить с движениями хоровода, менять движения по музыкальным фразам. 2.Навыки выразительного движения:развивать внимание,двигательную реакцию. Учить импровизировать движения разных персонажей.   «Марш» Надененко, «Упражнение для рук» Шостакович, «Великаны и гномы» Львов-компанеец,  «Попрыгунчики» Сметана,  «Русский хоровод» Ломова,   «Чей кружок быстрее соберется» обр. Ломовой, «Плетень» обр. Каплуновой.  
Слушание: Восприятие музыкальных произведений Упражнение для развития слуха и голоса Учить детей различать жанры музыкальных произведений. Воспринимать бодрый характер, четкий ритм, выразительные акценты, настроение, динамику. Развивать ритмический слух, различать звуки б 3.   «Марш деревянных солдатиков» Чайковский, «Голодная кошка и сытый кот» Салманов, «Тук, тук молотком» р.н.м.  
Пение: Развитие певческих навыков творчество Формировать певческие навыки: петь легким звуком, в диапазоне ре1- до2, брать дыхание пере началом пения и между музыкальными фразами. Учить инсценировать песню. Формировать умение сочинять мелодии разного характера.   «Бай-бай, качи» «Жил-был у бабушки» обр. Каплуновой, «Урожай собирай» Филиппенко,   «Дин - дон».    
Игра на музыкальных инструментах: Учить детей исполнять простейшие песенки на детских музыкальных инструментах (коробка, треугольник).   «Строители».
Самостоятельная деятельность: Побуждать детей заниматься музыкальной, театрализованной деятельностью.   Фланелеграф, лесенка, пальчиковый театр, металлофон.  
Развлечение: Стимулировать совместную музыкально-игровую деятельность, развивать эмоциональную отзывчивость.   «Здравствуй, детский сад!»

Октябрь

Вид деятельности Программное содержание Репертуар
Музыкально-ритмические движения: упражнения танец игры творчество                  1.Музыкально-ритмические навыки:Учить детей слышать, различать и отмечать в движении смену регистров Закреплять умение детей выполнять движения плавно, мягко и ритмично. 2.Навыки выразительного движения:Побуждать детей самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песен. Развивать ловкость и внимание.   «Марш» Золотарев,  «Поскачем» Ломова,  «Гусеница» Агафонников, Упражнения с лентами» Шостакович, «Ковырялочка» р.н.м., «Дружные пары» Штраус,   «Чей кружок» Ломова,  «Ловишка». «Шел козел по лесу» р.н.м.,  
Слушание: Восприятие музыкальных произведений Упражнение для развития слуха и голоса Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с произведениями классической музыки. Учить различать песенный, танцевальный, маршевый характер музыкальных произведений. Учить различать ритмические рисунки нескольких попевок.   «Осенняя песня» Чайковский, «На слонах в Индии» Гедике, «Парень с гармошкой» Свиридов,   «Определи по ритму» Тиличеева.    
Пение: Развитие певческих навыков творчество Формировать умение детей певческие навыки: умение петь легким звуком, произносить отчетливо слова, петь умеренно громко и тихо. Поощрять первоначальные навыки песенной импровизации.   «Осенние распевки», «Падают листья» Красев, «К нам гости пришли» Александров, «Здравствуйте!».     «  
Игра на музыкальных инструментах: Исполнять небольшие песенки на детских музыкальных инструментах индивидуально и небольшими группами.   «Смелый пилот».  
Самостоятельная деятельность: Совершенствовать звуковысотный слух детей, побуждать к самостоятельному музицированию. «Тук-тук, молотком» р.н.м.  
Развлечение: Воспитывать эмоционально- положительное отношение к музыкальным спектаклям.   «Гуси-лебеди».

Ноябрь

Вид деятельности Программное содержание Репертуар
Музыкально-ритмические движения: упражнения танец игра творчество                  1.Музыкально-ритмические навыки:Совершенствовать движение галопа, учить детей правильно выполнять хороводный и топающий шаг. Учить танцевать в красивом, ровном кругу хоровод. 2.Навыки выразительного движения: Точно реагировать на звуковой сигнал, проявлять выдержку. Побуждать детей выразительно передавать образ танцующей кошки.   «Марш» Робер,  «Всадники» Витлин, «Вертушки» Иорданский, «Топотушки» укр.н.м.,    «Полька» Штраус,  «Ворон» Тиличеева, «Кот и мыши» Ломова, «Кошачий танец» Каплунова.  
Слушание: Восприятие музыкальных произведений Упражнение для развития слуха и голоса Расширять представления детей о чувствах человека, существующих в жизни и выражаемых в музыке. Различать форму (три части) и слышать изобразительные моменты. Продолжать развивать ритмический слух детей.   «Сладкая греза» Чайковский, «Мышки» Жилинский,   «Ритмические полоски».  
Пение: Развитие певческих навыков творчество Совершенствовать певческий голос вокально-слуховую координацию. Закреплять практические навыки выразительного исполнения песен, обращать внимание на артикуляцию. Предлагать детям импровизировать детям ответ на вопрос.   «Моя Россия» Струве, «Бедный ежик» Ермолов, «Падают листья» Красев,     «Зайка, зайка, где бывал?» Скребкова.  
Игра на музыкальных инструментах:   Учить детей играть в ансамбле.   «Звенящий треугольник» Рустамов.  
Самостоятельная деятельность: Совершенствовать умение детей различать короткие и длинные звуки.   «Определи по ритму» Тиличеева.  
Развлечение: Приобщать детей к народному творчеству. «Весела была беседа".

Декабрь

Вид деятельности Программное содержание Репертуар
Музыкально-ритмические движения: упражнения хоровод игры творчество                  1.Музыкально-ритмические навыки:Развивать чувство ритма: звенеть погремушкой несложный ритмический рисунок, затем маршировать под музыку. Начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки. 2.Навыки выразительного движения: выразительно исполнять танцевальные движения: полуприседание с поворотом, «ковырялочка», притопы. Развивать творческие способности детей: учить составлять танцевальные композиции. «Погремушки» Вилькорейская, «Поскоки» Ломова, «Три притопа» Метлов,   «К нам приходит Новый год» Герчик,   «Не выпустим» р.н.м.,   «Вальс снежных хлопьев Чайковский.    
Слушание: Восприятие музыкальных произведений Упражнение для развития слуха и голоса Учить детей слушать и обсуждать прослушанную музыку разного характера: печальную, радостную, полетную и др. Способствовать развитию фантазии: передавать свои мысли и чувства в рисунке, в движении. Развивать тембровый слух детей. «Болезнь куклы» Чайковский, «Новая кукла» Чайковский,     «На чем играю?».
Пение: Развитие певческих навыков творчество Передавать радостное настроение песни. Различать форму: вступление, запев, припев, заключение, проигрыш. Учить петь умеренно громко, тихо. Побуждать детей сочинять плясовые и маршевые мелодии на слоги.   «Что нам нравится зимой?», «Елочная» Попатенко,     «Трень-брень», «Топ-топ».     «  
Игра на музыкальных инструментах: Учить детей импровизировать мелодии по одному и в ансамбле. Знакомые произведения играть слаженно, начиная игру после музыкального вступления.   «Часики» Вольфензон.  
Самостоятельная деятельность: Совершенствовать звуковысотный слух детей.   Знакомые игры.  
Развлечение: Создать радостную праздничную атмосферу. Вызвать желание принимать активное участие в утреннике.   «Лиса-проказница».

Январь

Вид деятельности Программное содержание Репертуар
Музыкально-ритмические движения: упражнения танец игры творчество                  1.Музыкально-ритмические навыки:Учить детей отмечать сильную долю такта в движении, менять движения в соответствии с музыкальной фразой. Формировать умение двигаться приставным шагом в сторону, вперед, назад.  2. Навыки выразительного движения:Совершенствовать умение детей самостоятельно начинать движение после музыкального вступления, согласовывать движения с движениями партнера. Учить детей свободно ориентироваться в пространстве.     «Передача платочка» Ломова, «Приставной шаг в сторону» Жилинский, Полька «Ну и до свидания!» Штраус, «Игра с бубном» Ломова.  
Слушание: Восприятие музыкальных произведений Упражнение для развития слуха и голоса Дать детям представление о развитии образа в музыке. Учить детей различать жанры музыкальных произведений (марш, песня, танец). Побуждать детей выражать свои мысли, чувства в рисунках, движениях. Развивать динамический слух детей. «Походный марш» Кабалевский, «Страшилище» Витлин,  «Найди шарик».  
Пение: Развитие певческих навыков творчество Петь без напряжения, легким, плавным звуком, в сопровождении музыкального инструмента и без сопровождения. Учить детей инсценировать песню, петь с солистами. Формировать умение сочинять мелодии разного характера.   «С нами, друг!» Струве, «Зимнее утро» Полякова, «Мишка» Бырченко.  
Игра на музыкальных инструментах: Учить детей играть на детских инструментах по одному и в ансамбле   «Гармошка» Тиличеева.  
Самостоятельная деятельность: Совершенствовать тембровый слух детей.   «На чем играю?»  
Развлечение: Способствовать развитию эстетического вкуса, умения ценить произведения искусства. «Зимушка-зима».

Февраль

Вид деятельности Программное содержание Репертуар
Музыкально-ритмические движения: упражнения пляски игры творчество                  1.Музыкально-ритмические навыки:Закреплять умение детей различать звучание мелодии в разных регистрах: поочередно маршировать девочек и мальчиков, идти в парах, согласуя движения с регистровыми изменениями. Самостоятельно менять движения в соответствии с трехчастной формой произведения. 2.Навыки выразительного движения:   Учить различать части, фразы музыкальных произведений, передавать их характерные особенности в движениях. Инсценировать песню не подражая друг другу.   «Смелый наездник» Шуман, «Шагают девочки и мальчики»,     «Круговая пляска» р.н.м.,   «Мы - военные» Сидельников.   «Я полю, полю лук».
Слушание: Восприятие музыкальных произведений Упражнение для развития слуха и голоса Знакомить с песнями лирического и героического характера, Воспитывать чувство патриотизма. Учить детей слышать изобразительные моменты в музыке, соответствующие названию пьесы. Развивать музыкальную память детей (знакомые попевки).     «Моя Россия» Струве, «Буденовец» Дубравин,   «Музыкальный домик».  
Пение: Развитие певческих навыков творчество Учить детей исполнять песню лирического характера напевно, чисто интонируя мелодию, отчетливо произнося слова; передавать в пении характер военного вальса, начинать петь сразу после вступления, ритмически точно исполняя мелодию. Импровизировать окончание несложной мелодии.     «Маме в день 8 Марта» Тиличеева, «Морской капитан» Протасов,     «Зайка» Бырченко.     «  
Игра на музыкальных инструментах: Учит детей играть на двух пластинах металлофона.   «Лиса по лесу ходила» обр. Попова.  
Самостоятельная деятельность: Побуждать детей самостоятельно играть, соблюдая правила игры. «Найди шарик».  
Развлечение: Развивать чувство сопричастности ко всенародным торжествам.   «Ты не бойся, мама!».

Март

Вид деятельности Программное содержание Репертуар
Музыкально-ритмические движения: упражнения пляски игры творчество                  1.Музыкально-ритмические навыки:Закреплять навык бодрого и четкого шага. Учить детей передавать мяч по кругу на сильную долю такта. Выполнять имитационные движения игры с мячом. 2.Навыки            выразительного движения: Закреплять у детей умение двигаться хороводным шагом, следить за осанкой, характерной для русского хоровода. Способствовать развитию танцевально- игрового творчества. Развивать быстроту реакции.     «Шла колонна» Леви,  «Передача мяча» Соснин,   «Русский хоровод» обр. Ломовой,   «Будь ловким» Ладухин,   «Где был, Иванушка?» р.н.м.    
Слушание: Восприятие музыкальных произведений Упражнение для развития слуха и голоса Учить различать средства музыкальной выразительности (как рассказывает музыка). Побуждать детей эмоционально воспринимать лирическую мелодию в ритме вальса. Развивать звуковысотный слух детей.     «Шарманка» Шостакович, «Вальс» Кабалевский,   «Лесенка» Тиличеева.  
Пение: Развитие певческих навыков творчество Учить детей петь легко, весело, четко произносить слова, различать музыкальное вступление, запев, припев. Предложить детям импровизировать окончание мелодии.   «Светит солнышко» Ермолов, «Так уж получилось» Струве,   «Играй, сверчок!» Ломова.    
Игра на музыкальных инструментах: Совершенствовать игру на металлофоне в ансамбле.   «Дождик» р.н.п.  
Самостоятельная деятельность: Закреплять умение детей различать звуки по высоте.   «Музыкальный домик».  
Развлечение: Вызвать интерес к слушанию музыки.   «Слушаем музыку».

Апрель

Вид деятельности Программное содержание Репертуар
Музыкально-ритмические движения: упражнения пляски игры творчество                  1.Музыкально-ритмические навыки:Учить двигаться ритмично пружинящим бегом, кружиться в парах на бегу. Учить переходить от энергичных движений к плавным, в зависимости отхарактера музыки и динамических изменений. 2. Навык выразительного движения:Развивать ловкость и быстроту реакции. Самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни.       «Вертушки» Степовой, «Цветные флажки»,   «Подгорка» р.н.м.,   «Ловушка» укр.н.м.,   «Как у наших у ворот» обр. Новоскольцевой.  
Слушание: Восприятие музыкальных произведений Упражнение для развития слуха и голоса Учит детей различать музыкальны образы, средства музыкальной выразительности: регистры, динамика, темп, тембр, ритм. Учить детей ясно излагать свои мысли и чувства, эмоциональное восприятие и ощущения.     «Баба Яга» Чайковский, «Вальс» Майкапар,   «Жучок» Каплунова.  
Пение: Развитие певческих навыков творчество Продолжать формировать умение петь легким звуком, брать дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами. Предавать в пении характер песни, петь умеренно громко и умеренно громко. Побуждать детей сочинять мелодии разного характера.     «Если все вокруг подружатся» Соснин, «Солнце улыбается» Тиличеева,   «Гуси» Бырченко.  
Игра на музыкальных инструментах: Играть мелодию на металлофоне по одному и небольшими группами.   «Жучок» Каплунова.  
Самостоятельная деятельность: Совершенствовать звуковысотный слух детей.   «Лесенка» Тиличеева.  
Развлечение: Формировать эстетическое отношение к окружающему миру.   «День Земли».

Май

Вид деятельности Программное содержание Репертуар
Музыкально-ритмические движения: упражнения хоровод игры творчество                  1.Музыкально-ритмические навыки:Самостоятельно начинать движение после музыкального вступления. Свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, самостоятельно переходить от темпа умеренного к быстрому. 2. Навыки выразительного движения:  Развивать навык инсценировки песен, тембровый слух детей (различать голоса товарищей).     «Солнце, дождик, радуга.» «На лошадке» Витлин,   «Земелюшка-чернозем» р.н.м.,   «Догадайся, кто поет» Тиличеева.  
Слушание: Восприятие музыкальных произведений Упражнение для развития слуха и голоса Учит детей слышать изобразительные моменты в музыке. Различать регистры, тембр, темп, динамику; характер вступления, куплетов песни. Учить передавать пение кукушки (изобразительный момент в музыке) игрой на металлофоне и треугольнике. Совершенствовать восприятие основных свойств музыкального звука.     «Две гусеницы разговаривают» Жученко. «Кукушка» Аренский,     «Песенка» Тиличеева.  
Пение: Развитие певческих навыков творчество Способствовать прочному усвоению детьми разнообразных интонационных оборотов, включающих в себя разные виды мелодического движения и различные интервалы.  Содействовать развитию у детей музыкальной памяти (узнавать песни), музыкальной фантазии (сочинять мелодии).   «Вышли дети в сад зеленый», «Я умею рисовать» Абелян.   «Догадайся, кто поет?»    
Игра на музыкальных инструментах: Учить детей исполнять несложные песенки.   «Сорока-сорока»
Самостоятельная деятельность: Совершенствовать динамический слух детей.   «Громко-тихо запоем».  
Развлечение: Воспитывать чувство коллективизма, прививать любовь к семье.   «День семьи».

Июнь

Вид деятельности Репертуар
Музыкально-ритмические движения: упражнения пляски игры творчество                    «Бег с листочками» Жилин, «Кто лучше скачет» Ломова. «Переменный шаг» обр. Ломовой, «Кот и мыши» Ломова, «Ежик» Аверкин, «Сел комарик на дубочек» р.н.п.    
Слушание:     «Ходит месяц над лугами» Прокофьев, «Мальчик-замарашка» Попатенко.  
Пение:     «Земляничная поляна» Олифирова, «Заячий поход» Олифирова.     «  
Игра на музыкальных инструментах: «Ослик» Урбах.  
Самостоятельная деятельность: «Лесенка» Тиличеева.  
Развлечение:     старшей группы «Наступило лето».

 

Июль-Август

Вид деятельности Репертуар
Музыкально-ритмические движения:   Знакомые детям танцы, игры, хороводы.
Слушание:   Небольшие рассказы с иллюстрациями (в основном из знакомых детям произведений).    
Пение:     Знакомые песни.  
Самостоятельная деятельность:  Знакомые дидактические игры.
Развлечение:     старшей группы «Лучше лета приятеля нет!»

 

2.4. Взаимодействие взрослых с детьми

Взаимодействие взрослых с детьми является важнейшим фактором развития ребенка и пронизывает все направления образовательной деятельности.

С помощью взрослого и в самостоятельной деятельности ребенок учится рисовать.

 

Деятельность детей Деятельность родителей Деятельность педагогов
Участие в беседах по содержанию музыкальных произведений, разучивание песен, танцев. Слушание классической музыки, просмотр детских танцев с использованием видеоматериалов. Информирование родителей и детей о предстоящей деятельности, распределение функций между родителями, детьми и сотрудниками.
Экскурсия в филармонию.  Сопровождение детей в филармонию. Организация экскурсии в филармонию.
Участие в изготовлении дидактической игры. Выбор темы дидактической игры, подбор материала для её содержания. Советы родителям по созданию дидактической игры своими руками.
Участие в изготовлении дидактической игры. Мастер-класс по изготовлению дидактической игры своими руками. Организация работы по изготовлению пособий для музыкального уголка.

 

 


3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

Рабочая ппрограмма предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами.

1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков.

2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки.

3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.

4. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.

 

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды

Развивающая предметно-пространственная среда ДОО (далее - РППС) должна соответствовать требованиям Стандарта и санитарно-эпидемиологическим требованиям.

В соответствии со Стандартом РППС дошкольного образовательного учреждения должна обеспечивать и гарантировать:

- построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;

РППС обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, воспитывающую, мотивирующую функции.

Принципы формирования РППС.

1) содержательно-насыщенная - включает средства обучения (в том числе технические и информационные), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, которые позволяют обеспечить творческую активность всех категорий детей, доступными детям;

2) транспортируемость - обеспечивает возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов, мотивов и возможностей детей;

3) поли функциональность - обеспечивает возможность разнообразного использования составляющих РППС в разных видах детской активности;

4) доступность - обеспечивает свободный доступ воспитанников к материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

5) безопасность - все элементы РППС соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.

При проектировании РППС учитывается целостность образовательного процесса в ДОО, в заданных Стандартом образовательной области: социально-коммуникативной.

В групповых и других помещениях, предназначенных для образовательной деятельности детей создаются условия для общения и совместной деятельности детей как со взрослыми, так и со сверстниками в разных групповых сочетаниях. У детей есть возможность собираться для игр и занятий всей группой вместе, а также объединяться в малые группы в соответствии со своими интересами. Дети имеют возможность безопасного беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры ДОУ, а также к материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Для этого в групповых и других помещениях достаточно пространства для свободного передвижения детей.

    Предметно-пространственная среда в ДОО обеспечивает условия для эмоционального благополучия детей и комфортной работы педагогических и учебно-вспомогательных сотрудников.

 

3.3. Материально-техническое обеспечение Рабочей программы

Реализация Рабочей программы требует от учреждения осуществления управления, ведения бухгалтерского учета, финансово-хозяйственной и хозяйственной деятельности, организации необходимого медицинского обслуживания. Дошкольное учреждение обеспечивает материально- технические условия, позволяющие достичь обозначенные им цели и выполнить задачи, в т. ч.:

— осуществлять все виды деятельности ребенка, как индивидуальной самостоятельной, так и в рамках каждой дошкольной группы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, их особых образовательных потребностей;

— обеспечивать эффективное использование профессионального и творческого потенциала осуществляющей образовательную деятельность, повышения их профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой компетентности и мастерства мотивирования детей;

— эффективно управлять организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с использованием технологий управления проектами и знаниями, управления рисками, технологий разрешения конфликтов, информационно-коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования.

 

 


Приложение

Для исследования уровня развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста был использован адаптированный вариант методики (по материалам О. П. Радыновой).

Для характеристики уровней развития музыкальных способностей были разработаны критерии и показатели, представленные в таблице №1.

Таблица №1

Уровни и показатели развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста

Уровни Критерии                Показатели

Высокий

Интонирование Точно передает высоту музыкальных звуков, правильно берет дыхание, чувствует начало и конец фразы.
Чувство ритма Точно повторяет ритмический рисунок.
Ладовое чувство Понимает настроение музыкального произведения, чувствует смену настроения в музыке, легко различает настроение музыки, реагирует на мажор и минор, эмоционально отзывается.

Средний

Интонирование Не очень чисто интонирует, но всегда вовремя берет дыхание, четко произносит текст.
Чувство ритма Повторяет ритмический рисунок с помощью воспитателя.
Ладовое чувство Проявляет эмоциональную реакцию, но не всегда может различить настроение музыкального произведения.

Низкий

 

Интонирование Фальшивит, не попадает в ноты, не чувствует конец фразы, неправильно использует дыхание.
Чувство ритма Не может воспроизвести ритмический рисунок.
Ладовое чувство Нет заинтересованности, отсутствует реакция на музыку, не определяет настроение музыкального произведения: грустное или весёлое.

 

1. Методика по определению уровня интонирования у детей старшего дошкольного возраста.

Методика применялась с целью определения уровня чистоты интонирования.

Задание №1.

Ребенку предлагается спеть небольшие распевки, точно проинтонировать, на разные слоги или слова (звуки о, а, у; слоги ма, мо, ду, ля и т.д.), с динамическими изменениями (громко-тихо) и разными способами звукоизвлечения (легато, стаккато).

Оценка результатов проводилась в соответствии со следующими критериями.

Точное интонирование мелодии с динамическим изменением и способом звукоизвлечения после первого показа воспитателя свидетельствует о высоком уровне развития интонирования; после первого/второго показа воспитателя свидетельствует о среднем уровне интонирования; после третьего показа воспитателя или не выполнение задания свидетельствует о низком уровне интонирования.

Выводы об уровне интонирования:

5 баллов – высокий уровень.

3-4 балла – средний уровень.

0-2 – низкий уровень.

С использованием методики был определён уровень интонирования у детей старшего дошкольного возраста исследуемой группы.

Результаты диагностики по методике определения уровня интонирования представлены в таблице №2.

Таблица №2

Уровень развития интонирования у детей исследуемой группы

Имя. Ф. ребенка

Баллы Уровни
1. Ульяна Б. 5 Высокий
2.  Влада С. 5 Высокий
3. Самира М. 4 Средний
4. Виктория Р. 5 Высокий
5. Ксения О. 3 Средний
6. Дамир Д. 5 Высокий
7. Мирон А. 4 Средний
8. Семён Н. 4 Средний
9. Дмитрий Р. 2 Низкий
10. Михаил П. 3 Средний

Из таблицы №2 видим, что высокий уровень развития интонирования имеется у 4 детей – (40%), средний уровень у 5 детей – (50%), низкий уровень у 1 ребенка – (10%).

Качественный анализ результатов показал, что высокий уровень развития интонирования проявился у Ульяны Б., Влады С., Виктории Р., Дамира Д. Эти дети точно передают высоту музыкальных звуков, правильно берут дыхание, чувствуют начало и конец фразы. Самостоятельно поют знакомые мелодии без сопровождения, правильно и внятно пропевают слоги. Хорошо открывают рот, активно работают губами и языком в соединении с правильным звукообразованием и дыханием.

Дети, у которых был выявлен средний уровень развития интонирования Самиры М., Ксении О., Мирона А., Семёна Н., Михаила П. Эти дети вовремя берут дыхание, чувствуют начало и конец фразы, четко произносят текст, но не очень чисто интонируют. Выполняют задание с помощью воспитателя. Отсутствует напевность, выразительность звука.

Низкий уровень развития интонирования проявился у Дмитрия Р. Ребенок фальшивит, не попадает в ноты, не чувствует конец фразы, неправильно использует дыхание. Чрезмерная активность, от которой появляется напряжение лица, артикуляционного аппарата, присутствует крикливость в звуке, не умеет петь в коллективе.

2. Методика по определению чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста.

Методика применялась с целью определения чувства ритма.

Задание №2.

Воспитатель играет попевку на металлофоне или фортепиано. Ребенку предлагается воспроизвести ритмический рисунок попевки на металлофоне, мелодии из 3-5 звуков, в хлопках, притопах или на ударных инструментах.

Музыкальный репертуар: «Тук-тук, молотком», «Кап – кап» или «Тик-тик-так».

Точное воспроизведение ритмического рисунка после первого показа воспитателя свидетельствует о высоком уровне развития чувства ритма; после первого/второго показа воспитателя свидетельствует о среднем уровне чувства ритма; после третьего показа воспитателя или не выполнение задания свидетельствует о низком уровне чувства ритма.

Оценка результатов проводилась по количеству правильных ритмических рисунков.

 3 балла – высокий уровень.

 2 балла – средний уровень.

1 балл – низкий уровень.

Максимальная общая оценка, которую ребенок может получить в этой методике 3 балла.

Минимально возможная оценка 1 балл. Соответствует тому случаю, если ребенок не смог справиться с заданием.

С использованием методики был определён уровень развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста исследуемой группы.

Результаты диагностики представлены в таблице №3.

Таблица №3

Уровень развития чувства ритма у детей исследуемой группы

Имя. Ф. ребенка

Баллы Уровни
1. Ульяна Б. 3 Высокий
2.  Влада С. 3 Высокий
3. Самира М. 2 Средний
4. Виктория Р. 3 Высокий
5. Ксения О. 2 Средний
6. Дамир Д. 2 Средний
7. Мирон А. 2 Средний
8. Семён Н. 2 Средний
9. Дмитрий Р. 1 Низкий
10. Михаил П. 1 Низкий

 

Из таблицы №3 видим, что высокий уровень развития чувства ритма имеется у 3 детей – (30%), средний уровень у 5 детей – (50%), низкий уровень у 2 детей – (20%).

Качественный анализ результатов показал, что высокий уровень развития чувства ритма проявился у Ульяны Б., Влады С., Виктории Р. Эти дети точно повторяют ритмический рисунок. Выделяют увиденные и услышанные ритмы самостоятельно, различают и создают ритмические варианты, эмоционально, выразительно и свободно исполняют предложенные ритмы, ритмичны при исполнении заданий, быстро переключаются с одного ритма на другой.

Дети, у которых был выявлен средний уровень развития чувства ритма Самиры М., Ксении О., Дамира Д., Мирона А., Семёна Н. Эти дети повторяют ритмический рисунок с помощью воспитателя. При выполнении задания возникают затруднения, не могут свободно повторить ритмический рисунок без предварительной работы.

Низкий уровень развития чувства ритма проявился у Дмитрия Р., Михаила П. Эти дети не могут воспроизвести ритмический рисунок. У дошкольников нет активного слухового внимания на восприятие музыки, что очень важно в процессе обучения чувству ритма.

3. Методика по определению уровня развития ладового чувства.

Методика применялась с целью определения уровня развития ладового чувства.

Задание №3.

Ребенку предлагается прослушать три разнохарактерных произведения (веселое, грустное, спокойное). На первой карточке будет изображено грустное лицо, на второй карточке – веселое, на третьей – обычное. Задача ребенка поднять то настроение карточки, которое он чувствует в произведении.

Если ребенок понимает настроение музыкального произведения, чувствует смену настроения, правильно поднимает карточку с эмоцией, это свидетельствует о высоком уровне развития чувства ладового чувства; если ребенок проявляет эмоциональную реакцию, но не всегда правильно различает настроение музыкального произведения, это свидетельствует о среднем уровне ладового чувства; если ребенок не может определить настроение музыкального произведения и не выполняет задание, это свидетельствует о низком уровне ладового чувства.

3 балла – высокий уровень.

 2 балла – средний уровень.

1 балл – низкий уровень.

Максимальная общая оценка, которую ребенок может получить в этой методике 3 балла.

Минимально возможная оценка 1 балл. Соответствует тому случаю, если ребенок не смог справиться с заданием.

С использованием методики был определён уровень развития ладового чувства у детей старшего дошкольного возраста исследуемой группы.

Результаты диагностики представлены в таблице №4.

 

Таблица №4

Уровень развития ладового чувства у детей исследуемой группы

Имя. Ф. ребенка

Баллы Уровни
1. Ульяна Б. 3 Высокий
2.  Влада С. 3 Высокий
3. Самира М. 2 Средний
4. Виктория Р. 3 Высокий
5. Ксения О. 2 Средний
6. Дамир Д. 3 Высокий
7. Мирон А. 2 Средний
8. Семён Н. 2 Средний
9. Дмитрий Р. 1 Низкий
10.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: