Счастье, свобода, добро и зло, любовь и ненависть как категория этики

 

Счастье - итог верного нравственного выбора.

Счастье элемент нравственного сознания; одновременно является категорией этики. С. — высшая ценность, определяющая все поступки человека, цель его жизни. Этическая система, в основе которой лежит представление, что С. является основополагающей нравственной ценностью, называется эвдемонизмом (счастье, блаженство).

Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями. Свобода подразумевает самоопределение человека, свободу воли (выбора), возможность поступать согласно волеизъявлению. Личные качества проявляются в ходе социальных отношений и предполагают ту или иную степень свободы человека в своих действиях и поведении.

Свобода – осознание, познанной необходимости (по Спинозе).

Этика - мудрость в понимании доброты.

Опосредованные и эпизодически действующие источники счастья – любовь, богатство (деньги), власть, верования.

Аморализм (безнравственность) основывается на уверенности в том, что для разных людей и зло и благо (= добро) якобы разнообразны (гетерогенная мораль) то есть аморальные люди не обращают внимание на то, что почти всем хочется и важно примерно одно и тоже:

-Гуманное отношение к ним;

-Обеспечение их потребностей.

Добро. Понятие «добро» включает в себя наши самые важные интересы, надежды, желания — наше стремление к человечности, к гуманизму. Под добром мы понимаем все то, что способствует улучшению жизни, нравственному возвышению личности, совершенствованию общества. Причем, когда мы говорим об улучшении жизни, то имеем в виду, конечно, всех и каждого человека, потому что истинно гуманная мораль считает: нельзя быть по-настоящему счастливым, когда вокруг другие несчастны.

Мы считаем добром отношения доверия, справедливости, милосердия, любви к ближнему. Мы считаем добром движение за демократическое общество, правовое государство, за права и свободы каждого гражданина, а главное — за нравственное возрождение самого человека, за его подлинное счастье.

Зло. Все, что противоположно добру, есть зло. Это — нарушение морали. Поэтому в понятие зла вкладываются представления о безнравственном, антигуманном, недобром. Это понятие обобщенно выражает все то, что заслуживает осуждения, презрения и должно быть обязательно преодолено людьми, обществом, отдельным индивидом.

Добро и Зло являются основными понятиями этики. Они служат нам как бы ориентиром при освоении огромного морального мира. Моральный человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло.

 

Ещё Демокрид в античности писал: «истинное благо для всех одно, но нравятся разным людям разное » по аналогии Лев Толстой написал, что «счастливые семьи счастливы одинаково, а несчастливы разнообразно».

Общие для всех людей потребности широко известны.

- Материальные (жилье, одежда, пища);

- Духовные (любовь, уважение, квалификация).

Религия больше 1000 лет учит о единстве Бога и о единстве блага. То есть, таким образом, подавляющее большинство потребностей связи с целостным пониманием добра, на этом фоне зло определяется, как уничтожение или игнорирование добра.

Этические категории:

Отличается, безусловно регулирующим характером, то есть человек этический не требует никаких условий, чтобы отказаться делать зло, а ребёнок или неэтичный человек требует: если ….., ….,.... То я сделаю хорошо и не сделаю плохо.

Педагогика создает новые способы воспитания, милосердие, умение сочетать свободу мысли с эффективной профессиональной практикой.

Именно профессионалы обычно обеспечивают все социальные блага: счастье и свободу, Добро и зло. И учит, что ненавидеть надо только саму ненависть, а не того, кто ей охвачен.

ЛЮБОВЬ – глубоко позитивное чувство, направленное на самого себя, другую личность, человеческую общность, вещь или идею; в философии может выступать в качестве космической силы, энергии мироздания, объединяющего начала, принципа познания, пути к истине и т.п., а также как иллюзия.

Ненависть - противоположность любви; антипатия, доходящая до аффекта, до страсти. Согласно глубинной психологии, ненависть часто является вытесненной любовью, перешедшей в свою противоположность. Возникновению этого чувства часто предшествует острое недовольство, вызываемое нежелательным развитием событий, или постепенное накопление более слабых воздействий источника отрицательных переживаний. Предметом ненависти в таких случаях становится реальная или мнимая причина этих событий.

 

 

Счастье и благополучная судьба как итог верного морального выбора. Сакральные ценности.

 

Счастье -Сравнение идеи судьбы с выбором пути.

Сакральные и высшие ценности.

Сакральные и высшие ценности.

 

Сакральная (сокровенная) абсолютная ценность часто называется святыней. То есть, таким образом Святыня – это беспредельная и абсолютная ценность. (Например – вера в Бога).

Высшая ценность – это ценность не абсолютная, но самая высокая из понятных человеку,

Пример: любовь к родной матери.

Люди редко свою и чужую религию воспринимают как равные по «ценности для себя». Гармонии достичь трудно. Поэтому существует проблема гармонии ценностей. Чтобы помогать достичь гармонии и общественного согласия в общественных науках изучают процессы ВОЗВЕДЕНИЯ ВЫСШИХ ЦЕННОСТЕЙ В РАНГ СВЯТЫНИ. Для оболванивания в виртуальном мире миллионы людей убеждают в том, что высшая ценность – весёлые развлечения. К чему такая пропаганда приводит хорошо описал Николай Носов в сказке «Незнайка на Луне», где Незнайка попал на остров развлечений (остров дураков).

Выбор высшей ценности и выбор святыни в жизни люди обсуждают редко: обычно тогда, когда говорят о выборе религии. При этом современный человек понимает, что:

Пример: свою религию он ощущает как сакральную ценность, то чужую религию он готов признавать высшей ценностью, чужой святыней, но не своей. Аналогично уважение к чужой матери редко сопровождается такой же любовью, как к родной маме.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: