Основные подходы формирования элементарных математических представлений у детей с ЗПР

Проводить работу по развитию элементарных математических представлений с детьми с ЗПР необходимо не обособленно, а в сочетании с развитием внимания, памяти, творческого воображения, логического мышления. Развитие элементарных математических представлений, обучение счету должны опираться на сформированные пространственные и временные понятия у детей, на умение определять и сравнивать предметы по цвету,форме, величине. С этой целью на занятиях можно использовать набор материалов для обследования сенсорных возможностей ребенка, а также давать задания ( картинный материал ) для определения предметов во времени и пространстве.

Для стимулирования процессов анализа и синтеза, сравнения, обобщения и абстрагирования детям даются:

а) задания, способствующие развитию умения сравнивать предметы по определенным признакам, с противоположными по значению понятиями («широкий - узкий», «длинный - короткий», «высокий - низкий», «начало - конец» и др.);

б) задания, способствующие формированию умений устанавливать сходство и различие в предметах, умение выделять главные признаки предметов, классифицировать предметы, сравнивать и анализировать;

в) задания, развивающие творческое мышление, воображение, а заодно и знание геометрических фигур (дорисовать предметы: круг -солнышко, квадрат, треугольник, прямоугольник - дом, трапеция -цветочный горшок, юбка, овал - озеро, огурец и т. д.).

Содержание коррекционно -развивающих заданий должно способствовать развитию представлений об окружающем мире, а также формированию умения устанавливать логические связи. Например: пройти по лабиринту от взрослого животного к его детенышу, найти закономерность в парных изображениях.

При диагностических занятиях с детьми с ЗПР по обучению счету необходимо установить предел знаний у ребенка последовательности чисел натурального ряда, умение назвать их в прямом и обратном порядке, от заданного числа до заданного, соотношение количества и числа, владение способами вычисления (конкретно на наглядном материале, отвлеченно, знание состава числа, знание вычислительных приемов, умение устанавливать логические связи при решении простых задач.

В целях выявления обучаемости (зоны ближайшего развития) каждого конкретного ребенка на диагностических занятиях используются задания для выявления у ребенка

1) способности к обобщению математического материала (числа, цифры, знаки):

- соотнесение числа и количества;

- знание цифр и математических знаков;

- сравнение и уравнивание количеств;

- знание числового ряда;

- знание величины, формы;

- знание геометрических фигур;

- ориентировка во времени и пространстве.

2) способности к обратимости мыслительных процессов:

- прямой и обратный счет;

- счет от заданного до заданного числа прямой и обратный;

- «соседи» чисел;

- сложение и вычитание;

- деление геометрических фигур на более мелкие составные части;

- сравнение предметов по величине от наименьшего к наибольшему и наоборот.

3) способности к свертыванию математического рассуждения и соответствующих математических действий (переход от практических действий с предметами к действиям в уме):

- сложение и вычитание;

- состав числа;

- сравнение чисел;

- определение математических знаков в математических выражениях;

- нахождение неизвестных компонентов действий сложения и вычитания;

Одним из методов в освоении элементарных математических представлений считаю программно- методический комплекс Нумикон.Формы Нумикона были разработаны специально для того, чтобы задействовать для лучшего понимания сути числа три ключевые сильные стороны маленьких детей:

• способность обучаться на практике

• способность обучаться наблюдая

• способность распознавать паттерны (формы)

Формы Нумикона устроены таким образом, чтобы дети могли манипулировать ими, изучать и сравнивать. Дети могут наглядно представить, что числа каким-то образом связаны между собой и, манипулируя деталями, установить эти связи. Они поймут, что числа – это не просто какие-то странные штуки, возникающие сами по себе, а напротив, строго организованная система.

Хотя Нумикон был разработан в первую очередь для того, чтобы помочь детям научиться наглядно представлять числа (не пересчитывая) и обращаться с ними, работая с формами, переворачивая, соединяя и передвигая их, дети заодно узнают много важного о пространстве и форме. В частности, они знакомятся с вращениями и перемещениями.

С помощью Нумикона дети получают опыт оперирования числами и учатся выстраивать многочисленные ассоциации.

Данная методика помогает детям наглядно представлять числа и обращаться с ними, устанавливать связь и понятие «цифра- количество», развивает математическое мышление. [24]

Нумикон — это программа и набор наглядного материала, созданные в Англии в 1996-1998 гг. для детей, которым сложно изучать математику. Нумикон разработан таким образом, чтобы задействовать сильные стороны маленьких детей — способность обучаться в практической деятельности, способность усваивать опыт в ходе простого наблюдения и способность распознавать паттерны, то есть запоминать, а затем узнавать при следующих предъявлениях стандартизованные образцы или шаблоны.

Формы Нумикона устроены так, чтобы дети могли манипулировать ими, учиться распознавать паттерны и соотносить их с соответствующими числами. Авторы этой программы убеждены, что важно использовать в учебном процессе как можно больше каналов сенсорного восприятия ребенка — и слух, и зрение, и осязание, а также подключать движение и речь.

 

Этапы работы с Нумиконом:

· Сенсорные игры (дети много манипулируют и играют с деталями: смотрят на них, крутят в руках, надевают на пальчики, вылавливают из воды, ищут в коробке с крупой или песке. Можно также собирать бусы, нанизывая формы Нумикона или штырьки на шнурок).

· Игры с «волшебным мешочком»(в мешочке надо искать и находить игрушки и формы Нумикона, узнавая их на ощупь, находить самую большую форму или самую маленькую и т. д.);

· Сюжетные игры (формы Нумикона можно использовать в качестве предметов-заместителей, например, «жарить их на сковородке, делать из них "бутерброды» или катать в качестве машинок. Можно играть в магнитную «рыбалку» _ игра, в которой нужно удочкой с магнитом поймать заданную форму Нумикона);

· Изобразительная деятельность (формы Нумикона можно красить красками и делать оттиски на бумаге или отпечатывать на пластилине, тесте).

· Конструирование (можно попросить ребенка найти такую же форму, какую показывает взрослый, а можно накладывать формы на их цветные изображения по типу игры в лото).

· Подготовка к математическим играм (игры на узнавание форм Нумикона по форме без учета цвета. Для этого используются бесцветные изображения форм, выполненные на ксероксе, полученные путем обведения форм черным фломастером, или серые формы Нумикона, которые выпускаются отдельно).

· Сериация(на основе сравнения дети выполняют задания по выкладыванию форм в последовательности от меньшей формы к большей так же, как матрешки выстраиваются в ряд от самой маленькой к самой большой).

· Знакомство с цифрами и работа с числовым рядом ( Одновременно с работой с Нумиконом дети знакомятся с графическим изображением чисел с помощью других методик и материалов. На стене, на доске или на холодильнике вешается полоска с числовым рядом, где над каждым числом нарисована соответствующая ему форма Нумикона).

· Игры на восстановление числового ряда. Когда ребенок научится выкладывать ряд форм Нумикона и под ним ряд чисел, написанных на карточках или сделанных из пластика, дерева и т.д., то можно предложить следующее задание: взрослый прячет одну из форм и /или число, а ребенок должен догадаться, что пропало и восстановить числовой ряд или ряд Нумикона.

· Вычитание (с помощью форм Нумикона можно продемонстрировать вычитание. Так например, если нужно из пяти вычесть четыре, то есть узнать разность, то нужно светло-зеленую форму наложить на красную, и тогда сразу будет видна эта математическая разница, которая и составляет единицу);

· Выводы (когда дети проходят все этапы и виды действий с Нумиконом: закапывают формы в песок, ищут на ощупь в «Волшебном мешочке» играют с ними, закрывая глаза, сравнивают подбирают к формам Нумикона соответствующие числа у них формируются не только зрительное и тактильное представления об этих формах, но и образы этих деталей и соответствующих им чисел. То есть дети начинают представлять формы Нумикона и числа, а затем и действия с ними, не имея реальных деталей перед глазами).

Таким образом, при устном счете Нумикон дает возможность опираться уже не на наглядность, а на представление о формах и числах. Он помогает приблизиться к осуществлению элементарных счетных операций в уме, ориентируясь на образы форм, обозначающих количества, а это значит, что устный счет становится более доступным.

Также очень эффективный метод в процессе формирования элементарных математических представлениях у дошкольников с ЗПР это использование дидактических игр.

Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А.Сухомлинский[26].

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по

себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память,

мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать новые

знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об

этом. К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети

действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на

пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень

активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.

Высокая активность, эмоциональная окрашенность игры порождает и

высокую степень открытости участников. Экспериментально было показано,

что в ситуации некоторой рассеянности внимания иногда легче убедить

человека принять новую для него точку зрения. Если чем-то незначительным

отвлекать внимание человека, то эффект убеждения будет более сильным.

Возможно этим, в какой-то степени, определяется высокая продуктивность

обучающего воздействия игровых ситуаций

   Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:

1.Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности

детей дошкольного возраста;

2.Игра также является эффективным средством формирования

личности дошкольника, его морально-волевых качеств;

3.Все психологические новообразования берут начало в игре;

4.Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка,

приводит к значительным изменениям в его психике;

5.Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где

умственная активность связана с работой всех психических процессов;

На всех ступенях дошкольного детства игровому методу на занятиях

отводиться большая роль. Следует отметить, что «обучающая игра» (хотя

слово обучающая можно считать синонимом слова дидактическая)

подчеркивается использование игры как метода обучения, а не закрепления

или повторения уже усвоенных знаний.

На занятиях и в повседневной жизни широко используются

дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий,

закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а

главное одновременно решаются обучающие и игровые задачи. В ряде

случаев игры несут основную учебную нагрузку. Вот почему на занятиях и в

повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать

дидактические игры.

Дидактические игры включаются непосредственно в содержание

занятий как одного из средств реализации программных задач. Место

дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных

математических представлений определяется возрастом детей, целью,

назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве

учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной

задачи формирования представлений.[23] В младшей группе, особенно в начале

года, всё занятие должно быть проведено в форме игры. Дидактические игры

уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее

изученного.

В формировании у детей математических представлений широко

используются занимательные по форме и содержанию разнообразные

дидактические игровые упражнения.

Дидактические игры делятся на:

- игры с предметами

- настольно-печатные игры

- словесные игры

Также при формировании элементарных представлений у дошкольников можно использовать: игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм и т.д.), игры головоломки, задачи-шутки, кроссворды,ребусы, развивающие игры. Не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме,размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение

пропущенной в ряду фигуры. Играя в такие дидактические игры как: «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница?», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей», дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 (20) и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как: «Задумай число», «Число как тебя зовут?», «Составь табличку», «Составь цифру», «Кто первый назовет, которой игрушки не

стало?» и многие другие используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления. Игра «Считай не ошибись!», помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете (в игре используется мяч).

Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на

занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный

материал.Также необходимым условием, обеспечивающим успех в

работе, является творческое отношение педагога к математическим играм:

варьирование игровых действий и вопросов, индивидуализация требований к

детям, повторение игр в том же виде или с усложнением.

Использование специальных обучающих игр важно для пробуждения у

дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования

познавательной деятельности, общего умственного развития.

Ещё один из подходов по формированию элементарных математических представлений через использование развивающих игр В. В. Воскобовича.

Система дошкольного образования на современном этапе ищет пути достижения высоких и стабильных результатов в работе с детьми. Дошкольная педагогика осуществляет поиск и создает все новые и новые подходы к воспитанию, обучению детей дошкольного возраста. При организации образовательной деятельности педагоги в первую очередь обращают внимание на выбор методов, методик и технологий, а также опираются на их эффективность в практической деятельности.

Инженер-физик Вячеслав Воскобович в начале 1990-х годов разработал для собственных детей серию игр, которые со временем составили отдельную методику, направленную на развитие логики. Игры предназначены для детей разных возрастов, поскольку с каждой игрой можно производить действия различной степени сложности. С помощью развивающих игр можно решать задачи по формированию элементарных математических представлений:

-формирование элементарных представлений о признаках предметов (цвет, форма, величина, количестве, числе;

- освоение цифр;

- выполнение простейших счетных операций;

- ориентировка на плоскости;

- развитие у детей познавательных интересов, мыслительных операций и речи;

- усвоение элементарного математического словаря.

 

Игры интегрируют, мобилизуют внимание ребенка, его интерес, втягивая ребенка в процесс решения. Он образно попадает в ситуацию, последовательно анализирует свои действия, поставленные задания, осознает цели и находит варианты решения.

Красочный раздаточный и наглядный материал эстетичен и привлекает внимание детей.

Это, далеко не все развивающие игры известного педагога –изобретателя В. В. Воскобовича, но, применяя хотя бы некоторые из них в своей работе, можно достигнуть высоких результатов.

Занимаясь с детьми с задержкой психического развития нужно понимать, что ЗПР - это дизонтогенное развитие. Оно характеризуется нарушением познавательной деятельности и расстройством эмоционального развития (инфантилизмом ). ЗПР - это временный диагноз. Поэтому очень важно еще в дошкольном возрасте выявить у ребенка отставание в развитии, определить его зону ближайшего развития и начать с ним коррекционную работу, чтобы подготовить к обучению в условиях общеобразовательной ( массовой ) школы. Реализация задач воспитательно-образовательной работы позволяет сформировать у детей с ЗПР запас представлений об окружающей действительности, знаний, умений и навыков, необходимых для усвоения школьной программы.

Таким образом, коррекционные задания, дидактические игры должны быть обязательно доступными и вызывающими интерес у детей. Усложнять задания следует с большой осторожностью, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, его настроение и состояние на момент занятий с ним. И тогда работа обязательно достигнет положительного результата.

 

Заключение

Нормальное развитие ребенка, как нам известно, возможно только при наличии совокупности нескольких условий. Первое - сохранность биологической основы, обеспечивающая возможность развиваться в соответствии с возрастом, второе - благоприятная развивающая социально-педагогическая среда (социальный фактор развития), которая включает специально организованное предметно-игровое пространство, обеспечение условий для эмоционального развития, которое невозможно без общения со взрослыми и сверстниками. Следующее условие, без которого невозможно нормальное развитие, — двигательная, познавательная, речевая, коммуникативная активность самого ребенка. Доказано, что ознакомление детей с разными видами математической деятельности в процессе целенаправленного обучения ориентирует их на понимание связей и отношений. Формирование начальных математических знаний у детей должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат (навыки счета, выполнение элементарных математических операций), но и широкий развивающий эффект.

Доказано, что возрастные особенности дошкольника с проблемами в развитии (ЗПР) позволяют формировать у них научные, хотя и элементарные, начальные математические знания. При этом подчеркивается, что в соответствии с возрастом ребенка, уровнем его интеллектуального и речевого развития необходимо подбирать формы, и способ обучения. Принципиально важным для специальной педагогики и психологии является выдвинутое Л. С. Выготским положение об общности закономерностей развития нормального и аномального ребенка. Следовательно, для личностного и интеллектуального развития дошкольника с ЗПР формирование первоначальных математических представлений, является столь же значимо в данный сензитивный период, как и для детей с нормальным интеллектуальным развитием. Нужно учитывать, что это происходит лишь в том случае, когда создаются особые условия для развития ребенка и он включается в процесс систематически осуществляемой коррекционно-воспитательной работы, элементом которой становится целенаправленное формирование первоначальных математических представлений.

Многочисленные исследования подтверждают оптимистическую идею о том, что ребенок с ЗПР, может овладеть математическими представлениями при наличии адекватной коррекционной помощи. В этой связи введение основных подходов в процесс формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития может способствовать более успешному обучению.

В заключении можно сделать следующие выводы:

1.Для эффективного повышения уровня математических знаний дошкольников с задержкой психического развития необходимо применение практических методов обучения.

2. Целенаправленное развитие элементарных математических представлений должно осуществляться на протяжении всего дошкольного периода.

3. Использование дидактических игр, игр Воскобовича и Нумикона в процессе обучения способствуют повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития.

Целенаправленная коррекционная работа, поэтапная помощь взрослого позволяют детям реализовать их потенциальные возможности и постепенно преодолеть имеющееся отставание. Планомерная и целенаправленная коррекционная работа с детьми помогает им сделать значительный скачок в развитии. На основе приобретенных в ходе коррекционной работы необходимых знаний и умений становятся готовыми к продолжению занятий в условиях специальных школ и классов выравнивания для детей с задержкой психического развития, к овладению в этих условиях полным объемом знаний по программе массовой школы.

 

Список литературы

1. Акулова, Е.А. Познаем логические отношения: дидактические игры для старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 8. – С. 21-24.

2. Акулова, Е.А. Познаем логические отношения: дидактические игры для старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 9. – С. 17-22.

3. Афонькина, Ю.А. Почему у хвоста есть рыба?: Учим детей правильно мыслить и говорить / Ю.А. Афонькина, Т.Э. Белотелова, О.Е. Борисова; // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 1. – С. 13-19.

4.Бабкина, Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога/Н.В.Бабкина — М.: Школьная Пресса, 2015. – 235 с.

5. Баряева, Л. Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с проблемами в развитии. – СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2016.-с.370.

6. Готовимся к школе. Программно-методическое оснащение коррекционно- развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР / И.К.Белова, С.Г. Шевченко, Р.В. Былич, И.Н. Волкова.  – М.: «Ника-Пресс», 2017.-344 с.

7. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. – М.: ВЛАДОС, 2013.-273 с.

8.Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР./Л.Н. Блинова – М.: Изд. НЦ ЭНАС, 2015.-324 с.

9.Борякова,Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Учебно-методическое пособие. — М.: Гном-Пресс, 2017.-276 с.

10.Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение,2019.-301 с.

11.Дунаева, З.М. Формирование пространственных представлений у детей с ЗПР // Дефектология. – 2018.- № 3.- С.10-17.

12.Ефимкина, Р. П. Детская психология. Методические указания. - Новосибирск: Научно-учебный центр НГУ, 2019.-260 с.

13.Закревская, О. В. Развивайся, малыш! Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста / О.В. Закревская. - М.: ГНОМ и Д, 2018. - 298 с.

14.Зайцев, Д.В. Основы коррекционной педагогики: учебно - методическое пособие/Д.В.Зайцев, Н.В.Зайцева.–Саратов:Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, 2019.-212 с.

15.Зинкевич-Евстигнеева,Т.Д. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии/Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко.- СПб: Издательство «Речь»,2017.-187 с.

16.Капустина, Г. М. Формирование элементарных математических знаний и представлений у детей дошкольного возраста// Дефектология. — 2015. — №2. -С.22-27.

17.Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция/ Я.П. Коломинский, Е.А. Панько, С.А.Игумнов— СПб: Питер, 2015.-388 с.

18.Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2015.-304 с.

19.Лубовский, В. И. Специальная психология—2-е изд./В.И. Лубовский, Т.В.Розанова, Т.И. Солнцева—М.: Издательский центр «Академия», 2015.-190с.

20. Метлина, Л.С. Математика в детском саду./Л.С. Метлина – М.:Просвещение, 2015.-308 с.

21.Мыслюк, В.В. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие для педагогов / В.В. Мыслюк.- Мн.: Народная асвета, 2017.-180 с.

22.Никуленко, Т.Г. Коррекционная педагогика: учебное пособие для вузов - М.: Феникс, 2016. – 382 с.

23.Рудь,Ю.С. Развивающие математические игры в различных видах деятельности дошкольников. // Дошкольная педагогика. – 2017. – № 1. – С. 20-27.

24.Сладкова, Е. А. Использование Нумикона на занятиях груп­пы подготовки к школе // Синдром Дауна. XXI век.- 2017. -№ 2.- С. 48-55.

25. Степанова, Г.В. Занятия по математике для детей 5-6 лет с трудностями в обучении.-М., 2019.-209 с.

26.Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - М.: Минск: Народная Асвета, 2016. - 288 c.

27.Тарунтаева, Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. М., 2015. – 115 с.

28.Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. Столяра А.А. – М.: Просвещение, 2013. - 330 с.

29.Урунтаева, Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника/ Г.А.Урунтаева.– М.: «Академия», 2016.-179 с.

30.Фадина, Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/2/0307/2_0307-1.shtml

31.Шевченко, С.Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей /Под ред. С.Г. Шевченко.– М., 2016.-305 с.

32.Щербакова, Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: учебное пособие. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2015.-321 с.

 

 

Приложение А

Игры с Нумиконом

Пересчет и подведение итога. Хочется отметить, что этим навыком дети овладевают в процессе многократного пересчета предметов в быту — ложек, конфет, а также многочисленных счетных материалов. Для этого также могут подойти и разноцветные штырьки, входящие в набор Нумикона. Когда дети смогут узнавать формы Нумикона глобально и называть их именами-числами, то есть у них сформируется устойчивый паттерн, можно переходить к пересчету отверстий в формах, вставлять в них штырьки, камушки, ракушки и т. п. и пересчитывать, сколько их помещается в каждой форме. Таким образом объединяется глобальное и аналитическое восприятие числа.

Графические задания. Для закрепления навыков, усвоенных в процессе практической деятельности детей, можно использовать разработанные нами графические задания с использованием Нумикона: соединить одинаковые формы Нумикона, соединить форму Нумикона и ее контур, соединить формы Нумикона с соответствующими им числами, сравнить двеформы Нумикона, обвести все формы Нумикона, которые больше, чем образец.

Арифметические действия. Сложение. Далее дети используют Нумикон как дополнительный наглядный материал при знакомстве, например со сложением. Так, чтобы решить пример 2 + 1, нужно взять голубую форму («двойку») и приложить к ней сверху оранжевую форму («единицу»), тогда получится некоторая фигура, по форме напоминающая «тройку». Чтобы проверить результат, нужно взять желтую «форму» («тройку») и наложить сверху.

 

 

Приложение B

Игры В.В.Воскобовича

Коврограф "Ларчик". Коврограф изготовлен из ковролина и обладает большой силой сцепления с контактной лентой. Зажимы, кармашки, кружки, веревочки обеспечивают разнообразие, наглядность, динамизм игр и занятий. Сетка в виде квадратов помогает знакомить дошкольников с пространственными, количественными отношениями, облегчает построение различных геометрических контуров и облегчает в дальнейшем ориентировку детей в тетрадях в клетку, позволяет увидеть границу клеток их расположение. Дети знакомятся с такими понятиями, как вертикаль, горизонталь, диагональ. «Разноцветные веревочки» из контактной ленты – это прекрасный материал для аппликаций. Веревочками можно обводить или соединять картинки, выделять множества, измерять величину и др. С помощью «веревочек» создавать геометрические фигуры, проводить слуховые диктанты ( одна клетка вверх, две клетки вниз и т. д.). «Цветные карточки» квадраты знакомят детей с цветом. Семь цветов радуги и три ахроматических (серый, белый, черный). Развивают наблюдательность, внимание, умение считать, развивают сенсорное восприятие, запоминание последовательности. «Лепестки» - восемь карточек с держателями (семь цветов радуги плюс белый ). С помощью лепестков можно решать разные задачи: освоение цвета, пространственное расположение, развитие умений считать, отсчитывать нужное количество, определять порядковый номер. Набор из 7 гномов, которые активизируют познавательный интерес детей. Они имеют свои имена, которые дети быстро запоминают (Кохле – красный, Охле – оранжевый, Желе – желтый, Зеле – зеленый, Геле – голубой, Селе – синий, Фи – фиолетовый.) Здесь и приобретение навыков порядкового счета, развитие наблюдательности, памяти.

«Счетовозик»

–увлекательная развивающая игра В.Воскобовича из серии «Цифроцирк». Эти названия говорят сами за себя: на ярком и веселом паровозике поместился целый учебник математики!

Какие знания везет Счетовозик?                      

Пассажир этого занимательного паровоза – персонаж по имени Магнолик. Его любимое занятие – рассматривать окошки: среди них нет ни одного одинакового, в каждом горит разное количество «фонариков» (красных клеточек). Это количество соответствует номеру окошка – от 0 до 20. Таким образом, в игре ваш ребенок знакомится не только с цифрами (на первый взгляд непонятными закорючками, но и с их количественным значением.

Рядом с каждым окошком находится штырек. Шнур, который также входит в комплект, может огибать штырьки, закручиваться вокруг них или продеваться внутрь. Соединяя с помощью шнурочка цифры и знаки, ваш ребенок составляет арифметические примеры и неравенства.

Дети совершают увлекательное путешествие в мир математики на Счетовозике!

«Прозрачная цифра»

Накладывая игровые пластинки друга на друга, ребенок совмещает полоски и составляет цифры сначала по образцу, а потом и по памяти, решает развивающие головоломки.

Игра развивает:

- умение сортировать пластинки по цвету, количеству и пространственному расположению полосок;

- умение составлять цифры от 0 до 9 по образцу и памяти;

- объем и концентрацию внимания, память, умение анализировать, сравнивать;

- воображение, творческие способности;- мелкую моторику рук.

«Кораблик Плюх-Плюх»

Яркая игрушка настолько интересна и многофункциональна, что может заменить сразу несколько развивающих игр для ребенка 2–7 лет.

На мачтах кораблика с добрым и смешным названием «Плюх-Плюх» нанизаны разноцветные флажки из липучек. Их шероховатая поверхность способствует развитию сенсорных ощущений и дает возможность сравнивать различные виды материалов.

Игрушка предназначена для формирования простейших математических навыков,развития логического мышления и укрепления мелкой моторики. В игре ребенок учится считать флажки, сортирует их по цвету, количеству, составляет и решает примеры в пределах 5.

Флажки закреплены на шнурке и легко надеваются на тонкие деревянные реи кораблика.

Сказочные персонажи Гусь-капитан и Лягушки–матросы помогут заинтересовать любого маленького непоседу и превратят ваши занятия в веселое путешествие на кораблике «Плюх-Плюх».

 

Приложение С


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: