Кооперативное обучение

Кооперативное учение или кооперативное обучение (нем. kooperatives lernen) – метод обучения, предполагающий сотрудничество обучающихся в группах. При таком подходе студенты достигают успехов в учении, лишь взаимодействуя друг с другом.

При использовании методов кооперативного обучения студенты сталкиваются с необходимостью вербализации своих мыслей и аргументацией своих высказываний. Они учатся смотреть на поставленную проблему с других точек зрения, часто расходящихся с их собственными.

Кооперативное обучение – это тщательно структурированная учебно-познавательная деятельность, где обучающиеся несут личную ответственность за индивидуальный вклад, участие и обучение. Студенты также обеспечиваются стимулом для работы в команде и взаимообучения.

Критерии успешного кооперативного обучения

Выделяют пять основных критериев успешного кооперативного обучения:

1) позитивная зависимость. Успех каждого студента зависит от добросовестности других обучающихся. Обучающиеся учатся взаимной ответственности и работе в команде;

2) прямая поддержка. Студенты поддерживают друг друга непосредственно. Они обмениваются мнениями, источниками и материалами, дают оценку проделанной работе друг друга с целью получения совместного результата работы. Они разъясняют друг другу новый материал и помогают устранять пробелы в знаниях;

3) ответственность. Каждый студент участвует в работе группы и вносит свой вклад в работу над заданной проблемой. Каждый участник несёт ответственность за результат групповой деятельности. Каждый участник выполняет посильную ему работу, старается вникнуть в суть вопроса и умеет разъяснить его другим обучающимся;

4) социальная компетентность. Студенты учатся взаимному доверию и уважению. Учатся чётко и ясно выражать свои мысли при коммуникациях и разрешать возникающие противоречия и конфликты;

5) собственная оценка. Студенты учатся оценивать собственный вклад в успех групповой работы, а также оценивать совместную работу группы с точки зрения используемых методов работы и выделять причины неудач.

Кооперация в обучении

Кооперация – это совместная работа, нацеленная на выполнение общей задачи. В рамках кооперативной деятельности члены группы стремятся к результатам, которые были бы выгодны и полезны как лично каждому, так и всей группе в целом.

Кооперативное обучение – это структурированная учебно-познавательная деятельность малых групп, члены которых работают совместно (кооперируются), для достижения максимальной эффективности обучения. Идея кооперативного обучения проста. Педагог дает задание, после чего вся аудитория делится на малые группы. Они работают над заданием до тех пор, пока все члены группы не выполнят поставленные задачи. Совместные усилия приводят к тому, что все участники процесса стремятся к:

Ÿ взаимовыгодному сотрудничеству, чтобы каждый выигрывал от успехов другого (Твой успех приносит пользу мне, а мой – тебе);

Ÿ признанию того, что все члены группы разделяют одну судьбу (Мы все тонем или плывем в одной лодке);

Ÿ знанию, что деятельность каждого есть результат деятельности одного и всех вместе (Мы не сможем сделать этого без тебя);

Ÿ чувству гордости и совместного триумфа, когда один член группы добивается успехов (Мы поздравляем тебя с успешным выполнением задания!).

В ситуации кооперативного обучения присутствует позитивная взаимозависимость целевых достижений обучающихся. Студенты при этом понимают, что они могут достигнуть своих целей только если другие члены группы также достигнут своих целей. Цель кооперативного обучения – сделать каждого члена команды успешнее и сильнее, как личность. Индивидуальная ответственность – ключ к уверенности в том, что каждый член команды обучается именно благодаря совместным усилиям, кооперации всей команды. Одним из самых главных элементов кооперативного обучения – это оценка результатов обучения с использованием как группового, так и индивидуального оценивания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: