Технологии кооперативного учения

 

16.5.1 К технологии коллективно-группового обучения принадлежат технологии, которые предусматривают одновременную совместную (фронтальную) работу всей аудитории студентов.

Как вариант технологии решения проблем можно использовать «дерево решений», которое помогает студентам проанализировать и лучше понять механизмы принятия сложных решений.

Алгоритм организации работы по технологии «дерево решений»

1 Выбрать проблему, которая не имеет однозначного решения. Она может быть выложена в форме ситуации из экологической проблемы региона или т.п.

2 Предложить студентам необходимую для решения проблемы информацию для самостоятельной проработки.

3 Подготовить на доске или раздать каждому студенту образец «дерева решений».

4 Сформулировать проблему для решения, определить суть проблемы и записать ее на доске, заполняя схему.

5 Дать необходимую дополнительную информацию относительно проблемы (или время для ее поиска, пересмотра, если это было домашним заданием).

6 Выяснить у студентов, действительно ли хотят развязать проблему люди, которых она касается? Если проблема важная и актуальная, процесс может продолжаться. Предложить объяснить почему стороны стремятся к решению проблемы?

Пути и варианты решения проблемы можно определить проведением «мозгового штурма».

1 На этом этапе ни один из вариантов не может быть неправильным. Необходимо набрать как можно больше идей.

2 Обсудить каждый из вариантов решения проблемы, независимо от позитивного или негативного для сторон он содержит. Таким образом, можно отклонить часть идей и оставить из них 3-4.

3 Разделить студентов на малые группы и предложить каждой заполнить схему. Группа в результате обсуждения должна прийти к одному варианту решения проблемы. Если единства нет, можно применить голосование.

4 Каждая группа предлагает свое решение проблемы, которое необходимо обсудить. Можно провести голосование всей аудитории для выбора одного из вариантов.

Технологии ситуативного моделирования. Модель обучения в игре – это построение учебного процесса посредством привлечения студента к игровой ситуации (прежде всего игровое моделирование явлений, которые изучаются).

Использование игры в учебном процессе всегда сталкивается с противоречием: обучение является процессом целеустремленным, а игра, по своей природе, – неопределенный результат (интригу). Поэтому игра в обучении заключает в себе дидактичные цели.

В последнее время в организации самой игры произошло смещения акцентов на ее внутреннюю сущность (моделирование события, выполнения определенных ролей). В западной дидактике в последнее время отходят от термина «игра», используют понятие «стимуляция, имитация».

Разыгрывание ситуации в ролях. Цель разыгрывания ситуации в ролях – определить собственное отношение к конкретной жизненной (экологической) ситуации, приобрести опыт поведения в подобной ситуации посредством игры, выполнение «роли», которая является близкой к реальной жизненной ситуации. Она помогает научиться через опыт и эмоциональное отношение.

Ролевая игра имитирует реальность через «проживание ситуации в роли» и предоставляет возможность действовать «как в действительности». Можно вести себя и разыгрывать свою роль, моделируя реальное поведение, если это ситуации, в которых вы уже побывали.

Тот, кто принимает участие в ролевой ситуации, должен:

- четко придерживаться своей роли;

- пытаться слушать партнеров и преподавателя;

- не комментировать деятельность других, находясь в роли;

- пытаться отнестись к своей роли, как к реальной жизненной ситуации, в которую попали;

- выйти из роли по завершении сценария;

- принимать участие в ее анализе.

Игровая модель обучения призвана реализовать кроме основной дидактической цели, еще и комплекс обеспечения контроля проявления эмоций; предоставление возможности самоопределения; развития творческий воображений становление навыков сотрудничества в социальной сфере, высказывание своей мысли.

Участники учебного процесса в игровой ситуации игры находятся в других условиях, чем в традиционном обучении. Студентам предоставляется максимальная свобода интеллекта деятельности, которая ограничивается лишь определенными параметрами игры. Студенты сами избирают собственную роль в игре, формулируют предположение о вероятном развитие событий, формулируют проблемную ситуацию, ищут пути ее решения, беря на себя ответственность за избранное решение.

Педагог в игровой модели выступает как: инструктор (ознакомление с правилами игры, консультации во время ее проведения); референт (корректировка и советы из распределения ролей, (подсказки студентам для ускорения проведения игры), ведущий (организатор обсуждения).

Одной из форм работы на занятиях (чаще всего практических) является анализ ситуации, реального случая, жизненного конфликта. Для анализа определенной ситуаций необходимо обратить внимание на такие основные моменты.

1 Наличие фактов (Что произошло? Где и когда? Кто участники ситуации? Что мы о них знаем? Какие факты относятся к основным, а какие к вспомогательным? Что в описание является фактами, а что вымыслами, оценками и тому подобное?).

2 Наличие ситуации (В чем заключается конфликт? Какой вопрос нам необходимо разрешить, рассматривая ситуацию? В чем интересы каждой из сторон? Почему они противоречивые?).

3 Наличие аргументов (Какие аргументы могут быть наведешь в защиту позиции каждой из сторон? На какие документы, информацию мы можем опираться защищая ту или другую позицию?).

4 В чем заключается решение (Каким будет решение ситуации? Почему именно таким? На что мы опираемся, выбирая такое решение? Которыми могут быть последствия такого решение? Существуют ли другие пути решения?).

Технологии проработки дискуссионных вопросов. Дискуссии являются важным средством познавательной деятельности студентов в процессе обучения. Дискуссия – это широкое публичное обсуждение какого-то спорного вопроса, который дает возможность определить собственную позицию, формирует навыки отстаивать свою мысль, углубляет знание из обсуждаемой проблемы и полностью отвечает заданием современной школы.

В дидактике дискуссию относят как к методам обучения (способам работы с содержанием учебного материала), так и к формам организации обучения. Еще дискуссию считают разновидностью игровых форм занятий, сотрудничества, когда из обсуждаемой проблемы инициативно выражаются все участники совместной деятельности.

Функции дискуссии в обучении:

v метод усвоения знаний,

v закрепление их и выработка умений и навыков,

v метод развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств учеников,

v метод стимулирования и мотивации обучения.

Современная дидактика определяет большую образовательную и воспитательную ценность дискуссий. Они учат глубокому пониманию проблемы, самостоятельной позиции, оперированию аргументами, критическому мышлению, учитывать мнения других, признавать удачные аргументы, лучше понимать другого, содействуют уточнению собственных убеждений и формированию собственного взгляда на мир.

Опыт использования дискуссии в обучении дает возможность сформулировать некоторые основные организационно-педагогические принципы, которые являются общими для любых разновидностей дискуссии:

1) проведение дискуссии необходимо начинать с постановки конкретного дискуссионного вопроса (то есть такого, который не имеет однозначного ответа и допускает разные варианты решения, в частности противоположные);

2) не следует ставить вопроса подобного: кто прав, а кто – нет?;

3) в центре внимания должен быть вероятный ход (Что было бы возможным за тем или другим стечением обстоятельств? Что могло бы происходить, если бы...? Были ли альтернативные возможности, действия?);

4) все высказывания студентов должны быть в русле обсуждаемой темы;

5) педагог должен исправлять ошибки и неточности, которые допускаются обучающимся, и побуждать их делать то же самое;

6) все утверждения студентов должны сопровождаться аргументацией, обоснованием, для чего преподаватель ставит вопрос подобный следующему: Какие факты свидетельствуют в интересах твоей мысли? Как ты мыслил, когда пришел к такому выводу?;

7) дискуссия может заканчиваться как консенсусом (принятием согласованного решения), так и сохранением существующих разногласий между участниками дискуссии.

В мировой практике использования дискуссии в обучении получили распространение разные варианты организации обмена мыслей между участниками, разные технологии проведения дискуссии, проработки дискуссионных вопросов.

Хотя внешне некоторые технологии проработки дискуссионных вопросов могут производить впечатление студенческих экспромтов, которые не нуждаются в групповой подготовке ни со стороны преподавателей, ни со стороны студентов, такое восприятие неверно – за внешней легкостью скрывается подготовительная работа педагога.

Во время планирования дискуссии педагог обязан учитывать несколько важных моментов:

1) время, необходимое для проведения дискуссии,

2) его согласованность с другими видами работы во время учебного занятия;

3) место, которое должно давать возможность осуществлять все необходимые передвижения студентов и создавать оптимальные условия для обсуждения ими проблемы, внимание за его ходом,

4) материалы, необходимые для работы студентов и наглядного представления ее результатов;

5) письменные инструкции относительно способа выполнения задания; умение обучающихся работать в группе.

На протяжении всей работы групп преподаватель держит в поле зрения три основных момента:

1) цель, от которой во время дискуссии не следует отклоняться;

2) время, которого следует придерживаться, чтоб успеть достичь определенной цели;

3) итоги, которые необходимо подвести, чтобы не потерять смысл самой дискуссии.

Существенным элементом любой технологии обучения в дискуссии является вступительная часть, поскольку именно в ней создается эмоциональное и интеллектуальное настроение следующей дискуссии.

Технология «Пресс» используется в случае, когда возникают противоречивые вопросы и нужно занять и четко аргументировать определенную позицию из проблемы, которая обсуждается, убедить других в вашей правоте. «Пресс» дает возможность научиться формулировать и выражать свое мнение по дискуссионному вопросу аргументировано, в четкой и сжатой форме, влиять по мнению собеседников.

Чтоб быть четким и убедительным, высказывание должно учитывать определенную структуру и этапы.

1 Позиция: следует начинать со слов «Я считаю, что...», но выразить свое мнение, объяснить, в чем заключается ваша точка зрения.

2 Обоснование: начиная словами «И так…», пояснить причину появления свой мысли, то есть пояснить на чем основываются доказательства на поддержку вашей мысли.

3 Пример: привести факты, данные, которые подтверждают вашу позицию.

4 Выводы: закончить высказывание (поэтому), «я считаю...» и обобщить свою мысль с выводом о том, как необходимо действовать (это «своеобразное лицо» вашей позицию).

В выступлениях, если это возможно, следует приводить мнение экспертов; статистические и научные данные; другие вспомогательные материалы (газетные статьи, мнения рядовых граждан и т.п.).

Для обеспечения быстрого и эффективного вовлечения студентов в интерактивную деятельность желательно давать им задания, которые содержат алгоритм деятельности (последовательность действий, которые они должны осуществлять в той или другой учебной ситуации). Такие примеры можно предложить в раздаточном материале, на плакатах или в форме технических средств. Они должны предоставляться студентам постоянно, до тех пор, пока это не станет для них обычным явлением.

Технология «Займи позицию» полезна в начале работы с дискуссионными вопросами и проблемами. Ее можно использовать в начале занятий в виде демонстрации ряда взглядов на проблему, которая будет изучаться, или обосновываться студентами. Следует использовать различные взгляды, которые не имеют общего ответа.

Рассматривая противоположные позиции с дискуссионной проблемы, студенты:

Ÿ знакомятся с альтернативными взглядами;

Ÿ прогнозируют, какие последствия будут иметь данные позиции и решения для общества, для людей;

Ÿ на практике используют умение защищать свою позицию;

Ÿ учатся выслушивать других;

Ÿ получают дополнительные знания темы.

Как организовать работу

Предложить ученикам дискуссионный вопрос просить их определить позицию относительно возможностей его решения.

Разместить плакаты в противоположных углах аудитории. На одном из них написано «согласен» на другом – «не согласен». На плакатах могут быть изложены полярные позиции относительно проблемы.

1 Вывесить правила выполнения упражнения и обговорить их.

2 Попросить участников стать возле соответствующего плаката, в зависимости от их мыслей относительно обсуждаемой проблемы.

3 Выбрать нескольких участников и попросить их обосновать свою позицию или предложить всем, кто согласен с данной точкой зрения, обсудить ее и произвести общие аргументы в ее защите.

4 После изложения разных точек зрения спросить, не изменил ли кто-нибудь из участников своей мысли и не хочет ли он перейти к другому плакату. Предложить обучающимся обосновать причины своего перехода.

5 Попросить участников назвать более самые убедительные аргументы своей и противоположной стороны.

Дискуссия в стиле телевизионного ток -шоу – это технология структурированной дискуссии, в которой принимают участие все студенты курса. Она дает возможность контролировать ход дискуссии, оценивать участие каждого студента. Ее целью является получение студентами навыков публичного выступления и дискуссии, высказывания и защиты собственной позиции, формирования гражданской и личной активности.

Педагог на этом занятии является ведущим ток-шоу. Он объявляет тему дискуссии и предлагает студентам сжатый рассказ или просмотр видео-фрагмента исследуемой проблемы. Потом приглашает высказаться «приглашенных» и предложенную тему и предоставляет слово зрителям, которые могут выразить свое мнение или поставить вопрос «приглашенным». «Приглашенные» должны отвечать как можно короче и конкретнее. Ведущий также имеет право ставить вопрос или перерывать выступающего через нехватку времени.

Таким образом, активные, интерактивные, кооперативные приемы, методы и технологии создают условия для развития познавательных и творческих способностей студентов, развивают позитивную мотивацию к процессу учебно-познавательной деятельности как основы воспитания активной жизненной позиции, воспитывают способность к обучению на протяжении всей жизни.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие модели обучения различают в педагогике? В чем заключаются их преимущества и недостатки?

2. Какие методы обучения относят к активным? к интерактивным?

3. Какие технологии обучения относят к активным? к интерактивным?

4. В чем заключаются методические особенности выбора активных и интерактивных методов и технологий обучения?

5. Какие дидактические технологии реализуют модель активного обучения?

6. Сформулируйте дидактические принципы активного обучения.

7. Какой метод обучения относят к кооперативному? Обоснуйте критерии успешного кооперативного обучения и способы организации групп студентов в рамках кооперативного обучения.

8. Какие методы и технологии кооперативного обучения реализуются в процессе обучения студентов?

Рекомендуемая литература

1. [2].

2. [3].




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: