Морфологические нормы – это нормы образования форм различных частей речи

Нередко мы слышим неправильно образованные формы

- родительного падежа числительного:

У меня нет пятиста рублей (нарушение морф.н.) – У меня нет пятисот рублей (норма);

  -  формы именительного и родительного падежа множественного числа существительных:    договор`а (нарушение морф.н.) -  догов`оры (норма);

сапогов (нарушение морф.н.) -  сапог (норма);

  -  формы сравнительной и превосходной степени прилагательных:

более тверже (нарушение морф.н.) - тверже или более твердый (норма);

-  формы непродуктивных глаголов с чередованием в корне:

ляжь (нарушение морф.н.) -  ляг(норма);

стерем (нарушение морф.н.) - сотрем (норма) и т.п.

 

2.Лексические или лексико-стилистические нормы – это нормы, связанные со словоупотреблением, употреблением языковых средств, уместных в определенных ситуациях.

Например:

1. На ней было красивое эффективное платье (нарушение лекс.н.:смешение паронимов). –

На ней было красивое эффектное платье (норма).

2.Обратно пошел дождь (нарушение лекс.н.).  –   Опять пошел дождь (норма).

 

3.Фразеологические нормыэто нормы, связанные с употреблением устойчивых выражений.

Например:

Кошка наплакала (нарушение фраз.н.).Кот наплакал (норма).

 

4.Синтаксические нормыэто нормы построения словосочетаний, простых предложений, сложных предложений различных видов.

Синтаксические ошибки – самый распространенный вид ошибок и в устной, и, особенно, в письменной речи. К ним относятся:

Нарушение управления и согласования в словосочетании

Например:

показать (о чем?) об этом (нарушение синт.н.)  - показать (что?) это (норма);

с семистами пассажиров (нарушение синт.н.) - с семьюстами пассажирами (норма);

Нарушение норм согласования (координации) между подлежащим и сказуемым.

Например:

Стая голубей кружились над домом (нарушение синт.н.)  

Стая голубей кружилась над домом (норма);

Неправильное построение предложений с однородными членами.

Например:

Интересовался (чем?) и уделял (чему) много времени спорту (нарушение синт.н.)

Интересовался (чем?) спортом и уделял (чему?) ему много времени (норма);

4)нарушение в сложном предложении часто допускается в выборе союзов, союзных слов, связывающих главное и придаточное предложения.

Например:

Я считаю то, что вы не правы(нарушение синт.н.)

Я считаю, что вы не правы (норма);

Нарушение в согласовании сказуемого с подлежащим, выраженным относительным местоимением и выступающим в роли союзного слова.

Например:

Все, кто сдали экзамен,получат стипендию.

Все, кто сдал… (норма).

 

К основным источникам установления языковой нормы относятся произведения писателей-классиков и современных писателей, анализ языка средств массовой информации, общепринятое современное употребление, данные живого и анкетного опросов, научные исследования ученых-языковедов.

 

Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной лексики, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять свою основную функцию – культурную.

 

Практика

Упражнение 1

Определите, в каких словах нарушена акцентологическая норма; исправьте ошибку (в случае сомнения обращайтесь к Приложению №3).

1. К`олледж, т`орты, свекл`а, в`афля, туфл`я, петл`я, средств`а, черп`ать, ген`езис, форз`ац.

2. Н екрол`ог, кат`алог, фарф`ор, кв`артал(при любом значении), алког`оль, `эксперт, ж`алюзи, `инсульт, к`оллеж, д`оговор, к`оклюш, щ`авель, ц`емент, парт`ер.

3. Феном`ен, м`изерный, пулов`ер.

На какой слог падает ударениев каждой группе?

Запомните постановку ударения в этих словах.

Выясните значение выделенных слов (см. Приложение № 2), выпишите, запомните.

Упражнение 2

Данные слова поставьте в им. п. мн. ч. Куда падает ударение во мн. ч.? Подумайте, какие нормы могут быть нарушены в этих словах?

Бухгалтер, инженер, торт, лектор, госпиталь, договор, редактор, слесарь, директор, прожектор, свитер, тренер, профессор, фельдшер, шприц, доктор.

2. Данные слова поставьте в род.п. мн.ч.:

Граммы, плечи, рельсы, манжеты, джинсы, мандарины, носки, чулки, сапоги, макароны, вафли, турки, якуты, гланды, вольты, чипсы, шорты, ясли.

Упражнение3

Определите, какие нормы (лексические или синтаксические) нарушены в данных предложениях. Предложите варианты исправления.

1. По песку ступали ступни её ног.

2. мертвый труп лежал без движения и не проявлял признаков жизни.

3.Все дружно подняли тост.

4.МГУ изменило правила приема абитуриентов на следующий год.

5.Мы наблюдали за солнечным затмением.

6.На концерте превалировали вокальные номера.

7.Недавно у нас случился неприятный случай.

8.Он заранее предчувствовал грозящую ему опасность.

Самостоятельная работа «Проверь себя»

Определите, какая норма нарушена. Устраните ошибку.

1.Возвращаясь с работы, испортилась погода.

2.На совещании было обсуждено ряд вопросов.

3.Для животноводов сейчас главным гвоздем программы является повышение качества молока.
4.На рынке продают красивые свитера.
5.До нужной суммы не хватает пятиста рублей.
6.Библиотекари для удобства читателей составили новый кат лог.
7 .`И нсульт – это тяжелое и очень опасное сосудистое поражение центральной нервной системы.
8.В октябре в театре им.Ф.Волкова состоялась первая премьера.
9.Следует отметить следующие особенности рассматриваемого проекта.
10.Особые чувства привета пострадавшие от наводнения выразили самоотверженно спасавшим их имущество служащим МЧС.

11.Путешествуя на велосипеде, у меня сломалась фара.

12.Одинокий дом стоял у дороги.

13.Строители неожиданно ускорили темпы строительства и теперь строят даже в выходные дни.

 

Контрольные вопросы к §1

 








Дайте определение понятия «культура речи». Назовите признаки культуры речи

Охарактеризуйте 2 из них (например: «чистота речи» и «правильность речи»). Приведите примеры (Билет № 1 – ДЗ).

Дайте определение понятия «языковая норма». Назовите признаки «языковой нормы». Приведите примеры нарушения 2-3 норм (разные виды). (Билет № 2 – ДЗ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: