Прочитайте правильно буквосочетания ЧН и ЧТ

1.Я обязательно позвоню вам, Ольга Ильини чн а.

2.Неудачи преследовали съемо чн ую группу с первого дня экспедиции.

3.После обеда мне надо еще успеть в праче чн ую, було чн ую и на по чт у.

4.Где здесь ближайший апте чн ый киоск?

5.Я не думаю, что он сделал это наро чн о.

6.Обязательно зайди к нему. Он хочет сообщить тебе не чт о важное.

7.Этот торт готовится из гре чн евой муки.

8.И ску чн о, и грустно. И некому руку подать.

Упражнение 5

Прочитайте слова с твердым или мягким согласным перед Е.

1.Чашку ко ф е, пожалуйста.
2.Они улетают в О д ессу вечером. С ними летят 2 д екана из нашего института.
3.Эта актриса начинала свою карьеру как мо д ель.
4.Сделай на ночь комп р есс.
5.Во время операции использовалась местная а н естезия.
6.В последней д екаде октября ожидается значительное похолодание.
7.Он выписал новые т ермины отдельно.
8.Большую часть времени он проводит за компью т ером.

9.Мне нравится этот к р ем.

10.В сложном наречии мало- помалу нужно поставить д ефис.

11.Еженедельно я хожу в ба сс ейн.








Упражнение 6

Сделайте орфоэпическую транскрипцию слов.

1.Где и почему произносится [ă] – открытый звук:

Годна, поток, огни, отряд.

2.В каких случаях на месте букв о или а произносится редуцированный звук?

Полоса, борона, молодая, голодать, колокола.

 

3. Где и почему на месте букв е и я произносится [ие]?

Плясать, деревья, тележка, бедняжка.

 

Упражнение 7

Правильно произнесите слова. Запишите слова, распределяя их на две колонки, с мягким и твердым произношением.

Академия, атеизм, гипотеза, дебаты, дельта, дезинфекция, детектор, депрессия, компьютер, интеграция, дефис, дефект, кофе, кабаре, кашне, метрополитен, музей, одеколон, патент, пресса, рельс, тезис, организм, термин, термометр, термос, реквием.

* Выясните значение незнакомых вам слов по словарю.

Контрольные вопросы к §2

Перечислите нормы устной речи. Дайте им характеристику (определение). Приведите примеры (2-3 разные виды). (Билет № 3 – ДЗ).

Дайте определение понятий «фонетика», «орфоэпия», «артикуляция», «орфоэпические нормы». Приведите примеры нарушения произношения гласных и согласных (2-3).

(Билет № 4 – ДЗ).

3. Дайте определение понятия «орфоэпическая норма». Приведите примеры нарушения произношения гласных и согласных (2-3) (Билет № 5 – ДЗ).

 

 

Домашнее задание:

1.§ 2 - Блок информации

2.Контрольные вопросы к § 2

Упражнение 7

Словарная работа к занятию№3: выясните значение слов (см. Приложение № 1); выпишите в рабочую тетрадь; выучите.

Повторите правила правописания чередующейся гласной в корне слова (см. Приложение №5).

Повторите правила постановки знаков препинания при причастном обороте (см. Приложение №6).

Индивидуальное задание:

Выступление на медицинскую тему: «Обязанности участковой медсестры».

 



Занятие № 4

Особенности постановки ударения в русском языке (общеупотребительная лексика). Правила постановки ударения в существительных.

Словарная работа

Произнесите слова, соблюдая акцентологические нормы. Выясните их значение (см. Приложение № 1). Запомните правописание этих слов.

О нк`олог, эп`икри з, лейк е м`ия, э в тан`азия

Орфографическая разминка

Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание согласных.

Контрас…ный душ, чу…ствовать, учас…твовать, ме…сестра, д…агно (з,с), фель(д,т)шерские (здрав)пункты, проте(с,з), ровес…ник, сверс…ник, здра…ствовать, аген…ство, че…ствовать, про…ьба, перебе…чик, кос…ный мозг, чудес…ный, праз…ник, опас…но, поз…но, рен…ген, отры…ка, о(д, т)ышка, депре(с,сс)ия, циано(з, с).

 

Пунктуационная разминка

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

Сделайте синтаксический разбор предложения (см. Приложение №4).

В краткой но исчерпывающей форме в эпикризе врач (не) только указывает причины направления б…льного в стац…онар но и описывает обст…ятельства послужившие (не) посредственным поводом для г…спитализации б…льного.

 

Тест для контроля исходного уровня знаний

1. Ударение падает на последний слог в словах под №:

1)арест

2)случай

3)средства

4)щавель

5)баловать

2. Слова с ударением на втором слоге под №:

1) ходатайство

2) кухонный

3) алфавит

4) инсульт

5) звонят

3. Ударение падает на первый слог в слове (-ах) под №:

1) колледж

2) ждала

3) торты

4) договор

5) партер

4. Ударение падает на последний слог в слове (-ах) под №:

1) облегчить

2) алкоголь

3) некролог

4) туфля

5) свекла

5. Ударение падает на второй слог в словах под №:

1) столяр

2) исчерпать

3) мизерный

4) диалог

5) эксперт

6. Ударение падает на третий слог в слове (-ах) под №:

1) кладовая

2)феномен

3) заржаветь

4) соболезнование

5) трубопровод

7. Ударение падает на третий слог в слове (-ах) под №:

1) дозиметрия

2) запломбированный

3) госпитальный

4) красивее

5) обеспечение

8. Ударение падает на четвертый слог в слове (-ах) под №:

1) нар – ко – ма – ни - я

2) флю – о – ро – гра – фи - я

3) но – во – рож – денн - ый

4) ме – ди – ка – ме - нты

5) кар – ди – о - лог

9. Ударение в одном из слов ряда поставлено неправильно:

1) анем`и я, немот`а

2) симметр`ия, дисфаг`ия

3) сир`оты, кв`артал

4) зак`упорить, о деньг`ах

5) кокл`юш, парт`ер

10. Ударение в одном из слов ряда поставлено неверно:

1) нефтепр`овод, катал`ог

2) запломбиров`ать, к`амфорный

3) упр`очение, в`озрастом

4) п`етля, ободр`ить

5) г`енезис, семин`ария

 

Блок информации

I.Особенности русского ударения.

Акцентологические нормы - это нормы, связанные с постановкой ударения в словах.

Правильная постановка ударения в словах – признак грамотной речи. Акцентологические ошибки связаны с неправильной постановкой ударения в словах. Например, когда говорят нсульт вместо инс льт, ксперт вместо эксп рт, т.е. не в соответствии с акцентологическими нормами современного русского литературного языка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: