Устно. Найдите избыточные выражения (плеоназмы), устраните их. Прочитайте в исправленном виде

 

1.Прейскурант цен вывешен на витрине.

2.Работа была выполнена небрежно и неряшливо.

3.Выдержать молчаливую паузу не удалось.

4.Главная суть его выступления заключалась в том, чтобы убедить всех проголосовать «за».

5.Он заранее предчувствовал грозящую ему опасность.

6.Первый дебют юной актрисы был весьма удачен.

7.Следует посоветоваться с коллегами по работе.

8.Она занималась народным фольклором.

9.Он привык беречь каждую минуту времени.

10.Он рассказал нам о своих планах на будущее.

Упражнение 35

Какие из словосочетаний не соответствуют языковой норме и воспринимаются как избыточные (плеоназм)? Исправьте плеоназм любым из 3-х способов. Какие из этих словосочетаний не являются плеонастическими?

 

Информационное сообщение, травматическое повреждение, патриот своей родины, свободная вакансия, букинистическая книга, автобиография жизни, монументальный памятник, мизерные мелочи, коллега по профессии, необычный феномен, прогрессировать вперед, странный парадокс, демобилизация из армии, вечерняя серенада, экспонаты выставки, габаритные размеры, ведущий лидер, внутренний интерес, реальная действительность, период времени, огромная махина, ответная контратака, временный цейтнот, возобновить вновь, темный мрак, памятный сувенир, ценные сокровища.

Упражнение 36

Устраните тавтологию, используя синонимы или перестройку предложения.

 

1.Машины оснащены электронной оснасткой.

2.Он снова почувствовал, что его охватывает болезненное чувство одиночества. 3.Недавно у нас случился неприятный случай.

4.В заключение рассказчик рассказал забавную историю.

5.В работе депутатов следует отметить следующие недостатки.

6.Свежий воздух освежил пылающие щеки.

7.Герой целеустремленно стремится к намеченной цели.

8.Жители города Калинова живут однообразной, безрадостной жизнью.

9.Он рассказал журналистам о достижениях, которые достигла его страна.

Самостоятельная работа «Проверь себя»

В данных предложениях найдите нарушения лексической нормы:

1)незнание значения слова;

2)неразграничение паронимов;

3)нарушение лексической сочетаемости слов;

 4)речевая недостаточность;

5)повторение однокоренных слов;

Плеоназм,

Тавтология.

Исправьте нарушение в соответствии с правилами, изложенными выше.

1.Сегодня у нас в гостях гость из Петербурга.

2.Вернисаж продлится три недели.
3.Наши воины совершили много геройских подвигов.
4.Декада узбекской кухни будет проходить 5 дней.
5.Возьми хлеб себе, он у нас все равно бесполезно пропадает.
6.Необходимо возобновить вновь поставки лекарственных препаратов.
7.На уроках русского языка ученики учатся находить в целом тексте речевые формы, которые учитель учит их находить.
8.Все демократические силы мира должны объединиться воедино.
9.Фирма реализует тетради по самой дешевой цене.
10.Ученики уделяли заботу своей первой учительнице.
11.На стенах холла висела живопись.
12.В этом парке стоит удивительная по своей красоте архитектура.
13.Одетые в шубы, валенки, теплые рукавицы, наши зрители не воспринимали мороза.

Контрольные вопросы к §9












Дайте определение понятия «речевая избыточность». Назовите виды речевой избыточности. Охарактеризуйте один из них. Приведите примеры речевой избыточности (2-3) (Билет № 15 – ДЗ).

Дайте определение понятия «речевая недостаточность». Приведите примеры речевой недостаточности (2-3) (Билет № 16 – ДЗ).

Дайте определение понятия «тавтология». Приведите примеры (2-3) (Билет № 17 – ДЗ).

Дайте определение понятия «плеоназм». Приведите примеры (2-3) (Билет № 18 – ДЗ).

Дайте определение понятия «лексический повтор». Приведите примеры (2) (Билет № 19 – ДЗ).

Перечислите способы исправления плеоназма и тавтологии. Приведите примеры (3)

(Билет № 20 – ДЗ).

Домашнее задание:

1.§ 9 - Блок информации

2.Контрольные вопросы к § 9

Словарная работа к занятию № 10: выясните значение слов (см. Приложение № 1); выпишите в рабочую тетрадь; выучите.

Самостоятельная работа «Проверь себя»

Подготовьтесь к Итоговому контролю.

Итоговый контроль

Самостоятельная работа № 3

«Лексические нормы».

Фразеология

Занятие № 11

Фразеологические нормы. Медицинские фразеологические обороты.

Словарная работа

Произнесите слова, соблюдая акцентологические нормы. Выясните их значение.

Запомните правописание.

Гастр о энтер`олог, гастроск о п`ия, п е р и т о н`ит, гастр`ит, ц иррз

Орфографическая разминка

Вставьте пропущенные буквы, выберите орфограмму из скобок, запомните правописание слов медицинской терминологии.

Д…зинфекция, д…зентерия, в…л…рианка, в…лдырь, м…золь, в…лидол, н…в…каин, п…т…логия, м…н…пуляции, х…рургическая пр…ц…дура, пр…вивка, мед…к…менты, пр(о,а)ф…лактика, р…зекция, р…лаксация, р…анимация, ко…рдинация, ст…рилизация, пневм…ния, д…сфагия, с…мптом, п…р…тонит.

Пунктуационная разминка

1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, выберите нужную орфограмму из скобок,

Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

Сделайте синтаксический разбор предложения.

Гастр…скопия имеет большое значение при расп…знавании гастрита эрозий язв и п…липов ж…лудка практически (не) определяемых (в)виду их малого размера при рен…генологич…ском и(с,сс)ледовании.

Тест для контроля исходного уровня знаний

Определите, где неверно указано значение фразеологизма.

1)стреляный воробей – опытный

2)обводить вокруг пальца – обманывать

3)с гулькин нос – много

4)яблоку негде упасть – тесно

В каком ряду верно указаны синонимы к фразеологизму?

1)Кот наплакал – вредно, глупо

2)С горем пополам – еле-еле, кое-как

3)Поставить крест – креститься, унижать

4)Водить за нос – заглушать, мешать

В каком ряду верно указаны антонимы к фразеологизму?

1)рукой подать – быстро, хорошо

2)язык проглотить – вредно, тихо

3)под шумок – громко, открыто

4)вавилонское столпотворение – суета, беспорядок

Укажите фразеологизм со значением «большое количество чего-либо».

1)между двух огней

2)ни два ни полтора

3)как звезд на небе

4)лежать мертвым грузом

Найдите предложение с фразеологизмом.

1)Дерево глубоко пустило свои корни.

2)Марья распустила свои косы.

3)Внук специально пустил козла в огород.

4)Крестьяне нередко пускали красного петуха на барские усадьбы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: