Сложение с одновременным присоединением суффикса: сенокосилка, первопроходец

В результате сложения в русском языке появилось много сложных существительных, в составе которых сохранились сокращенные части слов:

оргстекло, спецмашина, спецназ.

Сложносокращенные существительные иногда образуются путем сложения начальных букв слов:

Российская Федерация – РФ

Федеральная служба безопасности – ФСБ

Ярославский медицинский колледж – ЯМК

высшее учебное заведение – вуз.

  Образование сложносокращенных слов называется аббревиацией, а слова, образованные таким способом, называются аббревиатурами.

Чтобы лучше разобраться в том, как происходит образование нового слова в русском языке, нужно внимательнее присмотреться к однокоренным словам. Все однокоренные слова находятся друг с другом в определенной связи.

Словообразовательная пара – это два однокоренных слова, одно из которых непосредственно образовано от другого (то есть это исходное и производное слова): написание от написать, елка от ель, отбежать от бежать.

Словообразовательная цепочка – это ряд однокоренных слов, которые последовательно образуются друг от друга. Словообразовательная цепочка – может состоять из трех и более однокоренных слов.

Грамота → грамотный → неграмотный

Вред → вредить → вредитель → вредительство

Боль → болеть → болезнь → болезненный.

Составление словообразовательных цепочек – это не только увлекательное занятие, но и очень полезное, так как выяснение последовательности образования слова помогает лучше понять его лексическое значение и морфемное строение.

Словообразовательное гнездо - это группа однокоренных слов, расположенных в определенном порядке, который показывает последовательность образования родственных слов друг от друга. Во главе каждого гнезда стоит исходное слово.

 


                      дым - ок → дым- оч- ек            

                      дым – чат - ый

     дым    дым – и – ть                           дым – и – ть – ся

                                                                          за – дым – и – ть

                                                                          на –дым – и – ть

                      дым –о –ход                          дым – о – ход – н – ый

Среди неморфологических способов словообразования различают:

1.Лексико-семантический – появление новых слов в результате изменений в значении уже существующих в русском языке слов. Например: прапорщик (знаменосец) – прапорщик (воинское звание), бригадир (воинское звание) – бригадир (руководитель трудового коллектива).

2.Морфолого-синтаксический – появление новых слов в результате перехода слов из одной части речи в другую. Например: столовая (ложка) – прилагательное - столовая (помещение) – существительное.

3.Лексико-синтаксический – появление новых слов в результате сращений сочетаний слов. Например: высококачественный – высоко + качественный, тотчас – тот + час.


Словообразовательный разбор

Цель словообразовательного разбора – установление способа образования слов.

При словообразовательном разборе выясняется производящая основа и способ образования слова. Для этого необходимо:

1) установить лексическое значение разбираемого слова и выделить в нем основу;

2) найти ближайшее по смыслу родственное слово (слова), от которого (которых) образовано данное слово, и указать в нем основу (основы);

3) сопоставляя состав основ разбираемого и ближайшего родственного слова (слов), установить способ словообразования, указать те значимые части слова, при помощи которых оно образовано.

 

III.Нарушения словообразовательных норм.

Незнание особенностей функциональных стилей русского литературного языка является основной причиной возникновения словообразовательно-стилистических ошибок.

Словообразовательно-стилистические ошибки, как правило, связаны с использованием в официально-деловом и научном стилях экспрессивно окрашенной, разговорной лексики с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Например: копалка, богатость (вместо: богатство), красивость (вместо красота).

Или: Мастерская производит окраску (вместо: покраску) в зелененький (вместо: зеленый) цвет.

Практика

Упражнение 43

Укажите, какая основа является производящей для данных слов.

Песочница (песок, песочный), бескостный (кость, костный), рыбак (рыба, рыбачить), разрумяниться (румяный, румяна, разрумянить), по-гусиному (гусь, гусиный), аристократично (аристократ, аристократичный).

Упражнение 44

Из слов, приведенных ниже, постройте словообразовательные цепочки.

Образец: бессвязный – вязать – связать – бессвязно – связь – связный.

 

Словообразовательная цепочка: вязать – связать – связь – связный – бессвязный – бессвязно.

 

Смех – смешно – смешок – смешинка – усмешка – усмехаться.

Фабрикант – по-фабричному – фабрика – фабричный – фабрикантский.

Фантаст – фантазия – фантазер – фантазировать – фантастично – пофантазировать – фантастичный.

Упражнение 45

Выстройте словообразовательное гнездо из приведенных слов. Укажите производящую основу и словообразовательные элементы.

Годик, ежегодный, ежегодник, годовой, годовалый, одногодок, двухгодичный, год.

Упражнение 46

Укажите способы образования слов (морфологические и неморфологические).

Медсестра, вакциноустойчивый, сердечно-сосудистая система, операционная, медвуз, акушерочка, стоматолог-ортопед, гигиенический, фельдшерско-акушерский пункт, флюорография, гемофобия, гемофилия, эндоскопия, наркомания, дерматолог, здравоохранение, металлопластмассовая конструкция, поджелудочная, сердечный ритм, врачебный, медосмотр.

 

Контрольные вопросы к §11

1.Что вы знаете о морфемике?

2.Какие вы знаете морфемы? Дайте определение морфемам.

3.Что такое словообразование?

4.Укажите основные морфологические и неморфологические способы словообразования. Приведите примеры.

5.Аббревиация, аббревиатура.

6.С какими разделами грамматики связано словообразование?

Домашнее задание:

1.§ 11 - Блок информации

2.Контрольные вопросы к § 11

Упражнение 46

Словарная работа к занятию №12: выясните значение аббревиатур; выучите.

Морфология. Морфологические нормы.

Занятие № 13

Имя существительное. Варианты окончаний существительных в именительном и родительном падежах множественного числа.

Словарная работа

Произнесите слова, соблюдая акцентологические нормы. Выясните их значение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: