Раскройте скобки, допишите окончание

1.Договор … были подписаны с обеих сторон.

2.Госпитал… оперативно приступили к работе.

3.Поле в несколько гектар… мы распахали за несколько часов.

4.Завтра иду в туристический поход, а у меня нет джинс…, шорт…, носк…

5.Для проведения бесед и докладов были подобраны квалифицированные лектор….

6.Водить автобусы по горным дорогам могут только опытные шофер…

7.В эту душную ночь приятно было ощущать свежесть льняных простын…

8.На лечебном отделении учатся несколько (якуты, турки, армяне).

9.В этом же здании обучаются будущие повар…

10.Попадались только осколки фарфоровых (блюдца).

11.Я нанял шесть быков и нескольких (осетины).

12.Лошадей с трудом оторвали от (ясли), полных овса.

Контрольные вопросы к §12 I, II

Дайте определение понятий «морфология», «морфологическая норма». Приведите примеры (2-3 на разные части речи) (Билет № 11 – ДЗ).

2.Расскажите о вариантах окончаний имен существительных в именительном падеже множественного числа.

3.Расскажите о вариантах окончаний имен существительных в родительном падеже множественного числа.

 

Домашнее задание:

1.§ 12 - Блок информации.

2.Контрольные вопросы к §12.

Упражнения 48, 50.

Словарная работа к занятию №13: выясните значение слов (см. Приложение № 1); выпишите в рабочую тетрадь; выучите.

Самостоятельная работа «Проверь себя».

Подготовьтесь к Итоговому контролю.

Итоговый контроль

Самостоятельная работа № 5

«Нормативное употребление существительных в именительном и родительном падежах множественного числа»:

Поставьте имена существительные в им.п. мн.ч.

Поставьте имена существительные в род.п. мн.ч.

 

Занятие № 14

Определение рода нарицательных несклоняемых имен существительных. Особенности склонения фамилий. Особенности употребления имен собственных – географических названий.

Словарная работа

Произнесите слова, соблюдая акцентологические нормы. Выясните их значение. Какого рода эти слова? Почему?

П`ани, фр`ау, м`и сс, м`и сс ис, л`еди, мил`еди, эм а нсип`е, инжен`ю, трав е ст`и

Блок информации

I.Как определить род нарицательных несклоняемых имен существительных?

Много ошибок вызывает установление рода несклоняемых имен существительных. Для грамотного согласования этих существительных с прилагательными и глаголами необходимо знать следующие правила:

1.Если существительное неодушевленное, то оно относится к среднему роду. Например, такси, шоссе, домино (игра), какао, кр`едо, коммюник`е, раг`у, дось`е, интервь`ю, таб`у, фи`аско, аутодаф`е, амплу`а.

Если существительное одушевленное, то оно может быть мужского, женского или общего рода.

                        Несклоняемые имена существительные

Одушевленные:                                                                      Неодушевленные:

 м.р.; ж.р.; общ.р.                                                              ср.р.

Одушевленные несклоняемые имена существительные могут быть:

Мужской род Женский род Общий род
1.Если обозначает обращение к мужчине: месь`е 1.Если обозначает обращение к женщине: м`исс, м`иссис, п`ани, фр`ау, мад`ам.

К общему роду относятся одушевленные имена существительные, равноправно относящиеся как к мужчинам, так и к женщинам:

 

визав`и

домин`о(не игра)

инк`огнито

парвен`ю

протеж`е

`янки

гр`инго

2.Если обозначает социальное положение мужчины: д`енди, ид`альго, кабаль`еро, шеваль`е, эф`енди, буржу`а, ранть`е . 2. Если обозначает социальное положение женщины: л`еди, мил`еди, эмансип`е.
3.Если обозначает профессию или род занятий, традиционно считающихся мужскими: атташ`е, импрес`арио, крупь`е, кюр`е, ма`эстро, порть`е, р`ефери, конферансье. 3.Если обозначает профессию или род занятий, традиционно считающихся женскими: инжен`ю, травест`и
4.Если обозначает животных или птиц: шимпанзе, фламинго, пони, колибри, какаду. 4.Если в контексте подразумевается самка: Динго кормила щенков.
ИСКЛЮЧЕНИЯ: к муж.р. относятся слова: ботинок, георгин, довесок, зал, занавес, картофель, коррект`ив, кофе, погон, рельс, рояль, толь, эпол`ет, `евро, пен`альти, сир`окко, х`инди, эк`ю, шампунь, тюль; к жен.р. относятся слова: бакенб`арда, бандероль, ву`аль, манж`ета, мозоль, плацк`арта, пр`осека, т`уфля, чин`ара, авен`ю, ивас`и, кольр`аби, мац`они, сал`ями.

Обратите внимание:

Чтобы правильно определить род несклоняемых существительных, необходимо знать их значение. Выясните значение слов, выделенных жирным шрифтом

(см. Приложение № 2)

Практика

Упражнение 51

Подберите к данным иноязычным словам русские соответствия, определите род тех и других.

Манто, портмоне, интервью, трюмо, шоссе, ателье, конферансье, пари, резюме, кольраби, пенальти, иваси.

Упражнение 52

Определите род существительных. Составьте 3 - 5 предложений.

Идальго, домино (не игра), парвеню, протеже, кредо, коммюнике, киви (фрукт), янки, эмансипе, фрау, кюре, хинди, мацони, меню, импресарио, какао, кофе, тюль, какаду, колибри, пианино, пюре, пени, в`иски, киви (птица), эфенди, туфли, рельсы, георгины, толь, шевалье, пани, манжеты, коррективы.

Упражнение 53

К каждому слову подберите подходящие по смыслу прилагательные, определите род существительных.

Леди,лосось, табель, мозоль, бра, бандероль, бюллетень, Сочи, рояль, визави, маэстро,

фламинго, шимпанзе, амплуа, салями, авеню, рагу, шасси, Токио, Капри, МИД.

Блок информации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: