Для исследования статических характеристик принимаем структурную схему электропривода, которая имеет следующий вид:

Рис. 6 – структурная схема для расчёта статики.
В структурной схеме есть следующие обозначения:
РС – регулятор скорости;
УЗТ – устройство зависимого токоограничения;
РТ – регулятор тока;
ТП – тиристорный преобразователь;
– коэффициент усиления двигателя;
– напряжение потенциометрического задатчика скорости на входе РС;
– напряжение обратной связи по скорости;
– коэффициент передачи потенциометрического делителя в цепи тахогенератора;
– напряжение на выходе РС;
– напряжение, снимаемое с датчика скорости ДС (тахогенератор);
– коэффициент обратной связи по току;
– коэффициент передачи тахогенератора;
– напряжение на выходе РТ;
– выпрямленное напряжение;
– ЭДС якоря.
– коэффициент усиления регулятора скорости;
– коэффициент передачи УЗТ;
– коэффициент усиления регулятора тока;
– коэффициент усиления ТП.
Для определения
будем рассматривать электромеханические характеристики в диапазоне допустимых перегрузок, когда
равен единице.
В разомкнутой по скорости системе коэффициент
,
. Уравнение статики:


где
– заданное значение выходной координаты, определяемое задатчиком,
- статическая ошибка регулирования в разомкнутой системе, зависящая от возмущающего воздействия.
Основные уравнения замкнутой системы (
,
):
,
где
– сигнал ошибки на входе РС;
Подставляем второе уравнение системы в первое:
, где
В – задающее напряжение на входе РС;
– напряжение обратной связи по скорости.
– ЭДС источника задающего сигнала;
– сопротивление резисторов на входе РС;
– внутренние сопротивления задающего источника и тахогенераторы;
– полное сопротивление потенциометров в цепях задания и тахогенератора;
– регулируемое сопротивление задатчика, который фиксируется в четырёх положениях – 5000, 10000, 15000 и 20000 Ом. Наибольшая скорость
при
;
– регулируемое сопротивление потенциометра в цепи тахогенератора,
– сопротивление, при котором электромеханическая характеристика проходит через точку (
;
);
кОм – сопротивление тахогенератора.
Тогда
, где
– заданное значение выходной координаты в замкнутой системе,
– статическая ошибка регулирования в замкнутой системе.
Известно, что в замкнутой системе статическая ошибка регулирования меньше, чем в разомкнутой в
раз, то есть
.
Суммарный петлевой коэффициент усиления найдём из выражения:
62, где
;
;
–макс. выпрямленное напряжение;
– коэффициент преобразования схемы выпрямления по напряжению;
– максимальное управляющее напряжение;
– для ДПТ параллельного возбуждения;
= 0,098 Ом;
;
5
- коэффициент передачи датчика тока, согласно тех. паспорту.
– максимальная относительная статическая ошибка регулирования в замкнутой системе, принимается равной 2÷3 %;
– диапазон регулирования скорости;
– скорость идеального холостого хода. 
Искомое значение
находим по формуле:

;
Устройство зависимого токоограничения УЗТ предназначено для быстродействующей защиты преобразователя от токовых перегрузок в функции напряжения на якоре двигателя (частоты вращения его вала). Для наиболее полного производительного использования двигателя по току (мощности) УЗТ меняет уставку токоограничения при регулировании в соответствии с перегрузочной характеристикой двигателя. Известно, что высокомоментные двигатели имеют обратно-пропорциональную перегрузочную характеристику
. С этой целью УЗТ ограничивает задающий сигнал на входе контура тока
в функции сигнала
, поступающего с тахогенератора ДС. Ограничение
осуществляется путём шунтирования выхода РС с помощью двух шунтирующих диодов.
Для формирования требуемой перегрузочной характеристики привода
необходимо определить значения входных сопротивлений УЗТ, то есть коэффициенты
и
.
Напряжение подпора диодов УЗТ изменяется по закону:
,
где
– максимальное опорное напряжение;
– относительное положение движка потенциометра;
– относительное положение движка потенциометра
Зависимость
определяет максимальное напряжение на якоре двигателя. Эта зависимость линейная (обратно-пропорциональная), поэтому её можно задать по двум точкам. При скорости, равной нулю, равна нулю и противо-ЭДС якоря, поэтому можем записать:
,
где
– максимально допустимый ток;
– коэффициент допустимой перегрузки по току;
– коэффициент передачи обратной связи по току электропривода;
– сопротивление на входе датчика тока ДТ по цепям задания и обратной связи.
Далее приравнивая два выражения при
, определяем
:
, 

Вторую точку графика найдём при скорости
. Пользуясь структурной схемой, можно записать:
.
Принимаем
.
– Номинальная частота вращения;
Откуда
.
Теперь по точкам (I;ω), (I; ω =0) можем построить перегрузочную прямую:
Рис. 7 – график перегрузочной характеристики УЗТ.






