Понятие и виды органов исполнительной власти

В действующем законодательстве термины «орган исполнительной власти» и «органы гос. управления» используются как равнозначные.

Орган исполнительной власти представляет собой такую организацию, которая, являясь частью гос. аппарата, имеет компетенцию, структуру, территориальный масштаб деятельности, образуется в порядке, установленном законом или другим нормативным актом, пользуется определенным методом в работе, наделена правом выступать по поручению государства и призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять руководство в хозяйственной, социально-культурной и административно-политической сферах.

Каждый орган исполнительной власти имеет внутреннюю структуру, территориальный масштаб деятельности и компетенцию.

Административная правоспособность и дееспособность органов исполнительной власти возникает одновременно с их образованием и определением компетенции, а прекращается в связи с их упразднением.

Органы исполнительной власти находятся на бюджетном финансировании и являются юридическими лицами.

Особенности:

1) основная цель – осуществление властных полномочий;

2) не подлежат государственной регистрации;

3) создаются вышестоящим государственным органом, а не добровольным путем;

4) не имеют и не утверждают своих уставов;

5) имеют в штате государственных служащих.

С учетом территориального масштаба деятельности органы исполнительной власти могут быть 2 уровней:

1) федерального (центральные и территориальные)

2) субъектов федерации (центральные и территориальные)

На всю территорию России свою деятельность распространяют Правительство, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти. Органы исполнительной власти субъектов Федерации осуществляют свою деятельность соответственно в пределах своей территории, т.е. части территории России.

Кроме того, имеются межтерриториальные органы, деятельностью которых могут охватываться несколько субъектов (например, железные дороги, военные округа и т.п.)

В зависимости от объема и характера компетенции органы исполнительной власти подразделяются на:

1. органы общей компетенции, осуществляющие руководство на подведомственной территории всеми или подавляющим большинством отраслей управления и сфер деятельности (президентуры, правительства, администрации субъектов РФ)

2. органы отраслевой компетенции, на которые возложено руководство отдельными отраслями управления или сферами деятельности (министерство юстиции РФ, структурное подразделение администрации)

3. органы межотраслевой компетенции, которые ведают специальными вопросами управления, имеющими межотраслевое значение (министерство образования и науки РФ, органы статистики)

4. органы специальной компетенции, которые осуществляют различного рода регулятивные, разрешительные, контрольные и надзорные функции в различных сферах управленческой деятельности (федеральные службы и агентства)

По порядку разрешения подведомственных вопросов различаются:

1. коллегиальные органы управления, решающие основные вопросы на коллегиальной основе, т.е. большинством голосов лиц, входящих в их состав (Правительство, федеральная служба по надзору, федеральное агентство)

2. единоначальные органы, в которых основные вопросы решаются их руководителями (министерство, администрация субъекта РФ, федеральная служба, федеральное агентство)

По организационно-правовым формам

1. на федеральном уровне различаются:

- Правительство РФ

- Министерство РФ

- Федеральная служба России

- Федеральное агентство

2. на уровне субъектов РФ могут быть:

- правительства (советы министров)

- министерства

- комитеты

- департаменты

- главные управления

- управления

- комиссии

- инспекции

- отделы

- службы и иные органы

Принципы, на базе которых строится и функционирует система органов исполнительной власти (на основе анализа норм Конституции РФ, ФЗК «О Правительстве РФ», ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ):

1. самостоятельность органов исполнительной власти (выражается в том, что органы исполнительной власти не находятся в организационном подчинении у органов законодательной власти)

2. единство системы органов исполнительной власти

3. федерализм (разграничение предметов ведения и полномочий между органами исполнительной власти)

4. законность

5. принцип сочетания централизации и децентрализации (децентрализация означает закрепление законодательством предметов ведения и полномочий за или иным органом, которые он должен осуществлять самостоятельно без вмешательства со стороны вышестоящих органов)

6. принцип народовластия

7. гласность

8. обеспечение прав и свобод человека и гражданина

9. ответственность

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ.

Правительство РФ – это коллегиальный орган исполнительной власти общей компетенции, возглавляющий систему исполнительной власти государства.

Состав Правительства РФ зависит от структуры федеральных органов исполнительной власти, т. е. системы этих органов, предопределяемой целями и задачами деятельности исполнительной власти в соответствующий период времени.

Правительство РФ состоит из членов Правительства РФ (27 членов):

1)Председателя Правительства РФ, 

2) заместителей Председателя Правительства РФ (9 заместителей, двое из которых имеют статус первых)

3) федеральных министров (18 министров, один из которых является одновременно зам. Председателя Правительства РФ).

Конституция РФ значительно сократила число подведомственных органов, руко­водители которых могут входить в состав Правительства. Ранее на основе Закона РФ от 22 декабря 1992 г. «О Совете Министров — Правительстве Российской Федерации» в состав Правительства наряду с федеральными министрами могли входить председатели государственных комитетов, а также председатели правительств республик (по должности).

Председатель Правительства РФ назначается Президентом с согласия Государственной Думы, а освобождается от должности также Президентом РФ по заявлению Председателя Правительства РФ об отставке либо в случае невозможности исполнения им своих полномочий. Президент РФ уведомляет Совет Федерации и Государственную Думу об освобождении от должности Председателя Правительства РФ в день принятия решения. Освобождение от должности Председателя Правительства РФ одновременно влечет за собой отставку всего Правительства РФ. Президент РФ вправе до назначения нового Председателя Правительства РФ поручить исполнение его обязанностей одному из заместителей Председателя Правительства РФ на срок до двух месяцев. В случае временного отсутствия Председателя Правительства его обязанности исполняет один из его заместителей в соответствии с письменно оформленным распределением обязанностей.

Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ; они имеют право подавать заявления: об отставке.

После на­значения на должность председатель Правительства представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнитель­ной власти (перечень предлагаемых к созданию феде­ральных министерств и ведомств), а затем определяет основные направления деятельности Правительства и ор­ганизует его работу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: