Общие правила назначения административных наказаний представляют собой основополагающие начала (принципы), которым должны руководствоваться судьи, уполномоченные органы и их должностные лица при наложении административного наказания на лицо, совершившее административное правонарушение. Прежде всего должны быть соблюдены все принципы административной ответственности (законность, равенство всех перед законом, справедливость, принцип презумпции невиновности и др.).
Основополагающими правилами наложения наказания являются следующие принципы:
1) законность;
2) целесообразность;
3) своевременность воздействия;
4) сложение наказаний, налагаемых за совокупность нарушений.
Проявления принципа законности многообразны:
1) противоправность как основание привлечения к ответственности, правильная квалификация действий,
2) компетентность органа или должностного лица, принимающего решение по делу;
3) назначение наказания в пределах, установленных санкцией той статьи, по которой квалифицированы действия. Пределы для каждого административного наказания определяются путем указания их в санкции нормы, устанавливающей конкретный вид и размер наказания. Орган, должностное лицо, судья не вправе выйти за пределы, установленные законодателем в санкции правовой нормы. Однако КоАП предусмотрена возможность освобождения от наказания. Такая ситуация возникает при малозначительности совершенного административного правонарушения. Как правило, к разряду малозначительных административных правонарушений могут быть отнесены правонарушения, за совершение которых закон предусматривает административное наказание в виде предупреждения или минимального размера штрафа.
|
|
Важнейший принцип применения административных наказаний – целесообразность. Его главные проявления: индивидуализация наказания.
Законодатель обязывает правоприменителя при выборе меры воздействия для физического лица учитывать:
- обстоятельства, при которых было совершено деяние,
- обстоятельства, характеризующие правонарушителя,
- его имущественное положение,
- степень его вины,
- обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются:
- характер совершенного им правонарушения,
- имущественное и финансовое положение,
- обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено. Неисполнение обязанности влечет определенные правовые последствия: при совершении нового правонарушения в течение одного года, оно может рассматриваться в качестве повторного и тем самым повлечь усиление административной ответственности в пределах санкции соответствующей статьи.
|
|
Принцип своевременности действий органов исполнительной власти означает установление нормами права сроков совершения действий субъектами административного права, т.е. сроки, по истечении которых исключается возможность назначения административного наказания. Речь идет о том, что по истечении этого срока производство по делу не может быть начато, а начато производство подлежит прекращению.
Чтобы грамотно решить вопрос о сроке, нужно учитывать 4 юридически значимых обстоятельства:
- размер срока, установленный законом;
- с какого юридического факта он начинает исчисляться;
- какой юридический акт прекращает его исчисление;
- какое время закон включает (не включает) в исчисляемый срок.
Ст. 4.5 КоАП устанавливает, что административное наказание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения. Датой начала исчисления срока является день, следующий за днем, в который было совершено правонарушение. Юридическим днем окончания срока считается день, когда было вынесено постановление о наложении наказания, а фактически – фактическое окончание срока.
Из этого общего правила ст. 4.5 КоАП РФ предусматривает исключения:
1) при фактически неоконченном длящемся нарушении срок исчисляется со дня его обнаружения;
2) за нарушение законодательства РФ о внутренних водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне РФ, таможенного, антимонопольного, валютного законодательства, законодательства об охране окружающей природной среды, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе постановление не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения; при длящемся правонарушении – по истечении одного года со дня обнаружения его (ч. 1 ст. 4.5).
3) в случае отказа в возбуждении уголовного дела либо его прекращении, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения, административное наказание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.
4) за административное правонарушение, влекущее применение административного наказания в виде дисквалификации может быть привлечено лицо не позднее одного года со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении – одного года со дня его обнаружения.
Принцип назначения наказаний за совершение нескольких правонарушений (совокупность нарушений).
В КоАП РФ понятие «совокупность административных правонарушений» не раскрывается. И только по аналогии с уголовным законом можно сделать вывод о том, что совокупностью административных правонарушений признается совершение лицом двух и более административных наказаний, по каждому из которых не истекли сроки давности привлечения к административной ответственности, и ни за одно из них не налагалось административное наказание.. Административные правонарушения могут быть совершены как одновременно, так и в разное время.. Каждое из правонарушений при их совокупности должно квалифицироваться по отдельной статье КоАП РФ. В отличие от уголовного законодательства не предусматривается возможность сложения наказаний, назначенных за несколько правонарушений: при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. Единственное исключение предусмотрено ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, когда дела о совершенных правонарушениях рассматриваются одним и тем же органам (должностным лицом). В этом случае административное наказание назначается в пределах только одной санкции, т.е. допускается поглощение менее строго наказания более строгим. Если нормами Особенной части КоАП за любое из совершенных правонарушений предусмотрено дополнительное наказание, в этом случае к основному наказанию может быть присоединено одно из дополнительных наказаний.
|
|
При назначении наказания по совокупности правонарушений следует отличать из от правонарушений, совершенных повторно (неоднократно). Повторность характеризуется совершением двух и более однородных правонарушений, за которое лицо ранее привлекалось к административной ответственности, но при этом не прошел еще 1 год.
Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение 1 года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.
При определенных условиях наличие наказания может рассматриваться как отягчающее обстоятельство, либо служить квалифицирующим признаком для применения более строгой меры наказания.
Течение срока погашения в случае наложения административного наказания в виде предупреждения начинается с момента назначения наказания; срок окончания исполнения административного наказания в виде штрафа, ареста, лишения специального права, дисквалификации совпадает соответственно с выплатой штрафа, со сроком окончания фактического отбывания ареста или с истечением срока, на который гражданин был лишен специального права, а также с истечением срока дисквалификации.
Совершение нового административного правонарушения прерывает течение давностного срока для погашения административного наказания. Он начинает течь с момента исполнения административного наказания, назначенного уже за вновь совершенное административное правонарушение.
|
|
Если виновное лицо подвергнуто основному и дополнительному наказанию, то срок погашения исчисляется со дня окончания исполнения того наказания, которое по времени было исполнено последним.
Лицо, освобожденное от административной ответственности в силу малозначительности административного правонарушения, не считается подвергнутым административному наказанию.