Роль православия в прошлом и настоящем России

Когда Появляются социальные институты? Их роль в объединении и укреплении власти.

Я думаю, что стоит начать с определения, что же такое социальный институт.

Социа́льные институ́ты — исторически сложившиеся формы организации совместной деятельности людей, регулирующие определенную сторону общественных отношений (семья, производство, образование, духовная жизнь и др.) с целью удовлетворения фундаментальных потребностей общества.

Из этого мы можем сделать вывод, что они появляются тогда, когда нужен определенный свод равил, которы сможет регулировать отношения между людьми, решать их конфликты и спорные вопросы. Когда есть потребность в появлении того или иного института.

Безусловно в какой то момент возникла необходимость объединения всех людей. Появились институт Семьи и Религия, лни сказали как нужно жить, что нужно делать, а те кто следили за исполнением получили власть. И эта власть стала гарантом безопасности для тех, кто правила соблюдает. Пока власть дает обществу безопасность оно готово подчинятся и выполнять условия. Быть целостным, покорным. Социальные институты объедияют и управляют, задают нормы.

ИНСТИТУТ РЕЛИГИИ И ЕГО СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ

Большинство современных религий к настоящему времени смогли создать свою особую организацию – церковь. И на данный момент такие организации работают по очень четким правилам

 существует иерархия – специальная структура, где элементы выстраиваются по значимости;

 выработана система особых действий, обрядов (религиозные праздники, последовательность выполнения ритуалов и так далее);

 специальные помещения, символы, убранство (храмы, иконы, изображения и др.).

 

Как и в прежние времена, религия продолжает оказывать большое влияние на людей. Обусловлено это, в первую очередь, тем, что в процессе осуществления религиозных действий, происходит эмоциональное переживание, ведь ими затрагиваются самые важные в человеческой жизни вопросы: жизни и смерти, рождения детей, вступления в брак.

· оказывает влияние на становление и развитие государства;

  • устанавливает моральные нормы, которые важны для общества: не убей, не укради и др.
  • осуществляет нравственное воспитание человека, устанавливая ряд запретов, осуждая или поощряя его действия

 

Рели́гия (лат. religare — связывать, соединять) — определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, умма, сангха, религиозная община).

Из всех представленных определений, моему мироощущению подходит именно это я полность разделяю его.

Религия в картине мира занимает прочное место. Религиозная картина мира представляет собой целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающих в результате обобщения и синтеза религиозного опыта людей. Религиозная картина мира исходит из различения бытия самого по себе и существования, т.е. мира, обладающего бытием в силу его сотворенности. Различие это имеет первостепенное значение для понимания этого подхода. Дело в том, что религиозная концепция бытия дуалистична, поскольку она противопоставляет абсолютное, сверхъестественное бытие, тождественное с Богом, всему многообразию естественных вещей, наделенных бытием. По сути дела, эта картина предусматривает две, коренным образом отличные одна от другой онтологии: онтологию несотворенного бытия и онтологию бытия сотворенного. Абсолютное бытие не может быть познано рациональным путем. Человек, осмысливающий мир как нечто самодостаточное, верит в возможности разума. Иное дело религиозное представление о мире. Единственное на что способен человеческий разум, - подчинить себя вере в существование Абсолюта, а каков Абсолют - это не дело разума. Религия помогает человеку жить и выживать находить веру. Религиозное мировоззрение опирается на веру, а его основные идеи, как правило, записаны в текстах, священных для сторонников данной религии. Приверженцы той или иной религии убеждены, что священные тексты продиктованы или вдохновлены Богом (или богами), либо написаны святыми и посвященными учителями.

Религия создает определенную картину мира, определяет ценности и нормы, которые регулируют и направляют поведение людей. Одни религии настраивают на созерцательное отношение к миру (например, буддизм), другие – на активное, деятельное отношение (например, христианство).

 

 

 

Роль православия в прошлом и настоящем России

Церковь принесла на русскую почву, на основе восточно-канонического представления, византийское учение о православном царстве, русской государственной власти в духе теократического самодержавия (глубоко измененного затем Петром Великим и перешедшего с той поры в значительной мере в светский абсолютизм. Она выступила звеном которое в 988 смогло объеденить враждующие княжества, а также укрепить княжескую власть.

Роль церкви огромна и в области материальной культуры, в сфере народно-хозяйственной и государственно-колонизационной. Церкви и особенно монастыри, обеспеченные в древней Руси почти единственной тогда натуральной валютой - земельными угодьями - приняли гигантское участие в хозяйственном строении русской земли наряду со всеми служилыми и тяглыми классами населения. Они колонизовали лесные дебри и болота, подымали земельную новь, насаждали промыслы и торговлю. К 16-му веку церквам и монастырям принадлежала одна треть всей государственной территории с правами судить и рядить сидевшее на ней население, хозяйствовать, собирать подати и поставлять рекрутов. Это было разделение с центральной властью государственных обязанностей и забот. Там же. С.156.

На месте разрозненных и слабо развитых в экономическом, социальном и политико-государственном отношении восточнославянских племен, разбросанных на окраине европейского континента, на границе между оседлыми поселениями и Великой Степью - жизненным пространством кочевых народов, - возникло европейское феодально-монархическое централизованное государство, сплоченное единой идеологией и созидательными устремлениями. Так, в самом общем виде обычно определяется значение христианизации как государственного института Руси в отечественной истории.

в православии церковь понималась как духовная опора сильной централизованной авторитарной власти государства. Светская же власть императора, царя или князя рассматривалась церковью как земное воплощение основополагающих религиозных идей;

- православная христианская церковь, прочно опираясь на религиозные традиции раннего христианства, решала все основные вопросы богословской, богослужебной и мирской практики коллегиально, сообща. Соборность выступает как высшая форма церковной и религиозной легитимности. Карташев А. История русской церкви.- М.: Наука, 1959, С.99.

Отсюда возникает необходимость сильной централизованной монархической власти, освященной церковными полномочиями. Автокефальный, то есть самостоятельный, статус различных церквей восточного христианства означал их зависимость от государства, выступавшего как гарант веры. С утверждением самостоятельности московского патриаршества в XV в. церковь на Руси становится существенным орудием централизации, утверждения государственного единства.

Церковь объединяла, образовывала, дала толчок в экономическом и политическом развитии. Если говорить о православии сейчас, то можно обратиться к опросам среди населения.

46% россиян считают, что православие является сегодня государственной религией страны. Вопрос вероисповедания главы государства важен для общества, и 50% полагают, что президент не может исповедать религию, отличную от православия.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как россияне оценивают роль православия в жизни России, что думают о его влиянии сегодня.

46% россиян считают, что в стране сегодня есть государственная религия, и 44% полагают, что это – православие.

По мнению большинства россиян (56%), Православная церковь сыграла в истории России значительную роль, оказывала определяющее влияние на ход страны в поворотные периоды. Вдвое меньше тех, кто считает, что церковь практически никогда не влияла на ход исторических событий в России (28%).

Большинство россиян признают влияние православия на развитие России, причем почти каждый второй отмечает, что оно чаще выступало движущей и позитивной силой (47%) и только 9% отмечают, что чаще оно тормозило ее развитие. Треть опрошенных полагают, что православие влияния на развитие государства не оказывало.

Сегодня, с точки зрения россиян, Русская православная церковь наиболее заметно влияет на духовно-нравственное состояние общества: в той или иной степени его замечают 64% опрошенных, но при этом чаще считают степень влияния скорее не существенной (46%). На втором месте – жизнь людей: 17% полагают, что Церковь существенно влияет на нее, 39% - влияет, но не существенно (для сравнения, год назад об этом говорили 14 и 35% соответственно). Почти в той же степени заметно влияние на межнациональные отношения (15% полагают, что Церковь влияет на эту сферу значительно, 37% - незначительно).

В меньшей степени, с точки зрения респондентов, Русская православная церковь влияет на внутреннюю (11% указывают на сильное влияние, 35% - на несущественное), внешнюю политику (10 и 32% соответственно) и образование (9 и 31% соответственно).

При этом, по мнению большинства опрошенных, Церковь должна влиять на моральную жизнь всего общества, не вмешиваясь в политику и государственные дела, причем с каждым годом эта точка зрения находит все больше сторонников (с 43% в 2009 году до 50% в текущем году). Треть отводит Церкви роль решения проблем исключительно в религиозной сфере (30%). 15% россиян, напротив, считают, что Церковь должна активно участвовать в обсуждении и решении проблем современного общества и государства.

Для большинства россиян важен вопрос вероисповедания главы государства (64%). Причем 50% считают недопустимым, чтобы президентом России был человек, исповедующий какую-либо отличную от православия религию.

Психоло́гия рели́гии представляет собой применение психологических исследовательских методов и интерпретационных моделей к различным религиозным традициям, формам духовности[1], а также к религиозным и нерелигиозным индивидуумам. Данная наука стремится точно описать детали и происхождение религиозных верований и религиозного поведения, а также связанные с ними обычаи. Хотя психология религии как самостоятельная дисциплина возникла в конце XIX столетия, все три главные задачи решались в течение многих столетий до этого[2].

Многие области религии в настоящее время остаются неисследованными психологией. Хотя религия и духовность играют большую роль в жизни многих людей, остаётся невыясненным, почему в одних случаях они ведут к положительным результатам, а в других — к отрицательным. Этим и обусловлена необходимость исследования того, каким образом и в каком направлении религия и духовность оказывают влияние на жизнь людей. Плодотворные результаты могут быть достигнуты за счёт продолжающегося диалога между психологией и теологией[3].

Свобода совести — естественное право человека формировать свои убеждения. Свобода совести — более широкое понятие, чем свобода вероисповедания. Вопрос о свободе совести возник с началом Реформации в Европе. Это то как ты решаешь жить. Ты сам решаешь и определяешь для себя моральные и этические нормы, если ты не можешь этого сделать или не хочешь, то выбранная тобой религия даст тебе свод правил, о том как нужно жить, и чего не нужно в этой жизни делать.

 Основными религиями, представленными в России, являются христианство (главным образом, православие, есть также католики и протестанты), а также ислам и буддизм. Их взаимодействия сходится к некоторым встречам на которых они делятся друг с другом своим опытом, и ведут дискусии на различные религиозные темы. Не вижу какого либо результата их взаимодействия в жизни

 

Существует много сект, которые запрещены в России. Чаще всего ни запрещены по причине того, что они пропагандируют жестокость, насилие и все то что противоречит морали. Цели этих сект меркантильны они разоряют людей и зомбируют, подчиняя их своей воле. Вот примеры некоторых из них

  «Аум Синрикё»

Известен случай, когда адепт «Аум Синрикё» (запрещенная в России экстремистская организация), житель Москвы Сигачев, после ареста лидера секты Сёко Асахары намеревался провести в Японии несколько террористических актов, если правительство не примет решение об освобождении Асахары и выплате ему 10 млн долларов.

Группа лиц, с которой действовал Сигачев, была вовремя обезврежена во Владивостоке. До этого несостоявшегося инцидента «Аум Синрикё» уже проводила террористические акты в рамках своего учения о скором конце света и истреблении грешников в «последнюю войну Добра и Зла». Достаточно вспомнить распыление отравляющего газа в токийском метро 20 марта 1995 года, когда погибли более 6000 человек.

«Нурджулар»

Хоть Россию и обвиняют в тоталитаризме и нетерпимости, но приговоры российских судов отличаются мягкостью по сравнению с заграничными прецедентами.

Буквально две недели назад, 3 июля, новый срок получил взявшийся за старое лидер признанного экстремистским и запрещенного в России религиозного исламского объединения «Нурджулар» Камил Одилов.

Ранее, в 2013 году, он и Ильхом Меражов уже были осуждены по статье об «Организации деятельности религиозного объединения, в отношении которого судом принято решение о запрете деятельности в связи с осуществлением экстремизма». Тогда они получили условные сроки, теперь же — реальные. В частности, приговор Одилову подразумевает два года лишения свободы.

Подобные «Нурджулар» течения исповедуют слепое подчинение указу духовного лидера. И если он велит пойти и подорвать себя в людном месте во славу бога, то так и будет.

«Свидетели Иеговы»

Секта «Свидетелей Иеговы», также запрещенная в РФ, не менее разрушительна. Ее деятельность деструктивна по своей сути и предполагает практически зомбирование молодежи, заставляя адептов отвергать общечеловеческие ценности, включая ценность человеческой жизни.

«Белое братство»

 

В свое время еще более опасной показала себя секта «Белое братство». Воздействие ее идеологии на молодые умы было так велико, что люди шли на совершенно немыслимые поступки.

Так, в 1994 году один из «белых братьев» убил соседку из-за того, что решил, будто в нее вселился дьявол. А за год до этого была предотвращена попытка массового самоубийства. Лишить себя жизни собирались 616 человек.

Объявившей себя Богом Марии Дэви-Христос или кого-то еще из руководства среди них не было.

Несмотря на бредовость идеологии и путаницу в иерархии верхушки «братьев», секта стремительно набирала последователей. Люди отказывались от документов, видя в них «метку зверя», отдавали недвижимость в пользу «Братства», бросали работу и семьи, оказывались на улице, сходили с ума, совершали ритуальные самоубийства.

Секта бога Кузи

Несмотря на смешное название, то, что делалось внутри этой секты, отнюдь не вызывает улыбки. Сектой, в которой Андрей Попов «Кузя» провозгласил себя богом, проповедовалось разрушение института семьи, убийство родственников, считающихся «демонами», пропагандировался обман окружающих с целью отъема денег и имущества. На собраниях практиковались унижения, коллективные избиения, сексуальное насилие.

С помощью обмана зарабатывались огромные суммы. На православных выставках «кондраты», как себя называли адепты церкви бога Кузи, арендовали 30-40 торговых точек, выдавали себя за монахов дальнего монастыря и предлагали заказать молебен или службу. При таком охвате публики речь шла об огромных деньгах, которые шли Попову.

«Неопятидесятники», или «Харизматики»

Не меньшими мошенниками на ниве религиозных игрищ являются неопятидесятники (запрещены на территории РФ. — прим. ред.). Прикрываясь благими целями, например избавлением молодежи от наркозависимости, они вербуют новых адептов прямо в школах.

Объявляя себя церковью, они не имеют к церкви никакого отношения. Харизматизм с его служениями, похожими на сеансы гипнотизера, — это оккультное течение со ставкой на магию. Это сектантское движение наиболее распространено на территории РФ и включает в себя до 300 000 членов.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: