Характеристика содержания понятия «гуманных чувств» и особенности её формирования в старшем дошкольном возрасте

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Основная часть. Теоретические основы формирования гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста ………………...……………..................5

1.1. Характеристика содержания понятия «гуманных чувств» и особенности её формирования в старшем дошкольном возрасте ………………....................5

1.2. Формы и методы работы воспитания по формированию гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста ……………….……………………...13

Заключение……………………………………………………………………….22

Список литературы………………………………………………………………25

 

Введение

Дошкольное детство является важнейшим периодом в нравственном становлении личности. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание гуманных чувств.

Теоретические аспекты проблемы гуманистического воспитания нашли отражение в работах философов, признававших ценность личности, отводивших центральное место раскрытию её гуманистического потенциала (Н. А. Бердяева, И. А. Ильина, В. С. Соловьёва, П. А. Флоренского и других); психологов, изучавших процессы и механизмы формирования сознания и деятельности ребёнка, давших психологическое обоснование гуманистического воспитания (Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Мас-лоу, К. Роджерса, С. Л. Рубинштейна и других); педагогов, рассматривающих гуманистическое воспитание как формирование образа «Я» личности, духовности и т. д. (М. Н. Берулава, Е. В. Бондаревской, В. В. Краевского, Б. Т. Лихачёва, В. В. Серикова, И. С. Якиманской и других).

Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, к при­роде, к самому себе. С точки зрения гуманизма это отно­шение выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчи­вости, доброте - эмпатии. Исследования показывают, что все эти проявления могут формироваться у детей уже в до­школьном возрасте. В основе их формирования лежит уме­ние понимать другого, переносить переживания другого на себя. А. В. Запорожец называл умение понять другого но­вым видом внутренней психической активности ребенка.

Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается с раннего возраста. Главное направление в методике - проявлять по отношению к ребенку любовь, ласку, чаще употреблять ласковые слова, поглаживание, хвалить малыша за каждое проявление доброжелательности к людям (улыбнулся, отдал игрушку), обучать способам выражения сочувствия, внимания (погладить плачущего, поблагодарить, попрощаться, поздороваться и т.д.).

Нельзя разрешать ребенку проявлять недоброжелательность по отношению к взрослым и детям и тем более подкреплять эти действия положительной оценкой (малыш бьет маму по лицу, а та радуется и смеется). Ребенок очень восприимчив в этом возрасте к оценке взрослого, он как бы «прощупывает» правильность своего поведения через эту оценку и быстро усваивает, что вызвало положительную реакцию, а что - отрицательную.

Результаты исследований Л. Артемовой, Л. Божович, С. Карповой, О. Кононко, В. Котырло, М. Лисиной, Т. Пониманской, Е. Субботского, Т. Фасолько, С. Якобсон засвидетельствовали, что на этапе дошкольного детства моральные нормы являются мотивами поведения. Поэтому, гуманное поведение личности можно начинать формировать в процессе ознакомления ребенка с соответствующими нормами гуманности, которые требуют конкретизации в какой-либо жизненной ситуации.

В исследованиях педагогов и психологов проблема воспитания гуманного поведения представлена такими отдельными ее проявлениями, как чуткость (М. Воробьева, Т. Пономаренко), сочувствие, сопереживание (Г. Кошелева, Л. Стрелкова), гуманные взаимоотношения (Л. Артемова, А. Гончаренко, В. Котырло, В. Павленчик), заботливость (И. Дёмина, М. Тимошенко), взаимопомощь (А. Виноградова, Л. Пеньевская, Т. Пониманская, Т. Репина). Формированию опыта гуманного поведения старших дошкольников посвященное исследование Н. Цукановой, взаимодействия дошкольного учебного заведения и семьи в воспитании гуманного поведения детей старшего дошкольного возраста - Л. Врочинской.

 

Основная часть. Теоретические основы формирования гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста

Характеристика содержания понятия «гуманных чувств» и особенности её формирования в старшем дошкольном возрасте

В современном обществе понятие гуманности рассматривается не только как процесс проявления доброты, сочувствия и любви, но и неотъемлемая часть цивилизованного мира. Современный этап развития общества в условиях социальной нестабильности требует единого подхода к теории гуманных отношений.

 Гуманистическая направленность поведения – это обобщенная характеристика поведения ребенка в окружении сверстников, отражающая его умение ориентироваться в возникшей ситуации, осознавать суть происходящего, проявлять эмоциональную чувствительность к состоянию сверстников. Она проявляется в доброжелательности, которая в зависимости от ситуации принимает разные формы: оказание помощи, поддержка сверстнику, проявление сочувствия, выражение радости от успеха сверстника, стремление чем-либо порадовать его, сделать приятное [11, с. 384].

Всё начинается с воспитания в детстве, и важно, чтобы ребёнок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей. Ребёнок формируется как личность, приобретает свойственные ему черты характера, особенности, которые влияют на поведение человека в жизни, у ребёнка появляется собственное мировоззрение [2,. 86].

Проблема нравственного воспитания волновала педагогов с давних времен. Корни его уходят в Древнюю Грецию, где идеальным считали только того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении. В разные исторические периоды жизни выдвигалось на первый план свое содержание воспитания.

Так, философ-идеалист Сократ (469-399 г. г. до н. э), считал, что существуют всеобщие и неизменные понятия. Целью воспитания, по его мнению, не изучение природы вещей, а познание самого себя, совершенствование нравственности. Аристотель (384 - 322 г. г. до н. э.), в области нравственного воспитания выдвигал в своей философии волевое, деятельное начало, придавал большое значение нравственным навыкам и упражнениям в нравственных поступках.

Природные задатки, развитие навыков и разум - таковы три источника нравственного воспитания. Дальнейшее развитие проблемы нравственного воспитания получили в произведениях Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци и других. Русские просветители А. Н. Радищев, В. Г. Белинский, А. И. Герцен также уделяли нравственному воспитанию большое внимание, рассматривая его как необходимое условие для развития гармоничной личности.

В советское время под руководством Н. К. Крупской была разработана Концепция воспитания, которая основана на развитии гуманных чувств и отношений, коллективизма, трудолюбия, любви к Родине. Вопросам нравственного воспитания большое внимание уделяют современные педагоги и психологи: С. Н. Николаева, И. Н. Курочкина, В. И. Петрова и другие [9, с. 416].

Характеристику качеств гуманного отношения раскрыла Е.Э. Шишлова. Так, под доброжелательностью понимается умение доставить приятное, радость другому (путем приветливого обращения, поздравления с праздником, днем рождения, предложение оказать услугу и др.).

Отзывчивость – это умение разделить радость и огорчения других, откликнуться на просьбу, обращения товарищей, отрицательные переживания, пожалев, успокоив, отвлечения.

Внимательность – умение заметить и понять переживания других: поддержать положительные, помочь преодолеть, облегчить отрицательные.

Заботливость – умение оказать ту или поухаживать за ними.

Справедливость – умение признавать равные права сверстников на участие в совместной игре, выполнение ведущих ролей в ней, защиту собственного мнения.

Существует множество определений способностей. По мнению Л. Г. Ковалева, под способностями следует понимать ансамбль свойств человеческой личности, обеспечивающий относительную легкость, высокое качество овладения определенной деятельностью и её осуществления. По определению Н. С. Лейтеса, способности – это свойства личности, от которых зависит возможность осуществления и степень успешности деятельности [12, с. 583].

Условно педагоги выделяют три этапа формирования гуманных чувств в детском дошкольном возрасте:

- младших дошкольный возраст – «Ему плохо, мне его жалко»;

- средний дошкольный возраста – «Ему плохо. Я так не хочу»;

- старший дошкольный возраст – «Ему плохо. Я хочу ему помочь».

Изучение особенностей формирования гуманных чувств у старших дошкольников происходит в результате сложного развития, представления человека о плохом и хорошем, осознания общественных, социальных норм. Нравственные чувства - это переживания человека своего отношения к действительности к своему собственному поведению. В нравственном сознании личности эти чувства находятся в органическом единстве с нравственными понятиями и представляют как бы сплав нравственного, разумного и чувственного [8, с. 142].

Опираясь на эмоциональную отзывчивость детей, их впечатлительность, яркость воображения, подражательность, педагоги воспитывают у детей первые добрые, гуманные чувства: заботливость, внимательность, доброжелательность. На этой основе начинают формироваться чувства дружбы, товарищества, коллективизма [10, с. 176].

С расширением нравственного опыта, освоением нравственных представлений расширяются и углубляются нравственные чувства детей. Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться сложные социальные чувства: чувство любви к близким людям, к Родине [13, с. 192].

В старшем дошкольном возрасте большое внимание уделяется развитию и обогащению чувств детей, формированию способности управлять ими. В этом возрасте воспитываются нравственные чувства, определяющие отношение детей к окружающим людям, к труду, к природе, к важным общественным событиям. В старшем дошкольном возрасте оно становится более осознанным и основывается на понимании значимости социальной роли трудовой деятельности взрослых, их высоких нравственных качеств. Основой развития этих чувств являются яркие впечатления о явлениях общественной жизни, эмоционально насыщенные знания о своей семье, о жизни своего народа, которые получают дети, например, на занятиях при ознакомлении с художественной литературой.

Одной из первоочередных задач нравственного воспитания дошкольников является воспитание гуманного отношения к близким людям, нацеливает детей на дружеские взаимоотношения в семье: трудиться и заниматься, добиваться положительных результатов общей деятельности, стремиться радовать родителей хорошими поступками, осознавать необходимость справедливого распределения общих заданий в семье [3, с. 74].

Обогащать гуманные чувства: сопереживание, сочувствие, содействие, а также формировать представления о нормах гуманности и соответствующий им опыт доброжелательных проявлений в семье. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует гуманные чувства.

Чувства придают процессу формирования гуманного отношения у детей личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества. Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации - в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества. Вырисовывается механизм нравственного воспитания: (знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение) = нравственное качество.

Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим [1, с. 195].

Таким образом, существуют определенные особенности всех детей этого возраста, в соответствии с которыми необходимо выстраивать воспитание ребенка. Но существуют и индивидуальные различия между детьми, которые основываются, как и взрослых людей, на типе высшей нервной деятельности. Учитывая в воспитании ребенка его индивидуальные особенности, педагог может избежать многих трудностей и достичь лучших результатов в своей работе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: