Понятие и принципы административного права

Лекция 9 Основы административного права

План

1. Понятие и принципы административного права.

2. Понятие и виды административного правонарушения.

3. Понятие административной ответственности.

Понятие и принципы административного права.

Административное право – это отрасль публичного права, предметом регулирования которой являются отношения, складывающиеся в процессе организации и деятельности исполнительной власти.

Субъекты административного права – органы исполнительной власти и их должностные лица: а также граждане и организации, поведение и деятельность которых является объектом административно-управленческого воздействия.

Административное право, наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом, относится к наиболее фундаментальным отраслям права. Слово «администрация» на латинском языке означает управление. Поэтому административное право нередко определяют как право управления, или управленческое право.

Отрасли права отличаются друг от друга, прежде всего по предмету и методу правового регулирования. Административное право как самостоятельная отрасль правовой системы Республики Казахстан призвано регулировать особую группу общественных отношений. Административно-правовое регулирование теснее всего связано с активным государственным вмешательством в общественную жизнь. Главная особенность этих отношений состоит в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, то есть в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти РК. Такого рода отношения, многообразные по своему характеру, и составляют предмет административного права. В условиях реформирования казахстанского общества методы административного, командного властвования все больше уступают гражданско-правовым средствам. Вместе с тем предполагается, что административно-управленческий подход и впредь останется доминирующим во внутренней сфере командно-правовых отношений. Но и здесь он будет претерпевать изменения даже уступая некоторые свои позиции по мере углубления процессов демократизации общества.

Административное право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в процессе организации и функционирования исполнительной власти, в более широком понимании – в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.

Наука административного права выявляет и изучает общие закономерности административно-правового регулирования общественных отношений, раскрывает их сущность, обобщает и распространяет практику применения норм административного права. Она также изучает правовой статус субъектов и объектов государственного управления, способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении, сущность административного процесса, разрабатывает научные проблемы, связанные с совершенствованием отдельных административно- правовых проступков, споров, общего, отраслевого и межотраслевого управления.

Источники административного права – это правовые формы выражения норм права, регулирующих общественные отношения, которые складываются в сфере исполнительно-распорядительной деятельности субъектов административного права.

Под административно-правовым отношением понимается урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны, выступают как носители взаимных обязанностей и прав, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.

Административно-правовые отношения классифицируются по различным критериям. К ним, прежде всего, относится юридическая возможность субъектов исполнительной власти практически осуществлять управляющее или упорядочивающее воздействие на те или иные объекты.

По юридическому характеру взаимодействия участников административно-правовых отношений выделяются вертикальные и горизонтальные правоотношения.

Вертикальные в наибольшей степени выражают суть административно-правового регулирования и типичных для государственно-управленческой деятельности субординационных связей между субъектом и объектом управления.

Горизонтальными признаются те, в рамках которых стороны фактически и юридически равноправны. В них соответственно отсутствуют юридически-властные веления одной стороны, обязательные для другой.

По составу участников правоотношения могут быть внутриаппаратными и внеаппаратными. В первом случае обязательный субъект вступает в отношения с другими звеньями аппарата (органами, служащими). В основе данных правоотношений лежат административно-правовые нормы, определяющие систему органов исполнительной власти, компетенцию, формы и методы внутриаппаратной работы. Во втором случае обязательный субъект взаимодействует с гражданами, негосударственными организациями, государственными предприятиями, учреждениями.

Следовательно, административно-правовые отношения имеют ряд особенностей:

 складывающиеся преимущественно в сфере государственного управления. Обязанности и права сторон этих отношений связаны с исполнительной и распорядительной деятельностью государства, государственным и муниципальным управлением:

 одной из сторон в этих отношениях всегда выступает субъект административной власти. Это орган государственного управления, наделенный полномочиями выступать от имени государства, то есть субъект, наделенный государственно-властными полномочиями, общественное объединение. Если сторонами правоотношения являются два государственных органа, то их взаимные права и обязанности:

 в одних случаях носят характер подчиненности или подконтрольности (руководство настоящим органом или проведение ревизии);

 в других случаях субъекты выступают как равноправные стороны.

 могут чаще всего возникать как по инициативе одной из сторон третьего лица, так и против воли одной из сторон;

 споры между сторонами административно-правовых отношений разрешаются, как правило, в административном порядке или в упрощенном судебном порядке, то есть уполномоченные на то органы или должностные лица сами, без обращения в судебные органы, решают споры;

 к качестве санкций, применяемых к сторонам административно-правовых отношений за нарушением ими своих прав и обязанностей, как правило, применяются меры административной или дисциплинарной ответственности, то есть в случае нарушения административно-правовой нормы, нарушитель несёт ответственность перед государством. Однако в установленных законодательством случаях административно-правовые отношения защищаются и в судебном порядке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: