Состояние, проблемы и задачи развития системы ДО на современном этапе

Лекция №2

Тема: Современные требования к планированию образовательной деятельности в соответствии с ФГОС

План:

1. Состояние, проблемы и задачи развития системы ДО на современном этапе

2. Организационные вопросы и направления государственной политики по развитию ДО

3. ДО в системе непрерывного образования

 

Состояние, проблемы и задачи развития системы ДО на современном этапе

Создание равных стартовых возможностей для обучения в начальной школе (т.е. достижение оптимального уровня развития каждого ребенка дошкольного возраста (д/в) до начала обучения в школе).

Предоставление ребенку д/в возможности самоопределиться в обществе сверстников, т.е. достигнуть необходимого уровня социально-личностного развития, получить навыки социальной адаптации.

Предоставление ребенку возможности овладеть специфическими видами детской деятельности — игрой, конструированием, изобразительной деятельностью, наблюдением и экспериментированием.

Укрепление и сохранение здоровья детей, а также улучшение демографической ситуации в РФ (увеличение рождаемости невозможно без предоставления гражданам социальных гарантий возможности устройства маленького ребенка в организации, реализующие программы дошкольного образования). Особенности современного дошкольного образования:

Система д/о РФ представлена сетью образовательных учреждений (организаций) разных типов, включая индивидуальных предпринимателей, а также формой семейного образования.

В настоящее время (данные 2012 г.) д/о осуществляется в 56,4 тыс. учреждений, из них 52% — в городах и поселках городского типа, 48% — в сельской местности. Сеть учреждений, реализующих основные образовательные программы дошкольного образования (ООП ДО), не ограничивается только традиционными детскими садами — дошкольными образовательными учреждениями (организациями) — ДОУ (ДОО), она включает:

· государственные и муниципальные ДОУ — 77%;

· учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста — 2,7%;

· общеобразовательные учреждения, в которых созданы группы для детей дошкольного возраста — 16,8%;

· негосударственные ДОУ — 1,8%.

Показатель охвата детей дошкольным образованием в РФ составляет около 64%.

По способу организации можно выделить три формы дошкольного образования:

1. Дошкольное образовательное учреждение (организацию).

2. Дошкольную образовательную группу.

3. Дошкольное образование в семье.

Основной структурной единицей д/о являются группы детей д/в, имеющие разную направленность (общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную, комбинированную). При необходимости в ДОУ могут быть организованы группы по присмотру и уходу за детьми (без реализации основной образовательной программы дошкольного образования), а также семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях.

Группы детей д/в могут работать в разном режиме: полного (12 часов), сокращенного (8—10,5 часов), продленного (13—14 часов) дня; круглосуточного или кратковременного (3—5 часов) пребывания.

Наибольшим спросом у родителей пользуются ДОУ полного дня.

В течение времени пребывания в детском саду дети получают 3—5-разовое питание (в зависимости от длительности пребывания), организуется сон, обязательны прогулки, организуются различные виды деятельности детей в соответствии с ООП ДО.

Образовательный процесс в ДОУ осуществляют педагогические работники, среди которых воспитатели, старшие воспитатели, музыкальные руководители, воспитатели по физической культуре, педагоги-психологи, учителя-логопеды, педагоги дополнительного образования.

Д/о РФ сочетается с присмотром и уходом за детьми, важной составляющей которого является медицинское обслуживание детей (профилактические осмотры, прививки, оказание первой медицинской помощи).

Условия предоставления д/о, а также присмотра и ухода за детьми в ДОУ регламентируются санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, которые включают требования к помещению, его освещению и теплоснабжению, к обустройству (включая требования к детской мебели), к прогулочным площадкам, к организации питания детей.

Согласно ФЗ «Об образовании в РФ» (статья 65), за присмотр и уход за ребенком учредитель организации вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей), и ее размер.

За присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, родительская плата не взимается.

Не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования в родительскую плату.

В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом не менее 20% среднего размера родительской платы на первого ребенка, не менее 50% на второго ребенка, не менее 70% на третьего ребенка и последующих детей.

На сегодняшний день на состояние д/о влияет ряд проблем, создающих социальную напряженность:

· Дефицит мест в действующих ДОУ, наличие очередности на устройство детей в детские сады и перегрузка сверх санитарных норм функционирующих учреждений. Причины:

· Изменение демографической ситуации — рост рождаемости.

· Увеличение занятости женщин в общественном производстве и сфере услуг.

· Существенное сокращение количества ДОУ в 90-е годы XX века.

По среднему варианту демографического прогноза Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Крыму, динамика численности детского населения позволяет прогнозировать дефицит мест в дошкольных учреждениях еще до 2025 года.

Таким образом, актуальной является задача ликвидации очередности на зачисление детей в ДОУ. Решение данной задачи рассматривается в рамках мероприятий «дорожных карт», утвержденных на федеральном (распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012 № 2620-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки») и региональном уровнях. «Дорожная карта» является новой технологией управления развитием системы образования, в т.ч. дошкольного, включает в себя анализ текущего состояния системы и предусматривает установление взаимосвязи между стратегическим, тактическим и оперативным планированием развития системы.

В «дорожных картах» предусмотрены следующие важные мероприятия:

· предоставление субсидий субъектам РФ на софинансирование реализации региональных программ развития дошкольного образования;

· создание дополнительных мест в государственных (муниципальных) образовательных организациях различных типов, а также развитие вариативных форм дошкольного образования;

· создание условий для привлечения негосударственных организаций в сферу дошкольного образования.

В связи с кризисными явлениями в экономике, наличием безработицы остается актуальной задача социальной поддержки и вовлечения в систему дошкольного образования детей из малообеспеченных и неблагополучных семей, оказания адрес ной социальной помощи.

Проблема соответствия качества д/о разнообразным потребностям семей, в т.ч. семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями.

В Челябинской области уровень дифференциации услуг в ДОУ остается ниже реальных потребностей семей (особенно в компенсирующих, оздоровительных группах, в группах для детей до 1 года).

В то же время острый недостаток мест в детских садах в ряде населенных пунктов не позволяет расширять сеть коррекционных и оздоровительных групп, уменьшающих проектные мощности учреждений. В этих населенных пунктах на первый план выдвигается задача развития комбинированных групп, в которых дети с особыми потребностями воспитываются совместно с остальными детьми, но при этом получают необходимый комплекс лечебных и коррекционных мероприятий.

Открытие групп для детей до 1 года является одной из действенных мер профилактики социального сиротства, помощи молодым одиноким матерям, оставшимся без средств к существованию.

Дефицит финансовых ресурсов, который оказывает негативное влияние на условия содержания детей в ДОУ: организацию питания детей, оснащение образовательного и социально-бытового процессов, противопожарную безопасность.

Кадровые проблемы.

В последнее время, благодаря проводимой государственной политике, направленной на повышение заработной платы педагогических работников, улучшилась ситуация с обеспеченностью педагогическими кадрами. Проблема укомплектованности и текучести кадров сохраняется в отношении обслуживающего персонала, что связано, в первую очередь, с низким уровнем оплаты труда. В отношении педагогических и руководящих работников имеет место проблема соответствия уровня их профессиональной компетентности современным требованиям к качеству дошкольного образования.

В Крыму, для стабилизации кадровой ситуации в дошкольных учреждениях принимаются следующие меры: увеличение набора студентов в профессиональные учебные заведения, организация регулярной курсовой переподготовки и повышения квалификации дошкольных педагогов. На перспективу задача стабилизации кадровой ситуации в системе дошкольного образования сохраняет свою актуальность.

В «дорожных картах» предусмотрено введение эффективного контракта в дошкольном образовании (в соответствии с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012—2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р).

Эффективный контракт — это, прежде всего, трудовой договор с работником, в соответствие с которым условия получения вознаграждения должны быть понятны работодателю и работнику и не допускать двойного толкования. В эффективном контракте должны быть уточнены и конкретизированы трудовая функция каждого работника, показатели и критерии оценки эффективности его деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда. Также в эффективном контракте должны быть конкретизированы должностные обязанности работника, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг.

Проблема эффективности расходования бюджетных средств, выделяемых на образование дошкольников, увеличения внебюджетных доходов системы дошкольного образования.

Комплексными решениями этих проблем являются такие меры, как перевод образовательных учреждений в автономные образовательные учреждения, переход на нормативно-подушевой механизм финансирования услуг дошкольного образования и введение новой отраслевой системы оплаты труда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: