Концепция развития профессиональной коммуникации как вида профессиональной деятельности педагога (Гребенкина Л.К., Мартишина Н.В., О.В. Еремкина)

 

Профессионально-личностное становление педагога включает четыре уровня: информационный, перцептивный, коммуникативный и культурно-деятельностный.

Информационный уровень нацелен на формирование профессиональной осведомленности студентов, знакомство с различными сторонами педагогической деятельности учителя-профессионала, их гуманно-ценностным наполнением. Основное внимание на этом уровне уделяется познавательно оценивающему компоненту позитивной Я-концепции.

Перцептивный уровень направлен на формирование эмоционально-чувственной сферы и предполагает в основном развитие эмоционально-нравственного компонента.

Коммуникативный уровень связан с формированием культуры общения, творческих способностей и умений профессиональной деятельности, он направлен на формирование мотивационно-волевого компонента.

Культурно-деятельностный уровень связан с развитием творческого компонента, с активным участием будущих учителей в самостоятельной образовательно-творческой и социокультурной деятельности, с учетом формирования профессионально-личностных качеств. Профессионально-личностное становление и развитие – процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление.

Коммуникативные способности являются важнейшими в профессиограмме педагога (Л.К. Гребенкина).

Гребенкина Л.К., опираясь на исследования В.А. Сластёнина, А.В. Барабанщикова, С.С. Муцынова и их учеников, а затем И.Ф. Исаева, уделила внимание развитию приоритетного направления в педагогической и психологической науках – исследованию различных видов коммуникаций в профессионально-личностном становлении педагога (речевой, сетевой).

Так, в одной из своих монографий [1] автор указывает: «…умение и желание осуществлять коммуникацию, взаимодействовать в сетевой электронной среде мы рассматриваем как … «многофункциональное и гибкое средство реализации профессиональной рефлексии», которая открывает широкие возможности для профессионального саморазвития и требует от будущего специалиста системно организованных, интеллектуальных, коммуникативных, рефлексивных, моральных качеств, позволяющих успешно наладить деятельность в широком социальном, экономическом и культурном контекстах. В результате меняется субъект-субъектное взаимодействие, возрастает роль преподавателя не только как носителя социального опыта, но и как активного субъекта, изучающего новейший опыт, проводящего научные исследования, осмысляющего современные тенденции, осуществляющего профессиональную апробацию последних достижений и т.п…»

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: