Групповая коммуникация в организации

Групповая коммуникация возникает при непосредственном общении людей в малых группах, объединяющих небольшое число людей, которые хорошо знают друг друга и взаимодействуют между собой (семья, бригада и т. п.).

Численность группы может варьироваться, но оптимальное количество участников составляет 7-10 человек.

Р. Мертон определяет малую группу как совокупность людей, которые взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей.

Согласно Р. Бейлзу (BALES, Robert), малая группа - это любое количество лиц, находящихся во взаимодействии друг с другом во время ряда встреч, когда каждый участник группы составляет определенное впечатление о других участниках.

По характеру и формам организации деятельности выделяют следующие разновидности малых групп:

случайно организованная группа (например, экскурсионная);

ассоциация, где взаимоотношения определяются личностно значимыми целями (группа друзей);

корпорация (например, учебная группа), где достижение целей осуществляется любой ценой, в том числе и за счет интересов других групп;

коллектив — высший уровень развития группы, характеризующийся сплоченностью, ответственностью за результаты совместной деятельности, единством ценностной ориентации;

команда — группа высокого уровня развития со сложившимися внутренними и внешними связями, имеющая свое лицо, которое не совпадает с индивидуальными качествами ее членов.

Выделяют основные типы групп:

семейная группа — долгосрочная группа с общими интересами, первичная цель которой — обучение коммуникации, выживанию и поведению в обществе;

неформальная группа — необязательно долгосрочная, добровольная группа, объединенная общими интересами, например, игрой;

формальная группа, которая может быть, как добровольной, так и недобровольной (созданной по приказу), с установленным сроком и условиями членства (например, членство согласно уставу), установленной структурой и степенью взаимоотношений (например, устав вуза, учредительные документы товарищества или артели и т. п.).

В группе допустимы неформальные отношения (поездки на природу, корпоративные вечера), содействующие развитию отношений, стремление к имиджевой идентичности, которая поддерживается различного рода ритуальными гимнами, лозунгами, наличием специальной атрибутики.

Коммуникация в малой группе выполняет информативную функцию (обмен информацией) и функции, направленные на поддержание отношений в группе — формирование согласия, обеспечение согласованных действий, складывание особой культуры группы.

Отмечено специфическое речевое поведение при взаимодействии членов группы:

· речевая однородность (в связи со сплоченностью группы и регулярностью контактов),

· преобладание оценочных и характеризующих слов.

Правила коммуникативного поведения в группе включают:

• взаимное признание статуса участников общения как коммуникантов и как членов группы;

• желательность публичного оценивания достижений других (например, Молодец! Здорово придумал!)',

• умение вовремя разрядить обстановку (анекдот, шутка);

• умение выразить согласие с идеями, действиями и решениями группы;

• умение предложить нужную информацию и идеи группе (Почему бы нам не пойти...)',

• умение оценить предложенную идею или информацию так, чтобы не обидеть (Замечательная мысль, а не получится ли так, что...);

• призыв к другим высказать свое мнение (Что ты думаешь об этом?);

• умение предложить план совместных действий (Попробуем сделать так).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: