Обратите внимание: в большинстве случаев речевое поведение в группе носит совещательный характер, что располагает к общению

Три основных фактора, определяющих внутригрупповую коммуникацию, - роли, нормы, лидерство.

Роль — это стереотипное поведение, ожидаемое от человека

в определенной социальной структуре (группе).

Роли могут быть:

• возрастными (ребенок, подросток, юноша, взрослый, старик); нарушение характеристики роли определяется в речи - ведет себя как ребенок, как старик шаркает ногами, плачет как маленький и т. п.;

• половыми (мужчина, женщина); нарушение поведенческого стереотипа также определяется в речи — кричит как «базарная баба», ведет себя как мужик и т. п.;

• социальными (принадлежность к определенному классу общества — высшему, среднему, низшему), что выражается в речевых предпочтениях, невербальном поведении, индикации стиля жизни; нарушение поведенческого стереотипа определяется в речи - разговаривает как грузчик, кричит как торговка, «со свиным рылом да в калашный ряд» и т. п.

Нормы, или правила, внутригруппового общения устанавливаются в зависимости от принятых моделей поведения и коммуникативной ситуации, например, в официальной обстановке руководитель группы говорит, остальные молчат, за банкетным столом может происходить одновременный разговор.

Лидерство в группе

Лидерство бывает четырех видов:

• автократия, когда один подчиняет себе других,

• попустительство (фр. laisser-faire - позволять делать),

• демократия,

• коллективизм, когда формально все равны, но функционально не равны.

Лидер рассматривается как носитель определенных качеств и умений, способствующих влиянию на других (вне зависимости от ситуации, личностные черты имеют природную основу). То есть существует перечень характеристик (черты, способности, умения), имеющих первостепенное значение для лидерского влияния и эффективности лидера.

Согласно этой теории, прирожденные лидеры обладают наиболее эффективными моделями поведения и руководства.

Основными типами лидеров являются харизматический, трансформационный.

Харизматический лидер завоевывает доверие людей и оказывает сильное и экстраординарное воздействие на них (принятие его целей, ценностей, желание подражать и следовать за ним) благодаря своей яркой индивидуальности и личному контакту. В основе его влияния лежит некая «харизма», трудно поддающаяся формальному измерению и объективному описанию. Обычно харизматическое влияние связывают с набором экстраординарных характеристик или моделей поведения лидера.

Трансформационный лидер выстраивает отношения с ведомыми на основе трансформации основополагающих убеждений ценностей и потребностей. Средствами трансформационного лидера являются ораторские (коммуникативные) навыки, которые создают образ уверенного и сильного человека, побуждают у последователей доверие и желание идти за ним. Практическими следствиями теории «черт» является целесообразность психологического отбора прирожденных лидеров для руководящих должностей, стимулирование эффективных моделей поведения и стилей руководства, оттачивание «харизматичности», развитие коммуникативных навыков и других лидерских умений.

Интерактивная теория. Лидер — лицо, в наибольшей степени отвечающее ожиданиям группы и наиболее последовательно придерживающееся ее идеалов, ценностей. У лидера диагностируются максимальный статус и престиж.

Ситуационная теория. Лидерство — функция ситуации и зависит от ситуации. Основными компонентами ситуации являются состав и размер группы, уровень компетентности и степень ведомости членов группы, наличие других лидеров, ожидания группы, ее цели и задачи, сбивающие факторы.

Вероятностные теории лидерства. Эти теории основываются на предположении о том, что не существует какой-то наилучшей модели поведения, к которой руководитель (лидер) мог бы прибегать все время. Адекватное и эффективное поведение лидера зависит от некоторых характеристик лидера, подчиненных ситуации. Вероятностная теория Ф. Фидлера ориентирована на установление связи между лидерами и ситуациями, в которых их ждет успех.

Итоговая вероятностная модель утверждает, что эффективность лидера зависит от трех переменных:

· структуры потребностей лидера, его стремления к выполнению задачи или к удовлетворению межличностных потребностей — ориентация на задачу или на людей;

· способности лидера контролировать ситуацию или его уверенности в том, что задача выполнима и ситуация находится под контролем, а ситуативный контроль зависит от отношений лидера с группой (поддержка лидера), от структуры задачи (ясность и конкретность работы), от доверия и власти лидера (признанная власть позволяет использовать поощрения или наказания);

· взаимосвязи между структурой потребностей (стремлений) лидера и ситуативным контролем.

Например, лидеры, ориентированные на задачу, проявляют себя наилучшим образом, когда ситуация легко контролируется или степень контроля крайне низкая. Лидеры, ориентированные на отношения, добиваются наилучших результатов в ситуациях умеренного контроля.

Методы организации групповой работы.

Одним из распространенных методов организации групповой работы является метод мозгового штурма (англ. brainstorming). Термин был впервые предложен А. Осбоном (США). В ходе мозгового штурма ставится цель стимулировать группу к быстрому генерированию разных идей, когда необходимо совместно определить и расставить приоритеты.

Нулевой набросок - техника для людей, работающих с контентом. Она, по сути, является формой фрирайтинга (письменная техника саморазвития). Метод помогает создать некую основу для определенного продукта, извлекая из мозга все, что вы уже знаете по теме и перенося первоначальные идеи на бумагу. Это позволяет раскрепостить мозг, а также задать ему направление для дальнейшей работы. И, что не менее важно, с ее помощью можно преодолеть страх белого листа.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: