Понятие внеурочной деятельности. Роль и место внеурочной деятельности в образовательном процессе

 

Внеурочной деятельности всегда уделялось пристальное внимание со стороны многих учителей, методистов и ученых. Анализ различной методико-педагогической литературы показал, что существует множество определений внеурочной деятельности, однако в нашей работе мы будем опираться на главный документ по внеурочной деятельности – письмо Минобрнауки от 18.08.2017 N 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности». В нём расписаны Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, разработанные в рамках реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» Институтом образования ФГАУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» совместно с ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина».

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать «образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличающихся от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования». Согласно стандарту основного общего образования «внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса и направлена на становление личностных характеристик ученика, достижение личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы». Внеурочная деятельность более эффективна, чем урочная, потому что позволяет удовлетворить индивидуальные познавательные потребности обучающихся, организовать деятельность, направленную на развитие каждого конкретного ученика.

Исходя из письма, мы должны понимать, что рабочие программы внеурочной деятельности разрабатываются образовательной организацией самостоятельно на основе требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования (далее - ФГОС) с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Рабочие программы внеурочной деятельности должны содержать:

- планируемые результаты внеурочной деятельности;

- содержание внеурочной деятельности с указанием форм ее организации и видов деятельности;

- тематическое планирование.

В письме Минобрнауки указано, что участие во внеурочной деятельности является для обучающихся обязательным. В ФГОС определено максимально допустимое количество часов внеурочной деятельности в зависимости от уровня общего образования: до 1350 часов за четыре года обучения на уровне начального общего образования; до 1750 часов за пять лет обучения на уровне основного общего образования; до 700 часов за два года обучения на уровне среднего общего образования. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию обучающихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Объём часов внеурочной деятельности определяется образовательной программой, которая утверждается образовательной организацией с учетом интересов обучающихся, желания семей и возможностей общеобразовательной организации.

Цели внеурочной деятельности:

1. создать условия для развития личностных характеристик каждого ученика в процессе творческой коллективной деятельности;

2. углубить и расширить знания обучающихся (за счет включения внепрограммного и расширения программного материала);

3. способствовать формированию метапредметных универсальных способов учебной деятельности (путем выполнения творческих, исследовательских, проектных работ, не укладывающихся в рамки занятий);

В настоящее время, в связи с появлением большого количества специализированных школ и профильных классов, возникла необходимость проведения различных внеурочных занятий по профильным предметам, которые способствуют углублению знаний по гуманитарным, естественным наукам, физико-математическим а также развитию разносторонних интересов и способностей обучающихся.

Эффективность учебного процесса, в ходе которого формируется умственный и нравственный облик человека, во многом зависит от успешного усвоения одинакового, обязательного для всех людей содержания образования, наиболее полного удовлетворения и развития духовных потребностей, интересов и способностей каждого школьника в отдельности.

Назначение внеурочной деятельности разнопланово: она углубляет и расширяет знания обучающихся, приобщая их к науке, формирует устойчивый познавательный интерес к тому или иному предмету, способствует сознательной профориентации, практической и психологической подготовке к выбранной профессии.

 Успешное решение задач, стоящих перед школой в современных условиях, невозможно исключительно на уроках. К высоким результатам приводит использование различных форм учебной и воспитательной работы, которые позволяют решать отдельные задачи общеобразовательной средней школы:

1. Обеспечение всестороннего развития ученика с учетом индивидуальных особенностей;

2. Развитие индивидуальных интересов и склонностей школьников;

3. Достижение более высокого уровня подготовки по отдельным предметам, учитывая современные достижения науки и техники;

4. Подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии.

  Основные задачи внеурочной деятельности:

1. Оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

2. Улучшить условия для развития ребенка;

3. Учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся;

Также можно выделить частные задачи, которые решаются учителем в процессе такой деятельности:

1. Осуществление патриотического, нравственного, эстетического воспитания школьников путем вовлечения их в различные внеклассные мероприятия, связанные с приобщением к литературе;

2. Развитие творческих способностей учащихся, удовлетворение их индивидуальных интересов;

3. Повышение общей языковой культуры;

4. Углубление запаса и расширение знаний учеников и формирование лингвистической компетенции;

5. Развитие и совершенствование психологических качеств школьников: трудолюбия, воли, любознательности, инициативности, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний;

6. Воспитание коммуникативной культуры школьников;

7. Воспитание уважительного отношения друг к другу, проявления толерантности.

Конечно, это далеко не весь перечень задач, но самая главная задача стоит перед самими детьми. Важно понимать, что это они главные действующие лица, исполнители ролей, а также разработчики сценариев, костюмов, декораций и других важных элементов своих выступлений. Основная роль учителя выражается в направлении, руководстве, корректировании их деятельности, но иногда требуется и непосредственное участие в разных творческих мероприятиях вместе с детьми для того, чтобы всегда быть примером для детей.

Таким образом, внеурочная деятельность учащихся – это совокупность разнообразных видов деятельности детей, в которой решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий, в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: