Формы и методы организации внеурочной деятельности в школе по литературе для средних классов

Внеурочная работа позволяет ребятам соприкоснуться с более широким, чем на уроке, кругом деятельности, которая становится источником разнообразных художественных впечатлений - читательских, театральных, музейных, музыкальных, вокальных. Мотивацией к такой деятельности является интерес. Внеурочная работа привлекает ученика добровольным участием, свободой личного выбора литературного материала, способом творческого самовыражения, форм общения с искусством, в отличие от работы на уроке, регламентированной единой и обязательной для всех программой.

Такая разноплановая работа по литературе даёт возможность делать то, что по силам каждому ученику в рамках задания: есть возможность попробовать себя в роли писателя, актера, певца, художника, экскурсовода и так далее. В такой свободной деятельности не последнюю роль играет установка на быструю реализацию замысла («конечный результат»), например, краеведческая экспедиция, спектакль или литературный турнир.

Также во внеурочной работе особую роль играет общение, что очень важно для подрастающего поколения: оно полифункциональное (межличностное, познавательное, художественное, творческое); взаимоотношения же учителя и учащихся отличает естественность, открытость и атмосфера подлинного сотворчества.

В письме Минобразования подробно рассматриваются две инновационные формы внеурочной деятельности:

- реализация внеурочной деятельности в сетевой форме – она осуществляется на основе договора между организациями, участвующими в сетевой форме реализации образовательных программ. Вместе с тем, при организации внеурочной деятельности возможно использование ресурсов организаций дополнительного образования (помещений, оборудования, а также кадровых ресурсов для проведения отдельных занятий (мастер-классов, практикумов и т.д.). Только в письме не освещается тот факт, что реализация такой формы внеурочной деятельности требует оснащение школ необходимой техникой, специальными возможностями, которые есть не у всех школ.

- реализация внеурочной деятельности в форме проектной деятельности - проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя по выбранной теме в рамках изучаемого учебного предмета, курса в любом направлении деятельности (познавательной, практической, социальной, художественно-творческой и т.д).

Проект выполняется обучающимся в рамках учебного времени, отведенного основной образовательной программой, и представляется в виде завершенного учебного исследования или объекта (информационного, творческого, социального, прикладного, инженерного и пр.).

В письме обговариваются чёткие критерии готового проекта:

- навыки учебно-исследовательской, коммуникативной деятельности, форсированность критического мышления;

- способность к интеллектуальной аналитической, творческой, деятельности;

- навыки проектной деятельности, а также умение самостоятельно применять полученные знания и способы действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов;

- способность постановки цели, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе полученных данных, презентации результатов.

Данная форма работы является достаточно эффективной и продуктивной для всех возрастных категорий, позволяет учащимся раскрыть свой высокий творческий потенциал, показать свои таланты, проявить креативность.

Форм внеурочной деятельности очень много, в разных вариациях – мы их сейчас рассмотрим.

Общение с литературой связано с литературным творчеством юных читателей-первооткрывателей, попыткой выразить себя как в слове, так и в образе. Владение литературными жанрами, чуткость к слову делают процесс чтения интересным и захватывающим. Кружки становятся школой освоения литературных жанров, овладения азами журналистики, искусством перевода, а рукописные журналы, стенгазеты, альманахи - собранием первых авторских публикаций.

Занятия литературным краеведением обращены к изучению литературной жизни родного края, знакомят ребят с образом «малой родины» в произведениях писателей. Это реализуется через различные экскурсии, создание школьных музеев, школьных газет, походов, экспедиций. Такая разноплановая деятельность позволяет расширить кругозор школьников, по-настоящему почувствовать, увидеть, оценить колорит родного края.

Потенциал художественно-исполнительской деятельности школьников реализуется в школьных театрах, кружках выразительного чтения, которые создают условия для самовыражения.

Названные направления во внеурочной работе связаны с региональной спецификой литературно-краеведческого материала, традициями школы и региона. Отметим, что основным источником внеурочной работы художественно-исполнительского, литературно-творческого характера становятся ярко выраженные творческие навыки педагога - мастера художественного слова, поэта, актёра, певца. Учителю нужно уделить большое внимание подготовке к мероприятию: хорошо знать материал, продумать различные формы и методы для воплощения того или иного замысла, иметь раздаточный материал (или презентацию) и обустроить пространство для комфортного усвоения знаний детьми.

В 30-е гг. Л.С. Выготским была высказана гипотеза: «Каждому периоду детства свойственна своя форма творчества», то есть всегда важно помнить о возрастной динамике в проявлении отношения школьников к различным видам художественной деятельности. Учитель должен заботиться о том, чтобы были гармонично представлены впечатления от непосредственных встреч с произведениями искусства, происходило полноценное обогащение запасов литературоведческих знаний, и туда вписывалось собственное творчество детей.

Определенный вид художественной деятельности на каком–то возрастном этапе оказывается основным, наиболее полно выражающим особенности возраста, но сочетающийся с другими видами деятельности: Процесс этот объективен. Тот вид художественной деятельности, который наиболее близок ребенку данного возраста, можно назвать актуальным. Про другие виды художественной деятельности можно сказать, что они не достигли времени возрастной актуальности или, наоборот, уже перешагнули его черту.

В условиях педагогически организованной внеурочной деятельности различные виды внеклассной работы реализуются в определенных формах. Например, младших подростков особенно привлекает игра - пятиклассники отдают предпочтение сюжетно-ролевым играм, играм-фантазиям, (инсценировкам литературных произведений, драматизациям). Постепенно усиливающаяся познавательная активность подростков проявляется в том, что в шестом классе проявляется особый интерес ребят к разнообразным познавательным играм, включающим ролевое начало (например, воображаемые путешествия, предполагающие «роль» экскурсовода). К седьмым классам количество форм художественно-познавательной деятельности расширяется (проводятся экскурсии, конференции, турниры знатоков; обсуждение книг, выставок, кинофильмов и так далее; организуется издание своего журнала, альманаха). Интерес старших подростков постепенно переключается в русло восприятия произведений искусства с дальнейшей их интерпретацией (читательской, зрительской и т.д.). Динамика плавно усложняется с учетом перспективности форм внеклассной деятельности подростков, которая ориентирована на «зону ближайшего развития».

Таким образом, формы и методы организации внеурочной деятельности в школе по литературе могут быть совершенно разными, в зависимости от возрастных особенностей школьников, тематической направленности их задач и так далее. Самое важное понимание для учителя – продумать, как именно всё это многообразие форм и методов будет реализовываться в той или иной практической деятельности в школе. В этой связи, мы согласимся с утверждением Н.В. Мирецкой: «Можно сухо перечислить всем известные формы работы: кружок, экскурсии, поход, конкурс, школьный вечер, театр, тематическая экскурсия. Форм и методов придумано уж очень много, важно, как мы свяжем их воедино, каким содержанием наполним и каким образом приведем в действие».

Литература:

1. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования». Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071318/

2. Письмо Минобрнауки от 18.08.2017 N 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности». Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-ot-18082017-n-09-1672-o-napravlenii/

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: