Тема: Избирательное право и избирательный процесс

Вопросы:

1. Понятие и принципы избирательного права

2. Понятие и стадии избирательного процесса

3. Понятие и виды избирательных систем

 

ПЕРВЫЙ ВОПРОС

Термин «избирательное право» является производным от слова «выборы». Выборы рассматриваются иногда как одна из форм
непосредственного народовластия (демократии). В ходе выборов про-
исходит формирование и получает объективированное выражение
мнение избирателей относительно кандидатур, выдвинутых в установленном порядке на выборные государственные или муниципальные
должности. Избиратели выражают свое мнение путем индивидуально-
го голосования в установленном месте при общественном контроле.
По результатам голосования замещаются выборные должности. Поня-
тие избирательного права рассматривается в объективном и субъек-
тивном смыслах.

Избирательное право в объективном смысле представляет собой
систему правовых норм, закрепляющих порядок выборов кандидатов
на выборные должности. В нормах избирательного права закрепляют-
ся принципы организации и проведения выборов; порядок формирова-
ния избирательных округов и иных избирательных единиц, от которых
избираются кандидаты; статус избирателей, избирательных объедине-
ний и избирательных коллегий; порядок финансирования выборов;
правила предвыборной агитации; процедура голосования и определе-
ния его результатов; порядок обжалования, опротестования избира-
тельных действий и результатов выборов; ответственность за наруше-
ние избирательного права.

Источниками избирательного права являются конституции, зако-
ны, иные акты парламента, акты главы государства, органов, осу-
ществляющих организацию и проведение выборов и др.

В субъективном смысле избирательное право означает право
гражданина избирать и быть избранным. Право избирать составляет
гарантированная возможность гражданина участвовать в выборах с
решающим голосом (активное избирательное право). Право быть из-
бранным — это гарантированная возможность гражданина быть выдви-
нутым кандидатом на выборную должность и занять эту должность по
результатам голосования (пассивное избирательное право).

Принципы избирательного права — это основополагающие требо-
вания, которые предъявляются к организации и проведению выборов.
К ним относятся:

1. Свободное волеизъявление граждан. Граждане принимают уча-
стие в выборах добровольно, по своему решению. Исключение состав-
ляет обязательный вотум (голосование), когда участие в выборах осу-
ществляется на основе императивных законодательных предписаний
(например, в Бельгии, Греции, Турции, Италии) с установлением от-
ветственности (как правило, моральных санкций или штрафа, а иногда
— лишение свободы).

2. Всеобщность. Избирательное право признается за всеми граж-
данами страны, которые достигли определенного возраста и являются
психически здоровыми. В ряде стран Латинской Америки на основе
международных соглашений в выборах могут участвовать иностран-
цы. В Великобритании в выборах могут участвовать граждане госу-
дарств — членов Британского Содружества. В некоторых странах, ино-
странцы и лица без гражданства, проживающие в стране в течение
определенного времени, могут принимать участие в муниципальных
выборах (Испания, Финляндия, Россия).

Не участвуют в выборах душевно больные, признанные решени-
ем суда, лица, находящиеся под стражей по приговору суда, не голо-
суют пэры Великобритании, в ряде стран — военнослужащие.

Принцип всеобщности гарантируется включением избирателей в
списки или иным способом их учета, обеспечивающим возможность
участия в голосовании каждого.

В большинстве стран активное избирательное право осуществля-
ется гражданами, достигшими на день выборов 18-летнего возраста.
Исключение — 16 лет (в Бразилии, Иране, на Кубе, в Никарагуа) или 20
лег (в Марокко), 21 год (в Латвии).

Для пассивного избирательного права необходим более высокий
возраст, чем для активного. Он дифференцируется в зависимости от
вида выборных должностей (для выборов президента, например, тре-
буется достижение 35 лет — (США, Россия) или 50-летнего возраста
(Италия). Верхний возрастной предел, как правило, не устанавливается
(исключение Намибия — 6$ лет).

Наряду с этим имеются и другие ограничения (цензы): 1) оседло-
сти — устанавливается определенный срок постоянного проживания на
территории избирательного округа (во Франции для коммунальных

выборов — 6 месяцев, в США для кандидата в президенты — 14 лет, для
сенаторов — 9 лет, для членов палаты представителей — 7 лет; в РФ —
10 лет для Президента и 5 лет или суммарные 20 лет для членов Совета
Федерации; 2) иногда предъявляются определенные требования к
гражданству. Для выборов президента США необходимо, чтобы он
был гражданином этой страны по рождению; 3) образовательный ценз
(в Бразилии, Турции), умение читать и писать на государственном
языке (в Судане, Малайзии), владеть государственным языком (Узбе-
кистане, Казахстане, Молдавии).

Признается также институт неизбираемости (при выдвижении кан-
дидатуры определенные должностные лица обязаны уйти в отставку с
занимаемого поста) и несовместимости (запрещается одновременно за-
нимать выборную должность в выборных органах государственной вла-
сти и государственную должность в органах исполнительной власти).

3. Равные выборы. Для каждого избирателя устанавливается рав-
ная возможность воздействовать на результаты выборов, а для канди-
дата — равные условия для избрания. При активном избирательном
праве равенство выражается: 1) в наличии у каждого избирателя рав-
ного числа голосов — «один человек — один голос» (иногда два —
например, в Германии — или больше, но у всех количество голосов
равное); 2) в одинаковом «весе» голосов. Он обеспечивается единой
нормой представительства, т.е. избранием от равного числа жителей
(избирателей); 3) в формировании общего избирательного корпуса, не
разделенного на социальные группы. Пассивное избирательное право
является равным, если в законе установлен общий для всех кандидатов
порядок выдвижения, финансирования выборов, ведения предвыбор-
ной агитации, определения результатов голосования и др.

4. Прямые и непрямые выборы. Прямое избирательное право
осуществляется путем непосредственного избрания кандидатов изби-
рателями. Непрямые выборы являются косвенными (осуществляются
специально создаваемой для этой цели избирательной коллегией либо
постоянно действующим органом государственной власти или местно-
го самоуправления) и многоступенчатыми (осуществляются предста-
вительными органами власти, которые, в свою очередь, сформированы
на основе прямых выборов). Например, в Китае низовые представи-
тельственные органы (собрание народных представителей) избираются
непосредственно гражданами, а низовые органы, в свою очередь, из-
бирают депутатов в вышестоящие представительные органы.

5. Тайное голосование. Внешнее наблюдение и контроль за воле-
изъявлением избирателей исключается. Это гарантируется тем, что
избиратель голосует путем анонимного заполнения избирательного
бюллетеня в специально отведенных местах (кабинах для голосова-
ния), доступ в которые другим лицам запрещен. Иногда для подачи
голоса применяются избирательные машины, электронные карточки
избирателя (США, Индия, Бразилия). Никто не имеет права требовать
сведений о том, как будет голосовать или как проголосовал избира-
тель. Исключение — открытое голосование путем поднятия руки при
выборах низового звена собраний народных представителей в Китае.

6. Периодичность. Устанавливается срок занятия выборной долж-
ности. Парламенты (нижние палаты) избираются обычно на 4-5 лет,
президенты — на 4-6 лет. Сроки полномочий муниципальных выборных
органов могуг быть более короткими. Продление срока исключается.

Виды выборов: 1) выборы делятся на общенациональные (прово-
дятся по всей стране), региональные — на территории субъекта федера-
ции, автономий, административных единиц и муниципальные; 2) по
истечению срока полномочий различают очередные и внеочередные
выборы. Очередные выборы проводятся после окончания срока пол-
номочий, а внеочередные — при досрочном их прекращении (в резуль-
тате роспуска парламента, отставки президента и1.д.); 3) по результа-
там голосования выделяют повторные выборы — проводятся тогда,
когда выборы не состоялись, т.е. результаты голосования в первом
туре не выявили победителей, и новые выборы, если выборы состоя-
лись, но признаны недействительными.

 

ВТОРОЙ ВОПРОС

Избирательный процесс - это закрепленный нормами избирательного права порядок организации и проведения выборов. Субъектами избирательного процесса являются лица, обладающие избирательной праводеяспособностью(граждане, их объединения, государственные и специально создаваемые избирательные органы). Избирательный процент состоит из ряда последовательных упорядоченных действий(мероприятий), которые подразделяется на определенные стадии. К основным стадиям избирательного процесса относятся:

1. Назначение выборов (или определение даты голосования). Вы-

боры назначаются двумя способами:

а) в конституции или законе устанавливается день выборов (голо-
сования) или срок, в соответствии с которым периодически определя-
ется конкретная дата, назначаются и проводятся выборы.

Например, выборы Президента назначаются Советом Федерации
(п. «оо ч.1 ст.102 Конституции). Решение о назначении выборов долж-
но быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней
до дия голосования. Днем голосования является второе воскресенье
месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах и
в котором 6 лет тому назад был избран Президент (ст. 5 ФЗ № 19 от
10.01.2003 О выборах Президента).

В Конституции США установлено, что выборы Президента прово-
дятся в первый вторник после первого понедельника ноября високосно-
то года. В Конституции Чешской Республики устанавливается: выборы
парламента проводятся в период, начинающийся за 30 дней до истече-
ния срока его полномочий, и заканчиваются в день его истечения;

6) издание в установленном порядке акта компетентного органа
проведении в определенный день выборов по истечении срока или при
досрочном прекращении полномочий выборного органа.

По дате голосования исчисляются сроки других избирательных
действий (мероприятий).

2. Образование избирательных округов. Эта стадия наиболее ха-
рактерна для выборов в коллегиальные органы власти, проводимых по
мажоритарной системе. Избирательный округ — это объединение изби-
рателей или коллектива для выборов одного (одномандатный округ),
двух (двухмандатный округ) или более (многомандатный округ) депута-
тов. Количество и расположение (дислокация, нарезка) избирательных
округов, порядок их утверждения обычно регулируются законом, иногда
— актами правительства (Италия), специальными комиссиями (Канада).

Территориальные избирательные округа объединяют граждан по
месту жительства, или по месту работы (Китай), либо по этническому
признаку (Сингапур). Наряду с этим существуют общенациональные
избирательные округа или избирательные округа субъектов федера-
ции, автономий, административных единиц, муниципальных образо-
ваний (общин), которые объединяют соответственно граждан всей
страны или территориальной единицы. Они образуются для проведе-
ния выборов президента, глав исполнительной власти субъектов феде-

рации, автономий, административных единиц и муниципальных обра-
зований (общин) либо выборов коллегиальных представительных ор-
ганов по пропорциональной системе.

Основным требованием к образованию избирательных округов
является обеспечение равного представительства. Число населения
либо избирателей в округах в принципе должно быть равным. Однако
на практике это требование невыполнимо. Поэтому законом допускается отклонение от установленной пропорции на 15-30 %.

Формирование избирательных ков. Избирательным участ-
ком является территория, на которой проживают избиратели, голосу-
ющие в одном заранее определенном месте (помещении), либо учре-
ждения и иные организации (больница, санатории, вокзалы и тд.), в
которых временно пребывают граждане, не имеющие по тем или иным
причинам возможности голосовать по месту жительства,

В месте расположения избирательного участка осуществляется
голосование и проводится первичный подсчет голосов. Количество
избирателей на один избирательный участок определяется техниче-
ской возможностью проведения голосования всех избирателей участка
в отведенное время. В большинстве случаев участки расположены в
границах территории определенных избирательных округов. Иногда
территории округа и участка совпадают или территория последнего
больше территории первого (при выборах муниципальных (общинных)
органов власти в небольших населенных пунктах).

4. Институализация избирательных органов и их статус. Избира-
тельные органы — это специализированные формирования (комиссии,
бюро, президиумы, трибуналы, советы, регистры), в ведении которых
находится организация и проведение выборов. Эти органы не выпол-
няют и не могут выполнять других задач. Осуществление избиратель-
ных действий (мероприятий) является их единственной функцией.
Наряду со специализированными органами ряд избирательных дей-
ствий осуществляют неспециализированные органы, в их числе — пре-
зиденты, министерства, органы местного самоуправления и т.д. Спе-
циализированные государственные органы бывают постоянными
(например, центральные избирательные комиссии, избирательные три-
буналы, гражданский регистр) и временными (создаются на период
выборов — окружные и участковые избирательные комиссии).

В зависимости от подведомственности территории выделяют обще.
национальные избирательные органы (центральные избирательные ко-

миссии), избирательные органы (комиссии) субъектов федерации, авто-
номий, административных единиц, муниципальных образований (об-
щин), а также окружные и участковые избирательные органы (комиссии).

Институализация избирательных органов включает:

формирование избирательных комиссий. Центральная избира-
тельная комиссия создается обычно актами президента, парламента,
правительства, иногда — судом. Во многих странах функции этой ко-
миссии выполняет министерство внутренних дел (Италия, Франция).
Избирательные комиссии субъектов федерации, автономий, админи-
стративных единиц, муниципальных образований (общин) и другие
территориальные комиссии (окружные, участковые) создаются орга-
нами власти этих образований. При выборах в органы местного само-
управления комиссии муниципальных образований создаются соот-
ветствующими местными органами власти;

определение состава избирательных комиссий. Центральная из-
бирательная комиссия состоит из членов, действующих на постоянной
основе. В некоторых странах (Германия, Мексика и др.) она создается из
представителей партий, выдвинувших кандидатов на выборные должно-
сти, но возглавляет ее лицо, занимающее государственную должность
(например, министр внутренних дел и др.). Избирательные комиссии
субъектов федерации также состоят из членов, работающих на постоян-
ной основе. В состав окружных комиссий могут входить депутаты пред-
ставительных органов местного самоуправления, судьи, чиновники
(Франция), представители партий (Германия, Австрия). Участковые из-
бирательные комиссии могут состоять из служащих органов местного
самоуправления или формироваться местными правительствами;

— установление полномочий избирательных комиссий. Полномочия
центральной избирательной комиссии действуют на территории всей
страны. Она осуществляет руководство выборами, издает инструкции и
иные регламентирующие акты, дает разъяснения, распределяет выде-
ленные бюджетные средства, ведет контроль за их использованием, со-
блюдением избирательного законодательства, регистрирует кандидатов
на выборные должности высших (центральных) органов государствен-
ной власти и депутатов парламента, подводит итоги голосования.

Избирательные комиссии субъектов федерации, автономий, ад-
министративных и муниципальных образований действуют на соот-
ветствующих территориях и руководят выборами в территориальные
органы власти, исполняют вышеперечисленные полномочия в отноше-

нии выборов в указанные органы, а также осуществляют контроль за
‘соблюдением избирательного законодательства при проведении выбо-
ров в иные органы власти.

Окружные избирательные комиссии действуют на территории со-
ответствующих избирательных округов. Их основной задачей является
регистрация кандидатов в депутаты, подведение итогов голосования.
Участковые избирательные комиссии осуществляют свои полномочия
на территории избирательного участка. Как правило, они обеспечива-
ют регистрацию избирателей либо контролируют се, организуют голо-
сование и подсчет голосов на избирательном участке.

5. Регистрация избирателей. Состоит в ведении списков избира-
телей, на основании которых лицо допускается к голосованию. Веде-
ние списков отнесено, как правило, к компетенции местных органов
власти (Нидерланды, Польша, Россия), иногда — министерства внут-
ренних дел (Израиль), налогового управления (Швеция) либо специ-
альных органов — гражданские (национальные) регистры (в латиноамс-
риканских странах). В период проведения выборов эти списки передаются участковым комиссиям, которые проводят сверку юридического
избирательного корпуса (числа избирателей, включенных в списки) с
фактическим избирательным корпусом (количеством избирателей, дей-
ствительно проживающих на соответствующей территории).

"Существуют два вида регистрации избирателей: обязательная и
необязательная. В первом случае регистрация производится компе-
тентным органом помимо воли избирателя, а во втором — это делается
по инициативе лица, подлежащего регистрации.

6. Выдвижение и регистрация кандидатов. В ходе этих избира-
тельных действий устанавливается круг лиц, из которых будут заме-
щены выборные должности.

Выдвижение
состоит в решениях и действиях уполномоченных
лиц, связанных с определением в установленном порядке кандидатуры
для избрания, В зависимости от субъекта, осуществляющего выдвиже-
ние, различается несколько способов выдвижения:

— самовыдвижение. Кандидатура выдвигается по инициативе са-
мого кандидата. Обычно для этого требуется поддержка определенно-
то числа граждан путем сбора подписей избирателей;

— выдвижение группами избирателей посредством сбора подпи-
сей и представления соответствующих документов инициативной
группой в регистрационный орган;

— выдвижение политическими партиями. Кандидат выдвигается
только официально зарегистрированной партией при соблюдении
установленного порядка, обеспечивающего выражение общей воли ее
членов по данной кандидатуре;
выдвижение объединениями граждан
выдвижение определенным числом членов представительных
органов и избираемых должностных лиц.

Есть и иные способы выдвижения, характерные для авторитарных
режимов. Все названные способы выдвижения могут выступать в раз-
вых комбинациях.

Выдвижение кандидатов может быть начато только с дня, опреде-
ленного в законе или в акте о назначении выборов. Кандидатами могут
быть выдвинуты лица, обладающие пассивным избирательным правом.

Регистрация — это официальное признание заявления о выдвиже-
нии кандидата. Оно производится актом уполномоченного избира-
тельного органа, который издается на основе документов, подтвер-
ждающих выдвижение кандидата в установленном порядке. Иногда
для регистрации необходимо внести избирательный залог (Нидерлан-
лы, Австрия и др.)

Регистрация заканчивается опубликованием в установленный срок
списка зарегистрированных кандидатов. Как правило, после регистра-
‘ции кандидату разрешено вести предвыборную агитацию, он получает
финансовую поддержку из средств государственного бюджета, может
формировать собственный избирательный фонд и расходовать соответ-
ствующие средства в соответствии с избирательным законодательством.

7. Предвыборная агитация. Она включает совокупность не запре-
щенных законом мероприятий, как правило, массового, а нередко и «то-
чечного» характера, рассчитанного на определенные группы (коллекти-
вы) избирателей. Агитация направлена на поддержку и популяризацию
либо не поддержку определенных кандидатов и состоит в призывах к
соответствующему голосованию «за» или «против» кандидата.

В законодательстве обычно регулируется использование массовых
ее форм, оказывающих воздействие на избирателей в масштабах всей
страны либо отдельных регионов (печать, радио, телевидение). Запре-
щается использование в агитационных целях государственных техниче-
ских средств (время выступления на гостелерадио регламентируется).

Участие государственных служащих в агитации не допускается.
Нередко запрещается агитация в местах дислокации воинских частей.

Агитация не должна препятствовать выполнению полномочий госу-
дарственными органами, вторгаться в чью-либо частную жизнь и др.
За несколько дней до выборов запрещаются публикации опросов об-
щественного мнения, не проводится агитация в день голосования.

8. Финансирование выборов — это выделение государственных
денежных средств и формирование избирательных фондов для покры-
тия расходов, связанных с осуществлением предусмотренных законом
избирательных действий (мероприятий). Объем государственных ле-
‘нежных средств устанавливается в расходных статьях госбюджета.
Конкретные размеры сумм, выделяемых избирательным органом кан-
дидатам, другим лицам определяются центральной избирательной ко-
миссией, избирательными комиссиями субъектов федерации, автоно-
мий, административных и муниципальных образований.

Выделенные суммы могут быть равного размера либо определя-
ются пропорционально избирателям, проживающим на соответствую
шей территории, или числом голосов, поддержавших того или иного
кандидата, если деньги выдаются субъектам их выдвижения. Законом
устанавливаются пределы расходования денежных средств, поступа-
ющих от физических и юридических лиц,

В разных странах градация эта неодинакова. В США индивиды не
могут жертвовать более одной тысячи долларов в год кандидату на
федеральных выборах (в штатах суммы более высокие). Организации
могут выделять бОльшие суммы. В то же время пожертвования
на избирательную кампанию от иностранцев не допускаются. Все
крупные пожертвования должны быть гласными.

9. Голосование и определение результатов выборов. Путем голо-
‘сования производится выявление воли избирателей относительно из-
брания (неизбрания) выдвинутого кандидата. По его результатам кан-
дидаты занимают либо не занимают выборную должность. Голосова-
ние проводится в установленный день и время. В ряде стран избирате-
ли могут проголосовать досрочно.

В голосовании участвуют избиратели, включенные в списки из-
бирателей и удостоверившие свою личность соответствующим доку-
ментом.

Голосование осуществляется чаще всего избирательными бюлле-
тенями либо посредством специальных избирательных машин, специ-
альных электронных карточек. Требования к избирательному бюлле-
теню устанавливаются законодательством. Голосование является личным. Допускается голосование по доверенности (Германия, Франция) либо по почте (Великобритания, Дания, Германия).

Поданные голоса подсчитываются вначале на избирательных
участках соответствующими избирательными комиссиями либо удо-
стоверяются ими. Определяется общее число голосов, поданных за
каждого кандидата, а затем устанавливается число действительных и
недействительных (поданных с нарушением установленных законом
требований) голосов. Данные оформляются протоколом, который
направляется в вышестоящую избирательную комиссию.

Итоги голосования на участках суммируются в окружной либо
центральной (региональной — субъекта федерации, автономии, адми-
нистративного и муниципального образования) избирательной комис-
сии, которые устанавливают результаты выборов.

Результаты выборов публикуются официально.

10. Контроль и ответственность. Общий контроль за соблюдени-
ем порядка организации и проведения выборов осуществляется изби-
рательными комиссиями. В некоторых странах существуют специаль-
ные контрольные органы (коммунальные комиссии во Франции). Кон-
проль осуществляют также государственные органы: парламенты сразу
после своего избрания образуют мандатные комиссии, которые прове-
ряют правильность прошедших выборов, а также суды, прокуратура и
др. Контроль за ходом подсчета голосов осуществляют кандидаты, их
представители, уполномоченные политических партий, общественных
организаций, представители прессы, нередко присутствуют иностран-
ные наблюдатели.

Решения и действия избирательных комиссий могут обжаловаться в судебном порядке. В законе устанавливаются сроки рассмотрения
подобных дел.

За нарушения избирательного законодательства предусматрива-
ется административная и уголовная ответственность. Составы этих
правонарушений определяются в специальных законах (0б админи-
стративной ответственности, уголовных кодексах и др.).

 

ТРЕТИЙ ВОПРОС

 

Избирательная система в широком смысле рассматривается как урегулированная нормами права совокупность общественных отношений, складывающихся между участниками избирательного процесса.

В узком смысле под избирательной системой понимают способ
подсчета голосов избирателей и порядок распределения депутатских
мандатов. В зависимости от этого различают три вида избирательных
систем: мажоритарная, пропорциональна и смешанная.

1. Мажоритарная избирательная система. При подсчете голосов
избранным считается кандидат (список кандидатов), получивший
большинство голосов по сравнению с другими. Большинство голосов
может быть относительным, абсолютным и квалифицированным. По
этому признаку выделяют три разновидности мажоритарной системы:

а) мажоритарная система относительного большинства. Из-
бранным признается кандидат (список кандидатов), если он набрал
более половины от общего числа голосов. Общее число определяется в
законодательстве, во-первых, по количеству избирателей, зарегистри-
рованных в данном избирательном участке; во-вторых, по числу голо-
‘сов избирателей, принявших участие в голосовании (получивших из-
бирательные бюллетени и опустивших их в избирательные урны); в-
третьих, по действительным поданным голосам.

При таком подсчете голосов устанавливается обычно минималь-
ное количество избирателей, которые должны принять участие в голо-
совании. Нарушение этого минимума является основанием для при-
знания выборов несостоявшимися. В законе обычно требуется, чтобы
проголосовало 25 — 50% +1 голос избирателей;

6) мажоритарная система абсолютного большинства. Избран-
ным считается кандидат (список кандидатов), который получил не ме-
нее 50% +1 голос, т.е. абсолютное большинство.

8) мажоритарная система квалифицированного большинства.
Квалифицированное число определяется в законе, оно может быть 2/3,
3/4 и др.

При мажоритарном способе подсчета голосов существуют и иные
‘разновидности — система единого переходящего голоса, кумулятивно-
го (совокупного) голоса".

2. Пропорциональная избирательная система применяется в мно-
томандатных и общенациональных либо региональных (субъектов фе-
дерации, автономий, административных и муниципальных образова-
ний) избирательных округах. Подсчет голосов по этой системе заключается в том, что мандаты в избирательном округе распределяются
между партиями в соответствии с числом голосов, поданных за тот
или иной партийный список кандидатов.

Для того чтобы установить число мандатов ‚ полученных каждой
партией, необходимо определить избирательную квоту (избиратель-
ный метр), т.е. число голосов, которое необходимо для избрания хотя
бы одного кандидата из партийного списка. Эта квота (метр) опреде-
ляется по-разному.

Есть простой способ — квота вычисляется путем деления общего
числа поданных голосов на число депутатских мест по округу с ис-
пользованием при необходимости правила наибольшего остатка.
Усложненный порядок заключается в применении метода делителей,
заградительного пункта, соединения списков и др."

3. Смешанная избирательная система. При смешанном подсчете
толосов используются элементы мажоритарной и пропорциональной
систем. Например, в Германии половина депутатов Бундестага (ниж-
ней палаты парламента) избирается в одномандатных избирательных
округах по мажоритарной системе, а другая половина по общенацио-
нальному избирательному округу с использованием пропорционально-
то способа подсчета голосов. Похожая система действует в Болгарии,
Литве, Грузии и др.

 












































































































































































































































































































































































Тема: Референдум

Вопросы:

1. Понятие и виды референдумов

2. Порядок проведения референдума

 

ПЕРВЫЙ ВОПРОС

Понятие референдума'. В КП под референдумом понимают одну
из форм непосредственного народовластия. Референдум — это такая

форма непосредственной демократии, посредством которой решаются
наиболее важные вопросы общественного и государственного значе-
ния прямым голосованием участников. Участниками референдума яв-
ляются обычно все лица, обладающие активным избирательным пра-
вом. Если возраст избирателей, обладающих активным избирательным
правом, дифференцируется, то к референдуму применяется правило
«более широкого круга». Участниками референдума являются все
траждане, которые достигли установленного в законе возраста — как
правило, 18-летнего. Может быть установлен более низкий предел,
как на Кубе, в Бразилии и др.

Одной из разновидностей референдума является плебисцит (от
латинского  plebiscitum— решение народа). Под плебисцитом чаще все-
го имеется в виду референдум, на котором решаются судьбоносные
вопросы (о государственной принадлежности территории, о форме
правления, о дальнейшем существовании правящего режима и др.)

Нередко наряду с референдумом проводится всенародный опрос,
на котором выявляется мнение населения по тем или иным вопросам
общественной жизни. Однако по результатам опроса населения ника-
ких решений не принимается. Результаты опроса могуn быть лишь
положены в основу решений органов государственной власти. Поэто-
му иногда всенародные опросы определяются как консультативный
референдум (Швейцария). И это допустимо, если при проведении
опроса используется голосование с соблюдением установленных зако-
ном процедур. По данному критерию консультативный референдум
отличается от опросов, проводимых прессой, общественными органи-
зациями, научными учреждениями и др.

Референдум не применяется во многих странах, придерживаю-
щихся англосаксонских правовых традиций, в которых главенствует
принцип верховенства парламента. В соответствии с названным прин-
ципом решения парламента имеют высшую юридическую силу. Уста-

новление же института референдума означает признание за его реше-
ниями высшей юридической силы, если компетенция не ограничивает-
ся актами консультативного характера.

Виды референдума. Классификация референдумов проводится по’
различным основаниям.

1. В зависимости от территориального состава выделяются обще-
национальный, региональный и местный референдумы. В общенацио-
нальном референдуме принимают участие все граждане, обладающие
избирательной правоспособностью. На голосование выносятся реше-
ния, имеющие общегосударственное значение. В голосовании на реги-
ональном либо местном референдуме соответственно принимают уча-
стие граждане субъектов федерации, автономий, административных и
муниципальных образований. На них принимаются решения по вопро-
сам регионального (местного) значения.

2. По содержанию решаемых вопросов референдумы делятся на
конституционные, законодательные и иные. На конституционном ре-
ферендуме принимается или изменяется конституция, а на законода-
тельном — закон. Разновидностью законодательного референдума яв-
ляется отменительный референдум — принимаются решения об отмене
того или иного закона. Иные референдумы проводятся по вопросам, не
связанным с конституционными или законодательными решениями.

3. По характеру проведения (назначения) различают обязател
ный и факультативный референдумы. Обязательный референдум про-
водится в случаях, предусмотренных законом, согласно предписаниям
которого тот или иной вопрос может быть решен только на рефере
думе. Факультативный референдум проводится по инициативе субъек-
тов, обладающих соответствующими полномочиями.

4. По степени обязательности решений референдумы бывают иу
перативные и консультативные. Императивный референдум принима-
ет юридически обязательные решения, а консультативный — рекомен-
дательные.

Предмет референдума — это вопрос, который подлежит решению
на референдуме, либо мнение, которое необходимо выявить путем
голосования по наиболее важным вопросам общественной и государ-
ственной жизни. На референдум выносятся вопросы, как предусмот-
ренные законодательством (обязательный референдум), так и те, кото-
рые официально не определены, а предлагаются инициаторами голо-
сования (факультативный референдум).

В законе определяется круг вопросов, которые не могут решаться на
референдуме. Обычно к ним относятся вопросы экстраординарного или
безотлагательного характера либо требующие узкоспециальных знаний.
Например о бюджете, налогах, амнистии, кадрах, о мерах по обеспече-
нию общественного порядка, здоровья и безопасности населения и др.

Референдумы не проводятся в условиях чрезвычайного, военного,
или осадного положения. Референдум не может проводиться дважды
по одному и тому же вопросу либо может быть проведен повторно, но
через определенный в законе срок (в Италии — через 5 лет, в Испании —
через 3 года, в России — через 1 год).

Важным условием решения вопроса является его понимание
гражданами. Оно достигается как доступным изложением содержания,
так и ясностью, осознанностью решения при голосовании по вопросу,
‘определяемому формулой референдума.

Формула референдума — это конкретное лингвистическое выра-
жение вопроса. Наиболее часто используется три вида формул: 1) во-
прос обращен к голосующему; 2) народный выбор, когда перед участ-
ником ставится альтернатива проголосовать за тот или иной вариант
решения, и 3) смешанная,

В первом случае участнику задается четко определенный вопрос,
согласен ли он с тем или иным утверждением, предложением, меро-
приятисм. На этот вопрос он должен дать ответ «да» или «нет» и тем
самым выразить свое одобрение (неодобрение).

Во втором случае предлагается пометить соответствующим знаком
предпочитаемый (не предпочитаемый) голосующим вариант ответа.

В третьем случае есть элементы первого и второго вида формул.

Иногда на референдум выносится несколько безальтернативных
вопросов, по каждому из которых необходимо принять решения. В этом
случае участник определят свое отношение по всем этим вопросам.

Юридическая природа решений референдума определяется глав-
ным образом по их правовым последствиям. Не влечет каких-либо
правовых последствий консультативный референдум, на котором при-
нимаются решения, не имеющие обязательной юридической сил!

Императивные решения референдума являются обязательными.
Во-первых, они принимаются в соответствии с конституцией и поэто-
му имеют юридическую силу подконституционного акта, и, во-вторых,
их юридическая сила выше акта, принятого парламентом, в том числе
‘парламентского закона. Решением референдума можно изменить или
отменить парламентский закон (Италия, Россия). Отсюда следует, что
императивные (общеобязательные) решения, принимаемые на рефе-

рендуме, занимают высшую ступень в иерархии подконституционных нормативных правовых актов.

 

ВТОРОЙ ВОПРОС

 

Порядок проведения референдума регулируется законом в соот-
ветствии с конституцией. При этом в своих основных стадиях проце-
дуры проведения референдума и выборов совпадают. Однако это раз
личные конституционно-правовые институты. Основное их различие
заключается в том, что на референдуме принимается решение по опре-
деленному вопросу (вопросам) путем утвердительного или отрица-
тельного ответа на него (на них) участников или посредством выбора
ими одного из вариантов решения. В то время как по результатам вы-
боров вручается мандат избранному лицу.

Порядок проведения включает ряд последовательных мероприятий действий. В их числе:

1) инициатива референдума. Референдум может проводиться, как
правило, по инициативе органов государственной власти, органов
местного самоуправления, депутатов и избирателей. Иногда референ-
дум проводится по инициативе главы государства или парламента ли-
бо группы органов местного самоуправления (в Италии — $ областных
советов). Условия и порядок выражения инициативы регулируются
законом или актом местной власти.

Если референдум проводится по инициативе органа власти, то эта
инициатива выражается в соответствующем акте. Для ее выражения
депугатам и избирателям необходимо определенное их число (в Вен-
трии — 50 депутатов, в Италии — не менее 500 тыс. избирателей). Число
избирателей определяется по количеству подписей, собранных в уста-
новленном порядке.

Во многих странах законодательно устанавливается необходи-
мость проверки всех процедур выражения инициативы референдума со
стороны верховных или конституционных судов. Инициаторы рефе-
рендума должны определить предмет и формулу референдума. Однако
окончательного решения по проведению референдума они не прини-
мают. Референдум назначается иными лицами;

2) назначение референдума. Референдум назначается парламен-
том или главой государства. В случае наделения этих органов инициа-
тивой проведения референдума субъект назначения и инициатор сов-

падают. В этой ситуации инициатива и назначение референдума не-
редко выражаются в одном акте. Региональные и местные референду-
мы назначаются соответствующими представительными либо испол-
нительными органами власти. Часто указанные органы обязаны назна-
чить референдум, ссли установленная процедура выражения его ини-
циативы соблюдена. В этом случае они выбирают и устанавливают
лишь определенную дату референдума;

3) организация референдума. Основным принципом организации
является свободное либо обязательное голосование, которое так же,
как и на выборах, является всеобщим, равным, прямым, тайным с со-
блюдением необходимых гарантий.

Мероприятия по организации референдума подразделяются на
стадии. К стадиям организации относятся: составление списков изби-
рателей - участников референдума; образование участков и иногда
округов для голосования, формирование комиссий и иных органов по
проведению референдума; агитационная работа; порядок голосования,
подсчета голосов; определение результатов; обжалование и опротесто-
вание решений и действий органов референдума

Результаты референдума определяются, если голосование при-
знано состоявшимся. Для этого обычно необходимо, чтобы в нем при-
няло участие большинство зарегистрированных участников с соблю-
дением установленного законом порядка.

Решение на референдуме принимается в большинстве случаев аб-
солютным (50% + 1 голос), а по некоторым вопросам — квалифициро-
ванным большинством голосов (положительных ответов).

Официальное оформление результатов референдумов произво-
дится в виде итога подсчета голосов. На основании этого издаются
необходимые законы и акты исполнительной власти. Если результаты
оформляются как закон парламента, то в тексте этого закона указыва-
ется, что он принят референдумом. Тем самым подчеркивается, что
нный акт исходит не от парламента, а имеет непосредственным ис-
точником волю участников референдума.

Жалобы на решения и действия органов референдума. Они пода-
ются и рассматриваются по тем же процедурам, что и при проведении
выборов.

Опротестование результатов. Право опротестовывать результа-
ты имеют только политические объединения. Окончательное решение
по протесту обычно вправе принимать суд высшей судебной инстан-
ции (общей, административной, в Бразилии — верховный избиратель-
ный трибунал).

 

 




















































































































































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: