Подстили, жанры, основные черты

К сфере употребления научного стиля относятся все случаи поиска и утверждения научной истины. Этим предопределяются две основные общественные функции научного стиля: во-первых, сообщение в виде объяснения действительности, во-вторых, воздействие, состоящее в попытке автора убедить всех в правильности своей точки зрения, то есть доказать ее. Функция общения реализуется обычно в устной научной речи: на конференциях, защитах дипломных работ, диссертаций и на прочих научных заседаниях.

Древнейшие научные произведения имели диалогическую форму (например, известные диалоги греческого философа Платона, выступавшего в них под именем своего учителя Сократа[2]), но уже давно основной формой научной речи на всех языках стало письменное монологическое произведение.

Выделяются четыре основных подстиля письменной научной речи.

Ø            Собственно научный подстиль используется при написании текстов двух типов: первичные и вторичные. К первичным текстам относятся научные статьи, монографии, диссертации, дипломные и курсовые работы, публикуемые тексты докладов и т. п. Их назначение — выразить мнение авторов по тем или иным научным вопросам. Вторичными текстами называются те письменные и печатные работы, основная цель которых состоит в описании или / и изложении содержания первичных текстов. Жанрами вторичных текстов являются разного рода конспекты, рефераты, аннотации, рецензии.

Ø Научно-учебный подстиль выступает в учебниках, пособиях, учебных справочниках, публикуемых курсах лекций и др. учебных изданиях. Их назначение состоит в передаче уже известных научных истин в ходе обучения и самообразования. Адресат данных произведений — лица, обучающиеся или повышающие квалификацию по какой-либо специальности, а также получающие общеобразовательные сведения.

Ø Научно-справочный подстиль представлен в энциклопедических и терминологических словарях и различных справочниках для специалистов и для широкого круга пользователей. Назначение этих произведений — обеспечить читателю возможность быстрого поиска нужной научной информации.

Ø Научно-популярным подстилем пишутся тексты на научные темы для широкого круга читателей: книги, статьи, заметки, рецензии и эссе научных трудов в газетах и журналах, интервью ученых, обзоры научной жизни и научной литературы.

Хотя научный стиль реализуется преимущественно в письменной речи, с развитием средств массовой коммуникации, с ростом значимости науки в современном обществе, увеличением числа различного рода научных контактов, таких, как конференции, симпозиумы, научные семинары, возрастает роль устной научной речи.

Основными чертами содержания научной речи и в письменной, и в устной форме являются точность, подчеркнутая логичность, обобщенность, абстрактность (отвлеченность), стремление к объективности изложения, диалогичность (соотнесение своей точки зрения с мнениями других ученых по исследуемым вопросам), авторизированность (т. е. разграничение различных точек зрения, в первую очередь собственного мнения и иных взглядов). Этими стилеобразующими признаками обусловлены требования к средствам выражения, используемым в научной речи. Например, обобщенность и отвлеченность реализуются, в частности, использованием в научных текстах разного рода таблиц и схем.

 

Контрольные вопросы

1. Какую сферу деятельности обслуживает научный стиль?

2. Какие функции выполняет научный стиль?

3. Для какой формы общения — монологической или диалогической — более характерна речь научного стиля?

4. Какая форма — устная или письменная — первична для речи научного стиля?

5. Какими основными чертами отличается содержание научной речи?

6. Сколько выделяется подстилей научной речи?

7. В чем заключается назначение собственно научного подстиля и в текстах каких жанров он представлен?

8. Что такое первичные и вторичные научные тексты?

9. В чем заключается назначение научно-учебного подстиля и в текстах каких жанров он представлен?

10. В чем заключается назначение научно-справочного подстиля и в текстах каких жанров он представлен?

11. В чем заключается назначение научно-популярного подстиля и в текстах каких жанров он представлен?

 

 


[1] Виноградов В. В. Итоги обсуждения вопросов стилистики // Вопросы языкознания, 1955, № 1, с. 48.

[2] Вот, например, отрывок из платоновского диалога "Федр":

Сократ. …Перейдем к другим речам. В них было, мне кажется, нечто такое, к чему следует присмотреться тем, кто хочет исследовать красноречие.

Ф е д р. Что ты имеешь в виду?

Сократ. Эти две речи были противоположны друг другу. В одной утверждалось, что следует угождать влюбленному [в тебя], в другой — что невлюбленному.

Ф е д р. И очень решительно утверждалось.

Сократ. Я думал, ты скажешь «неистово» — это было бы правдой, как раз этого я и добивался: ведь мы утверждали, что любовь есть некое неистовство. Не так ли?

Ф е д р. Да.

Сократ. А неистовство бывает двух видов: одно — следствие человеческих заболеваний, другое же — бо­жественного отклонения от того, что обычно принято.

Ф е д р. Конечно, так.

Сократ. Божественное неистовство, исходящее от четырех богов, мы разделили на четыре части: вдохно­венное прорицание мы возвели к Аполлону, посвяще­ние в таинства — к Дионису, творческое неистовство — к Музам, четвертую же часть — к Афродите и Эроту — и утверждали, что любовное неистовство всех лучше. Не знаю, как мы изобразили любовное состояние: быть может, мы коснулись чего-то истинного, а возможно, и уклонились в сторону, но, добавив не столь уж неубе­дительное рассуждение, мы с должным благоговением прославили в сказочном гимне моего и твоего, Федр, владыку Эрота, покровителя прекрасных юношей.

Федр. Слушать мне было наслаждение!

Сократ. Одно постараемся из этого понять, как могло наше рассуждение от порицания перейти к по­хвале.

Федр. Как же это, по-твоему?

Сократ. Мне кажется, все было там в сущности только шуткой, кроме одного: все, что мы там случайно наговорили, — двух видов, и суметь искусно применить их возможности было бы для всякого благодарной за­дачей.

Федр. Какие это виды?

Сократ. Первый — это способность, охватывая все общим взглядом, возводить к единой идее то, что по­всюду разрозненно, чтобы, давая определение каждому, сделать ясным предмет поучения. Так поступили мы только что, говоря об Эроте: сперва определили, что он такое, а затем, худо ли, хорошо ли, стали рассуждать; поэтому-то наше рассуждение вышло ясным и не про­тиворечило само себе.

Федр. А что ты называешь другим видом, Сократ?

Сократ. Второй вид — это, наоборот, способность разделять всё на виды, на естественные составные ча­сти, стараясь при этом не раздробить ни одной из них, как это бывает у дурных поваров: так, в обеих на­ших недавних речах мы отнесли неразумную часть души к какому-то одному общему виду. Подобно тому как в едином от природы человеческом теле имеется две одноименные части, лишь с обозначением «левая» или «правая», так обстоит дело и с состоянием безумия, которое обе наши речи признали составляющим в нас от природы единый вид, но одна речь выделила из него часть, обращенную налево, и не остановилась на этом делении, пока не нашла там некую так называемую левую любовь, которую вполне справедливо и осудила; другая же наша речь ведет нас к правой части неистов­ства, одноименной с первой, и находит там некую боже­ственную любовь, которой отдает предпочтение, и вос­хваляет ее как причину величайших для нас благ. Федр. Ты говоришь в высшей степени верно. Сократ. Я, Федр, и сам поклонник такого разли­чения и обобщения — это помогает мне рассуждать и мыслить. И если я замечаю в другом природную спо­собность охватывать взглядом единое и множественное, я гоняюсь

Следом за ним по пятам, как за богом.

Правильно ли или нет я обращаюсь к тем, кто это мо­жет делать, знает бог, а называю я их и посейчас диа­лектиками.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: