Цели и задачи использования информационных и компьютерных технологий в профессиональной деятельности

Тема 1. Образование в информационном обществе – 4 часа

Образование – одна из самых консервативных общественных систем. Формы, методы и организация системы образования в основном сложились в 17в. и практически не реагировали на развитие технологий. Однако новые информационные технологии уже внесли в образование существенные новации.

 

По мере продвижения к информационному обществу наблюдаются следующие тенденции в сфере образования.

1. Переход от механического процесса обучения к органическому, гуманистическому обучению. Информационные технологии позволяют адаптировать учебный процесс к нуждам отдельного индивидуума и быстро реагировать на возникающие перемены. Организационный способ достижения этой цели – индивидуальное обучение. В социальном плане это может обеспечить учащимся равные возможности в получении образования.

2. Поддержка разнообразия образования.

3. Развитие системы гибких индивидуальных учебных программ.

4. Децентрализация учебных заведений. Вместо централизованного обучения с фиксированным расписанием и набором уроков на основе новых технологий школа сможет организовать проведение части учебного процесса на дому, а части – в составе гибких, динамически формируемых учебных групп по интересам.

5. Информатизация управления учебным заведением. Образовательные учреждения обеспечиваются информационными системами, автоматизируется управленческая деятельность, создаются и используются распределенные базы данных в различных предметных областях.

 

Одна из важных проблем в современном образовании – это возможность сделать его более доступным для каждого человека.

В силу своего динамизма информационное общество требует от своих членов непрерывного обучения. Это позволит человеку не отстать от времени и быть способным сменить профессию.

 

Можно говорить о принципе пожизненного повышения квалификации. При этом возникли новые формы обучения, в частности, дистанционное образование, которое быстро наращивает свои возможности и охватывает различные уровни образовательной системы, включая школьный, университетский и послевузовский.

 

Важным и полезным моментом в обучении явилось использование технологии мультимедиа, которые делают более доступными сложные абстрактные построения.

 

В настоящее время благодаря мультимедийным технологиям структурой учебного материала возможно создавать высокоэффективные средства обучения – электронные книги, мультимедиа-энциклопедии, компьютерные фильмы, базы данных и т.д., которые позволяют объединить текстовую, графическую, аудио- и видеоинформацию, анимацию.

 

В информационном обществе есть все возможности для того, чтобы сделать более полноценным образование инвалидов. Им на помощь придут дистанционные формы обучения.

 

История развития школьного информационного образования в России относится к 60-ым годам прошлого столетия.

В 1985г. в школьные программы был введен новый предмет «Основы информатики и вычислительной техники».

О динамике развития этого направления в образовании можно судить по тому, что за столь короткое время школьная информатика прошла несколько этапов.

Вначале стояла задача формирования алгоритмической культуры учащихся.

По мере оснащения школ компьютерами задача была расширена до формирования компьютерной грамотности учащихся.

Компьютерная грамотность включает:

1. алгоритмическую культуру;

2. умение «общаться» с компьютером;

3. представление об устройстве и принципах действия ЭВМ;

4.  представления об областях применения и возможностях ЭВМ, социальные последствия компьютеризации.

 

На следующем этапе развития, когда у школ появилась возможность работать в компьютерных сетях, задача школьной информатики расширилась до формирования информационной культуры учащихся:

Информационная культура включает:

1. компьютерная грамотность;

2.  информационное моделирование;

3.  понимание основных принципов и квалифицированное использование основных типов современных информационных систем.

 

Необходимые знания и навыки для решения задач, которые обозначаются термином «информационная компетентность» школа должна дать каждому обучающемуся, определяют содержание информационного образования:

 

1. появление новых педагогических технологий;

2. скорость распространения компьютеров во всем мире;

3. экономика компьютерных технологий;

4. признание информатики как академической дисциплины.

 

В России подготовка специалистов по информатике и информационным технологиям ведется в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, а также в многочисленных учреждениях дополнительного образования. Таким образом, информационное образование действительно стало большой самостоятельной отраслью, свидетельством вхождения мира в информационное общество.

 

Цели и задачи использования информационных и компьютерных технологий в профессиональной деятельности

Цель ИКТ - сформировать у будущих учителей систему знаний, умений и навыков в области использования средств информационных и компьтерных технологий (ИКТ) в обучении и образовании.

Задачи ИКТ:

1. раскрыть взаимосвязи дидактических, психолого-педагогических и методических основ применения компьютерных технологий для решения задач обучения и образования;

2. сформировать компетентности в области использования возможностей современных средств ИКТ в образовательной деятельности;

3. обучить студентов использованию и применению средств ИКТ в профессиональной деятельности специалиста, работающего в системе образования;

4. ознакомить с современными приемами и методами использования средств ИКТ при проведении разных видов учебных занятий, реализуемых в учебной и внеучебной деятельности;

5. развить творческий потенциал будущего учителя, необходимый для дальнейшего самообучения, саморазвития и самореализации в условиях бурного развития и совершенствования средств ИКТ.

Средства компьютерных телекоммуникаций позволяют обеспечить учебный процесс следующими элементами:

1. поурочными учебными и учебно-методическими материалами;

2.  обратной связью между преподавателем и обучаемым;

3.  доступом к отечественным и зарубежным информационным и справочным системам;

4.  доступом к электронным библиотекам;

5.  доступом к информационным ресурсам ведущих отечественных и зарубежных электронных газет и журналов;

6.  обменом управленческой информацией внутри системы обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: