Под дидактическими функциями понимается внешнее проявление свойств средств обучения, используемых в учебно-воспитательном процессе с определенными целями. Это – их назначение, роль и место в учебном процессе.
Применение ИКТ в сфере образования позволяет:
1. оперативно обмениваться информацией, идеями, планами;
2. обеспечивать оперативную консультационную помощь;
3. организовывать совместные исследовательские работы учащихся, учителей, студентов из одного либо разных регионов, или даже разных стран.;
3. формировать у участников процесса коммуникативные навыки, культуру общения (умение кратко и четко формулировать собственные мысли, терпимо относиться к мнению партнеров, способность вести дискуссию, аргументированно доказывать свою точку зрения);
4. прививать навыки исследовательской деятельности, моделируя работу научной лаборатории, творческой мастерской;
5. развивать умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью современных компьютерных технологий, хранить и передавать на дальние расстояния;
6. способствовать культурному, гуманитарному развитию учащихся.
Положительные и отрицательные стороны информатизации образования
Позитивные и негативные факторы информатизации образования необходимо знать и учитывать в практической работе каждому учителю.
Использование средств ИКТ в системе подготовки школьников приводит к
обогащению педагогической и организационной деятельности школы следующими
значимыми возможностями:
1. совершенствования методов и технологий отбора и формирования содержания
образования;
2. введения и развития новых учебных дисциплин и направлений, связанных с информатикой и информационными технологиями;
3. внесения изменений в обучение большинству традиционных школьных дисциплин,
напрямую не связанных с информатикой;
4. повышения эффективности обучения за счет повышения его индивидуализации и
дифференциации;
5. организации новых форм взаимодействия в процессе обучения и изменения содержания и характера деятельности учителя и ученика;
6. совершенствования механизмов управления системой образования.
7. развитие личности школьников и повышение уровня активности и реактивности обучаемых.
Но использование средств ИКТ во всех формах обучения может привести и к ряду
негативных моментов:
1. минимальное в учебном процессе живое общение учителей и школьников, общение в виде "диалога с компьютером".
2. минимальные социальные контакты, сокращение социального взаимодействия и общения;
3. затрудненность перехода от знаковой системы как формы представления знания на страницах учебника на экран монитора;
4. нелинейная структура информации подвергает школьника "соблазну" следовать по предлагаемым ссылкам, что отвлекает от основного русла изложения учебного материала;
5. огромные объемы информации, предоставляемые такими средствами информации как справочники, энциклопедии, Интернет-порталы;
6. проблема Интернет-списывания, состоящая в том, что из сети заимствуются
готовые проекты, рефераты, доклады, решения задач и так далее, не соответствующие повышению эффективности обучения и воспитания;
7. средства ИКТ могут стать не только мощным средством становления и развития
школьников (как личности, субъекта познания, практической деятельности, общения,
самосознания), но и наоборот, способствовать формированию шаблонного мышления,
формального и безынициативного отношения к деятельности;
8. во многих случаях использование средств информатизации лишает школьников
проведения реальных опытов своими руками, что негативно сказывается на реальном
обучении;
9. чрезмерное и неоправданное использование большинства средств информатизации
негативно отражается на здоровье всех участков образовательного процесса.
Задания для контроля
Подготовьте письменный доклад на одну из тем по выбору:
1. Информационно-компьютерные тенденции в сфере образования.
2. Понятие и сущность дистанционного образования.
3. Роль ИКТ в образовании людей с ограниченными возможностями.
4. Понятие и сущность информационной культуры.
5. Понятие и сущность компьютерной грамотности.
6. Положительные и отрицательные стороны информатизации образования.
Объем доклада не менее 6 страниц, список литературы – не менее 4 источников. Доклад выполняется 12 шрифтом, 1,5 интервалом, Times New Roman.