Дидактические функции компьютерных телекоммуникаций

Под дидактическими функциями понимается внешнее проявление свойств средств обучения, используемых в учебно-воспитательном процессе с определенными целями. Это – их назначение, роль и место в учебном процессе.

 

Применение ИКТ в сфере образования позволяет:

1. оперативно обмениваться информацией, идеями, планами;

2. обеспечивать оперативную консультационную помощь;

3. организовывать совместные исследовательские работы учащихся, учителей, студентов из одного либо разных регионов, или даже разных стран.;

3. формировать у участников процесса коммуникативные навыки, культуру общения (умение кратко и четко формулировать собственные мысли, терпимо относиться к мнению партнеров, способность вести дискуссию, аргументированно доказывать свою точку зрения);

4. прививать навыки исследовательской деятельности, моделируя работу научной лаборатории, творческой мастерской;

5. развивать умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью современных компьютерных технологий, хранить и передавать на дальние расстояния;

6. способствовать культурному, гуманитарному развитию учащихся.

Положительные и отрицательные стороны информатизации образования

 

Позитивные и негативные факторы информатизации образования необходимо знать и учитывать в практической работе каждому учителю.

Использование средств ИКТ в системе подготовки школьников приводит к

обогащению педагогической и организационной деятельности школы следующими

значимыми возможностями:

1. совершенствования методов и технологий отбора и формирования содержания

образования;

2. введения и развития новых учебных дисциплин и направлений, связанных с информатикой и информационными технологиями;

3. внесения изменений в обучение большинству традиционных школьных дисциплин,

напрямую не связанных с информатикой;

4. повышения эффективности обучения за счет повышения его индивидуализации и

дифференциации;

5. организации новых форм взаимодействия в процессе обучения и изменения содержания и характера деятельности учителя и ученика;

6. совершенствования механизмов управления системой образования.

7. развитие личности школьников и повышение уровня активности и реактивности обучаемых.

 

Но использование средств ИКТ во всех формах обучения может привести и к ряду

негативных моментов:

1. минимальное в учебном процессе живое общение учителей и школьников, общение в виде "диалога с компьютером".

2. минимальные социальные контакты, сокращение социального взаимодействия и общения;

3.  затрудненность перехода  от знаковой системы как формы представления знания на страницах учебника на экран монитора;

4. нелинейная структура информации подвергает школьника "соблазну" следовать по предлагаемым ссылкам, что отвлекает от основного русла изложения учебного материала;

5. огромные объемы информации, предоставляемые такими средствами информации как справочники, энциклопедии, Интернет-порталы;

6. проблема Интернет-списывания, состоящая в том, что из сети заимствуются

готовые проекты, рефераты, доклады, решения задач и так далее, не соответствующие повышению эффективности обучения и воспитания;

7. средства ИКТ могут стать не только мощным средством становления и развития

школьников (как личности, субъекта познания, практической деятельности, общения,

самосознания), но и наоборот, способствовать формированию шаблонного мышления,

формального и безынициативного отношения к деятельности;

8. во многих случаях использование средств информатизации лишает школьников

проведения реальных опытов своими руками, что негативно сказывается на реальном

обучении;

9. чрезмерное и неоправданное использование большинства средств информатизации

негативно отражается на здоровье всех участков образовательного процесса.

 

 

Задания для контроля

Подготовьте письменный доклад на одну из тем по выбору:

1. Информационно-компьютерные тенденции в сфере образования.

2. Понятие и сущность дистанционного образования.

3. Роль ИКТ в образовании людей с ограниченными возможностями.

4. Понятие и сущность информационной культуры.

5. Понятие и сущность компьютерной грамотности.

6. Положительные и отрицательные стороны информатизации образования.

 

Объем доклада не менее 6 страниц, список литературы – не менее 4 источников. Доклад выполняется 12 шрифтом, 1,5 интервалом, Times New Roman.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: